birmaga.ru
добавить свой файл

1

КУ «Георгиевская ООШ – 1-3 ступени № 1»

Урок русского языка в 5 классе

Родственные слова.

Культура речи. «Дело мастера боится»

Разработала

учитель русского языка и литературы

Легеня Татьяна Ивановна



2012 год

Тема урока. Родственные слова. Культура речи: «Дело мастера боится».

Цель: повторить тему « Родственные слова»; дать понятие общественной значимости труда людей разных профессий; расширять и пополнять словарный запас по теме; формировать систему компетентностных знаний о профессиях; развивать устную связную речь и логическое мышление учащихся; воспитывать уважительное отношение к труду.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, сюжетные картины по теме, предметы, принадлежащие людям разных профессий, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Фронтальный контроль выполнения домашнего задания посредством интерактивного метода «Микрофон».

-Какую профессию ты бы выбрал себе? Почему?

-Какие слова в языке называются родственными?

3. Объявление темы, постановка цели.

Слово учителя.

Сегодня мы будем работать в группах. Каждую группу возглавляет эксперт, который не только будет оказывать вам помощь по мере необходимости, но и помогать оценивать учителю вашу работу на уроке.

Сообщение о результатах анкетирования «Какую профессию бы ты выбрал, если бы сегодня был выпускником школы?»

-Ребята, одним из ключевых слов на нашем уроке будет слово «труд», а второе ключевое слово вы узнаете, расшифровав буквенную мозаику на доске: «ИРОФСПСЕЯ».

4. Мотивация.

-Сегодня на уроке с целью повышения орфографической грамотности мы повторим тему «Родственные слова».

-Тему «Дело мастера боится» мы выбрали не случайно. Каждому из вас в жизни предстоит не только выбрать профессию, но и стать мастером своего дела, профессионалом.


Визитной карточкой нашего урока станет индивидуальное творческое домашнее задание учащихся.

Диалогическое чтение учащимися стихотворения Маяковского «Кем быть?»

5. Работа над темой.

Слово учителя.

- Утром, приходя в школу, вы встречаетесь с людьми разных профессий, они работают с вами и для вас. Кого вы можете назвать?

-учителя

-технические работники

-библиотекарь

-медсестра

-директор

-завуч.

-Какие добрые слова вы можете сказать в их адрес?

-Сегодня мы будем говорить о людях разных профессий, будем учиться понимать, как важно любить дело, которому служишь.

Назовите профессии людей, принимавших участие в создании вашего учебника по русскому языку.

-Давайте, определим, что лежит в основе любой профессии. Для этого мы проведём игру «Найди ключевое слово».

Учащимся раздаются карточки с пословицами, в которых нет ключевых слов.

Без (труда) не вытащишь и рыбку из пруда. Очень скучная (работа), коль трудится не охота. Сделал (дело) - гуляй смело. Один (летний) день год кормит.

Дети называют ключевые слова.

-А как звучат эти слова на украинском языке?

- Подберите к словам «труд, работа, дело, летний» родственные слова.

Самоконтроль + выборочный контроль.

Учащиеся выставляют себе оценки в заранее выданные табели.

-Итак, какие же слова называются родственными?

-Ребята, труд должен приносить свои плоды, давайте, карточки, в которых вы определяли ключевые слова и находили родственные, передадим детям младшей школы. Они их будут применять в качестве раздаточного материала на уроках русского языка при изучении аналогичных тем. Думаю, что малыши будут вам благодарны.

-Ну, что ж, вы хорошо потрудились, теперь пришло время физкультминутки-имитации «Определи профессию».

Первая группа «Отгадайки».

Вторая группа «Портные».


Третья группа «Учителя».

Четвёртая группа «Столяры».

Дети в группах договариваются о движениях, после чего «Отгадайки» задают вопрос: «Вам работники нужны?»

«Отгадайки»: «А что вы умеете делать?»

Группа «Портные» показывает движения имитации: шьёт швом «вперёд иголку», вдевает нитку в иголку, кроит ткань…

Остальные группы имитируют движения своих профессий.

6.Закрепление материала. Выполнение разно уровневых логических упражнений.

Каждая профессия требует своих орудий труда. Давайте попробуем поставить себя на место этих людей.

Первая группа составляет логические пары: водитель-автомобиль; пекарь-противень; продавец-весы; программист- компьютер.

Вторая группа соединяет линиями логические пары: винт-завинчивают; чертёж чертят; гвоздь забивают; температуру измеряют. Гаечным ключом, молотком, карандашом, термометром. Дети называют профессии: конструктор, слесарь, медсестра, плотник.

Третья группа подбирает прилагательные:

Т- трудолюбивый;

Р – результативный;

У – упорный;

Д – добросовестный.

Четвёртая группа подбирает к сюжетным картинам предметы, которые характеризуют данную профессию.

Оценка работ групп экспертами.

Сегодня, ребята, вы славно потрудились. А что бывает, когда труд не приносит результатов? Давайте, посмотрим фрагмент мультфильма о пожарных, так и не попавших на пожар.

- Можно ли назвать таких людей профессионалами?

7. Подведение итога.

-Что вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Какие профессии сегодня для вас стали открытием?

-Как называют людей, у которых дело спорится?

-Вы стоите на первой ступеньке пути к будущей профессии, вы – ученики. Ваш труд – это учёба, а результат этого труда – знания. Знания – это сила. Человек, вооружённый знаниями не победим. Хочется, чтобы вашим трудовым девизом стали слова поэта А. Искандера:


«Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться и день и ночь,

И день и ночь!»

8. Домашнее задание по выбору учащихся.

1.Творческое задание.

Подготовить диалог для ролевой игры «Зимняя улица. Инспектор ГАИ и пешеход».

2. Задание поискового характера.

Найти информацию о профессии программиста.

Литература. Гамалий А.Т. «Игры и интересные упражнения».

Ковалько В.И. «Здоровье – сберегающие технологии», Москва, 2004 год.

Без … не вытащишь и рыбку из пруда.

Очень скучная … , когда трудиться не охота.

Сделал … – гуляй смело

Один … день год кормит.

Без … не вытащишь и рыбку из пруда.

Очень скучная … , когда трудиться не охота.

Сделал … – гуляй смело

Один … день год кормит




Составьте логические пары по образцу:

водитель – автомобиль

пекарь –

продавец –

программист –

Составьте логические пары по образцу:

водитель-автомобиль

продавец-

программист-

пекарь-

Составьте логические пары по образцу:

Водитель-

Продавец-

Пекарь-

Программист-

Составьте логические пары по образцу:

Водитель-

Продавец-

Пекарь-

Программист-

Составьте логические пары:



гайка

молоток

чертёж

гаечный ключ

гвоздь


термометр

температура


карандаш


Составьте логические пары:

гайка

молоток

чертёж

гаечный ключ

гвоздь

термометр

температура


карандаш

Составьте логические пары:

гайка

молоток

чертёж

гаечный ключ

гвоздь

термометр

температура

карандаш

Составьте логические пары:

гайка

молоток

чертёж

гаечный ключ

гвоздь

термометр

температура

карандаш

Составьте логические пары:

гайка

молоток


чертёж

гаечный ключ

гвоздь

термометр

температура

карандаш



Составьте логические пары:

гайка

молоток

чертёж

гаечный ключ

гвоздь

термометр

температура


карандаш

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Подберите прилагательные к слову

Т

Р

У

Д

Отгадайки

Портные

Учителя

Столяры

Подберите к сюжетным картинкам предметы, которые характеризуют эту профессию

c:\users\dancer\desktop\young_teacher1.jpg

c:\users\dancer\desktop\cosmet_face_logo_white.jpg


c:\users\dancer\desktop\a_3933_4338.jpg

c:\users\dancer\desktop\681.jpg

c:\users\dancer\desktop\095700c5b0617b9f184b03c80ed05638.jpg

Табель

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка за урок

Оценка учителя































Табель

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка за урок

Оценка учителя





























Табель

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка за урок

Оценка учителя































Табель

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка за урок

Оценка учителя































Табель

Фамилия, имя


Самооценка

Оценка эксперта

Оценка за урок

Оценка учителя































Табель

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка за урок

Оценка учителя