birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок русского языка


в 3 классе


Тема
: Состав слова.
Тип урока: Обобщающее повторение.
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи
:
Обучающие:


- повторить изученные признаки родственных слов;

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Оборудование:

-карта путешествий;

-плакат «Цветущий луг»;

-предметные картинки;

-телеграмма, билеты, карточки, атрибутика.
Ход урока:


  1. Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость. Сядьте удобнее, закройте глаза, опустите головы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться, Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я, как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться, я очень хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке русского языка мы продолжим путешествие по Грамматическому царству, Орфографическому государству. Точнее, мы поплывём по океану Знаний в страну «Морфемику». Эта страна интересна тем, что состоит из островов, так же, как слово из частей. Острова- это части слова. Мы посетим эти острова, познакомимся с их жителями. Будем , закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.


Учитель: Ребята, у нас гостья, прилетела сорока. У неё что-то в клюве. Она принесла телеграмму. Что же в этой телеграмме?

«Привет, друзья!

Примите приглашение.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы здесь живут и тут и там.»

Жители страны Морфемики.

Учитель: Ну что, ребята, принимаем приглашение? А путешествовать, как вы думаете, мы будем на чём? c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0292152.wmf

Ученик: На корабле.

Учитель: Раз на корабле, то все вы станете матросами, наденьте бескозырки и гюйсы, а я, как капитан, поведу наш корабль. В пути нам будет светить яркое солнышко, именно оно будет помогать оценивать ваши знания. Если ваш ответ будет верным, то вы получите яркое солнышко.

(на доске висит таблица)

- «пять»

- «четыре»

- «тебе придётся поработать»


  1. Минутка чистописания.

Учитель: Во время путешествия нам придётся многому удивляться. Какой звук произносим мы, когда удивляемся?

Ученик: О-О-О!

Учитель: Давайте охарактеризуем этот звук. Какие мысли возникают у вас при произношении этого звука?

Ученик: Он – гласный. Может быть ударным и безударным. Обозначает твёрдость согласного звука.

Учитель: Давайте соединим букву О верхним соединением и у нас получатся …очки. Итак, наденем защитные очки и отправляемся в путь.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Для того, чтобы в пути не допустить ошибок, мы отправляемся с причала «Словознайка». В пути нам пригодятся знания слов:


  1. В путь мы отправляемся на … (корабль)

  2. Нам предстоит дальняя … (дорога)

  3. В путь мы возьмём своих… (товарищ)

  4. Нам предстоит преодолеть большое… (расстояние)

  5. Отправляясь в путешествие, и чтобы не сбиться

с курса, мы должны вспомнить стороны горизонта…(север, юг,

запад, восток)

  1. Корабль поплывёт побыстрее, если будет дуть попутный…(ветер)

  2. Итак, мы прощаемся и говорим … (до свидания)



  1. Самопроверка.

Учитель: У каждого на парте билет. Переверните его. На обратной стороне написаны эти слова. Проверьте правильность их написания. Поднимите руки те, кто не допустил ошибок. Солнышко вам улыбнётся!

  1. Работа с предложением.

Учитель: Пока мы добираемся до острова, поработаем с предложением. С одним из записанных слов мы его и составим.

м. гл. п. сущ. п. прил. сущ.

Мы отправляемся на корабле в дальнее путешествие.

- запись с комментированием;

- разбор по членам предложения и частям речи.

  1. Наблюдение над ролью окончания.

Учитель: Мы продолжаем наш урок,

Нас приглашает окончание,

И у него для нас задание:

А что такое окончание?

Ученик: Окончание – изменяемая часть слова.

Учитель: А для чего оно служит?

Ученик: Для связи слов в предложении.

Учитель: Посмотрите на доску.

В, ХОРОШО, А, ЛУЧШЕ, ДОМ, ГОСТИ

Учитель: Прочитайте слова. Что нужно для того, чтобы слова стали предложением?


Ученик: У нас не получилось предложение, потому, что слова стоят в неправильном порядке. Нам надо изменить слова, а поможет нам в этом окончание.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Учитель: Что это за предложение?

Ученик: Это пословица.

Учитель: Объясните смысл. Мы с вами тоже вернёмся домой, когда закончится наше путешествие.

Что вы ещё знаете об окончании?

Ученик: По окончанию мы можем определить, к какой части речи относится слово. Узнать род, число и падеж.

Учитель: Итак, внимание, сейчас задание! По окончанию определить часть речи.

(На столе лежат карточки. На них написаны окончания. Учащиеся подходят по одному, переворачивают карточку и называют окончание. Подбирают слово с таким же окончанием. Записывают слово на доске и характеризуют его как часть речи.)

-а; -е; -ий; -яя; -ат;

сущ. ж.р.ед.ч. сущ. ср.р.ед.ч. прил.м.р.ед.ч. прил.ж.р.ед. ч. гл. мн.ч наст.вр.

стран а мор е син ий дальн яя спеш ат

Учитель: Я вижу, что на острове «Окончание» для вас не было неожиданностей. Отправляемся на следующий остров.


  1. Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Учитель: Закройте глазки. Сейчас мы с вами вообразим, что мы опять на нашем корабле, который плывёт к следующему острову.

Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?

Приплыл! Причаливайте! Выходите!

Скорее, скорее на остров спешите!

Как вы думаете, на каком острове мы оказались?

Ученик: На острове «Приставок».

Учитель: Почему вы так решили?

Ученик: Матрос говорит: «ПРИплыли, ПРИчаливайте, ВЫходите».

Он специально выделял приставки.

Учитель: Что такое приставка?


Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: А вы знаете, что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку?

Ученик: Надо подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.

Учитель: Образуйте и запишите к слову ход родственные слова, добавляя к ним приставки.

(После записи слов один ученик читает, остальные проверяют.)

Выход, вход, переход, сход, заход, отход, уход и т.д.

Учитель: А теперь, внимание, устроим соревнование. Кто за одну минуту напишет как можно больше приставок!

(Проверка)


  1. Физкультминутка.

( Под мелодию «Яблочко» учащиеся, имитируя движение моряков, поднимаются по канату, тянут канат, драят палубу и танцуют.)

Учитель: А теперь глаза закрыли,

С вами дальше мы поплыли.

Продолжается наше путешествие.

Водичка тёпленькая,

Погодка чудненькая,

Вот птичка маленькая

Несёт задание:

Начинаем наше собрание,

Что за остров впереди?

Мы не сбились ли с пути?

Ученик: Остров «Суффиксов».

Учитель: Почему вы так решили?

Ученик: Слова были сказаны с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-еньк; -к; -ичк.

Учитель: А что такое суффикс?

Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Учитель: Сейчас проверим, как вы умеете образовывать с помощью суффикса новые слова. Я буду показывать вам картинки с изображением животных, а вы будете называть и записывать их детёнышей.


(На картинках изображены: волк, коза, медведь, слон, тигр)

(Получились слова: волчонок, козлёнок, медвежонок, слонёнок, тигрёнок. )

Учитель: С помощью суффикса можно увеличить или уменьшить слова?

Что это?

Ученик: Дом.

Учитель: Как из дома сделать жильё для лилипутов?

Ученик: Дом-домик.

Учитель: Какой суффикс использовали?

Ученик: Суффикс –ик.

Учитель: Как из дома сделать жильё для великана?

Ученик: Дом- домище.

Учитель: Какой суффикс использовали?

Ученик: Суффикс –ищ.

Учитель: Так для чего же нужны суффиксы и приставки?

Ученик: С их помощью образуются новые слова.

Приставки и суффиксы весело живут,

Они словам значенья новые дают.



  1. Наблюдение над однокоренными словами.


Учитель: Корень слова - главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

Итак, друзья, вперёд!

Нас самая главная часть слова ждёт.

К острову «Корень» прикреплено выражение:
Зри в корень!

Что это за надпись? Почему на этом острове поместили это выражение? Что это значит?

Ученик: Это значит, что надо смотреть на самое важное, самое главное.

Учитель: Что такое корень?

Ученик: Корень – это общая часть однокоренных, родственных слов.

Учитель: Значит родственных?
(На доске висит картина «Цветущий луг».

На лугу находятся гусь, гусыня , гусята и гусеница ).

А будут ли являться родственниками вот эти персонажи?

Родственники.

- Вы кто такие?

-Я – Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

-А я ваша тётя – Гусеница.

Учитель: Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

Ученик: Есть.

Учитель: Назовите их.

Ученик: Гусь, Гусыня, гусята.

Учитель: А слово гусеница?

Ученик: Это не однокоренное слово, так как у него другой корень - гусен и другое смысловое значение.



  1. Самостоятельная работа.


Учитель: Сейчас выполним самостоятельную работу.

(На партах карточки)



Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

http://festival.1september.ru/articles/579129/img6.gif

http://festival.1september.ru/articles/579129/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/579129/img6.gif

http://festival.1september.ru/articles/579129/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/579129/img6.gifhttp://festival.1september.ru/articles/579129/img7.gifhttp://festival.1september.ru/articles/579129/img8.gif


http://festival.1september.ru/articles/579129/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/579129/img6.gifhttp://festival.1september.ru/articles/579129/img8.gif

 

 

 

 


  1. Итог урока.


Учитель: Нам уже пора домой. Наше путешествие по стране «Морфемика» закончилось. Оно было для нас увлекательным и полезным. Я думаю, что о нас останутся хорошие воспоминания у жителей этой страны. Страна, в которой мы побывали, называется «Морфемика».

Морфемы это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.

  1. Рефлексия.

Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.
http://festival.1september.ru/articles/579129/img15.jpg

  1. Оценка

(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке. Подсчитывают количество Солнышек, полученных за правильные ответы во время путешествия. )

Учитель: Возьмите в руки своё Солнышко. Посмотрите, как светло стало в нашем классе! Мне было интересно работать с вами. Спасибо всем за урок!

  1. Домашнее задание.

Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слов, парных согласных, удвоенных согласных, повторить порядок разбора слов по составу.