birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию»Я.А. Коменский

Урок русского языка в 11 классе

Тема «Способы выявления и формулировки проблемы в сочинении на ЕГЭ»

Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.

Задачи урока.

Образовательные:


  1. познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

  2. формировать умение выявлять проблему текста;

  3. формировать умение формулировать проблему;

развивающие:

  1. развитие логического мышления, речи;

  2. развитие творческих способностей;

воспитательная:

  1. воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Тип урока: развития речи

Технология развития критического и логического мышления.

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. 
Итог – постановка целей учебной деятельности.


Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей

Осмысление, рождение нового знания.Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.



    1. Стадия вызова


Учитель:

- Проверим домашнее задание:

1. Назовите план, по которому пишется сочинение.

2.Назовите критерии, по которым проверяется сочинение (часть С)

3. Что оценивает критерий К1?

Учитель:

-Тема урока «Проблема текста». Какие задачи поставим перед собой?

  • Знать: что такое проблема, какие существуют типы проблем.

  • Уметь: выявлять и формулировать проблему текста

Это общие задачи, а теперь сформулируйте задачи для себя, исходя из личного опыта, умений и навыков. (Ответы учащихся)

Учитель:

- Начать, я предлагаю, со словарной работы. Определите по словарю значение слова «проблема».

(Ответы учащихся.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.)
Учитель:

- Прошу обратить внимание и запомнить, что определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.


  1. Стадия осмысления.

Учитель:

- Выделяют различные типы проблем: философские, социальные, политические, экологические, нравственные, эстетические. Перед вами типы проблем (Приложение 1): конкретизируйте каждый из типов проблем.

(Учащимся дается разрезанная таблица, их задача: восстановить таблицу)

Философские

затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления


Социальные

касаются устройства и жизни общества

Политические

связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп

Экологические

отражают взаимодействие человека и природы

Нравственные (этические)

связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения

Эстетические

восприятие человеком прекрасного

Смысл жизни

Социальная справедливость

Политика в жизни общества

Взаимосвязь человека и природы

Эгоизм и гуманизм

Восприятие искусства

Познание и самопознание

Создание правового государства

Гражданское общество

Глобальная экологическая катастрофа

Доброта и жестокость

Воспитание эстетического вкуса

Свобода и ответственность

Соблюдение прав человека

Демократия

Потребительское отношение к природе

Духовность и бездуховность

Духовность в искусстве

Человек и история

Прогресс и общество

Международные конфликты

Экология культуры


Честь и бесчестье

Чтение, роль книги в жизни человека

Человек и культура

Наука и общество

Разоружение

Экология языка

Интеллигентность и хамство

Массовая культура. Телевидение. Интернет.







Терроризм




Дружба и предательство










Национализм




Любовь и ревность










Шовинизм




Конфликт поколений





Учитель:

- Чтобы закрепить полученные знания, будем работать в малых группах по 3 человека.

Задание 1. Попробуйте доказать, что предложенные темы связаны с морально-этическими проблемами.

1. Как усовершенствовать свой характер. 2. Бескорыстие дружбы. 3. Лёгкая дорога в жизни: ведёт ли она куда-нибудь? 4. Человек за всё в ответе. 5. Что значит познать самого себя. 6. Имеем ли мы право судить прошлое? 7. Быть внимательным по отношению к другим. 8. Терпимость — редкое достоинство.

(Примерные ответы учащихся: темы определяют жизненную позицию человека, его взгляды, убеждения, затрагивают вопросы поведения, особенности характера).

Задание 2. По обозначенной теме, определите проблему. Работа в парах. Установите стрелочками соответствия.

(Учащимся раздается таблица (Приложение 2), затем проверяется совместно).

Тема

Проблемы

Роль книги

Проблема патриотизма

Человек, любящий свою родину

Проблема нравственного воспитания

Война

Археологические раскопки
Проблема исторической памяти
Проблема сохранения духовного наследия

Природа

Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;

Честь и достоинство

Проблема отношения человека к природе
Экологическая проблема

Музей

Проблема сохранения человеческого достоинства
Проблема патриотизма
Проблема мужества

Язык

Проблема общения
Проблема этики, хороших манер

Спор, дискуссия

Проблема бережного отношения к языку
Проблема экологии языка



Учитель:

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задание? Чтобы правильно определить проблемы, необходимо действовать по алгоритму (Приложение 3).

Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке


Если проблема открыто не заявлена, то...


    1. прочтите текст и выявите основную мысль текста;

2.запишите ее в виде законченного предложения;

3.определите, на какой вопрос отвечает это предложение;

  1. запишите этот вопрос, он и является проблемой текста


(Алгоритм в распечатанном виде раздается ученикам).
Учитель:

- Продолжаем работать в парах. Используя алгоритм, выявите проблему текста.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Солоухин)
(Дифференцируем задание по уровню подготовки учащихся: выделенные слова помогут сильным учащимся самостоятельно правильно выявить проблему.

Для слабых учащихся задаются наводящие вопросы, помогающие заострить внимание на самом главном в тексе:

- Какова роль детства в жизни человека?

- Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?

- Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?)
Этап формулировки проблемы.

Учитель:

- Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

    1. проблема какая (в виде повествовательного предложения, сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
    2. формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?


- Чтобы быстро и правильно сформулировать проблему, мы воспользуемся речевыми клише, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации.
(Приложение 4.)

Речевые клише. Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

  • Касается …  проблемы.

  • Уделяет внимание ... проблеме.

  • Над какой-либо проблемой думать, работать.

  • Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

  • Автор затрагивает проблему...

  • Много места уделено проблеме...

  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...

  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...

(Клише в распечатанном виде раздается ученикам.)

Учитель:

-Прежде чем вы начнете самостоятельно формулировать проблему, давайте попытаемся предупредить возможные грамматические ошибки. Для этого я предлагаю следующее задание: редактирование предложений.

(Распечатанные карточки с предложениями (Приложение 5) раздаются ученикам).

1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3.Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

6. Как получить искусство сносить лишения?

7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.

8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.

9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…

Учитель:


- Настало время контроля и самоконтроля знаний. Каждый самостоятельно читает текст, по алгоритму выявляет и формулирует его проблему.

(Цель данного этапа урока: определение качества знаний и уровня усвоения способов действий

Возможные методы и приемы выполнения: разноуровневая самостоятельная работа с текстом; конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи).
Текст.

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или из университета, умылись, переоделись, пообедали – и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестренки, отвести ее в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о ее самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми ее проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодежь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики… (По В.Харченко)
(Задания дифференцируются:

1.готовые формулировки для слабых – найди правильный ответ:

1)проблема дружбы;

2)проблема отношения к дому, к домашним делам;

3)проблема интеллигентности человека;

4)проблема отношений между членами семьи.

2.сильные учащиеся самостоятельно выявляют и формулируют проблему текста).

(Ответы учащихся)
Коррекция знаний и способов действий

Цель данного этапа урока: проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


(Заслушиваются все ответы учащихся. Ответы корректируются при участии учащихся. Самые удачные формулировки проблемы записываются в тетрадь. В зависимости от полученных результатов, учащиеся корректируют свои задачи, поставленные в начале урока).

Закрепление.

Учитель:

- Настало время серьезной индивидуальной работы. Каждый учащийся получит текст. Задание: прочитайте текст (Приложение 6), сформулируйте тему, проблему, запишите в таблицу на доске. (Приложение 7). Затем каждый учащийся презентует свой текст (автор, название, краткий пересказ, тема, проблема).

Обобщающая таблица ответов учащихся может выглядеть следующим образом:


Автор

Тема

Проблема

1. Ю.Котлярский

Любовь

Проблема эгоизма в любви

2. В.Солоухин

Телевизор

Проблема пассивного отношения к жизни

3. М.Мартынов

Современная школа

Проблема сохранения лучших традиций образования

4.

Детская игрушка

Проблема нравственного воспитания

5. Н.В.Гоголь

Чинопочитание

Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

6.Ф.Кривин


Воспитание

Автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;

каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?




    1. Стадия рефлексии

Подведение итогов урока

Цель данного этапа урока: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Возможные методы и приемы выполнения: сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися.

Учитель:

- Подходит к концу наш урок. Ответьте на вопросы:

-Что такое проблема?

-Назовите способы формулировки проблемы.

-Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

-Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?

-В чём отличие темы от проблемы?
Учитель:

-А сейчас подведите итог своей работе на уроке, удалось ли вам выполнить те задачи, которые вы перед собой ставили

(Для осуществления итоговой рефлексии учащимся предлагаются ориентировочные вопросы в зависимости от той цели, которую они перед собой ставили).

  1. Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.

  2. Выполнение задания по инструкции было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.

  3. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.

  4. Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.

  5. Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.
  6. Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в инструкции были непонятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.


  7. При выполнении задания по инструкции вы: получили новую информацию; получили полезную информацию; не узнали ничего нового.

  8. Сегодня на уроке я впервые узнал про …

  9. После урока мне захотелось более подробно узнать о …

Оценки за урок.

Домашнее задание (учащиеся выбирают один из вариантов самостоятельно).

I.Отредактировать предложенные формулировки проблем по тексту И.Ильина «если хочешь счастья – не думай о лишениях».

1.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

2.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

3.Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться.

4.Как получить искусство сносить лишения?

5.Прочитав текст, возникает проблема, как овладеть «искусством жизни»?

II. сформулировать и записать проблему текста упр. 405 (публицистическая статья Д.С.Лихачева)