birmaga.ru
добавить свой файл

1
Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии среднего образования


Урок развития речи в 7 классе
по теме «Создание сценария по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Автор: Рябущенко Галина Сергеевна, учитель русского языка
и литературы первой квалификационной категории
МБОУ гимназии №2 г. Асино Томской области


Цель: написание сценария драматургического представления
Задачи: 1) учить написанию сценария, опираясь на текст изученного произведения
2) развивать творческие способности учащихся;
3) развивать умение толерантного отношения друг к другу
Оборудование: компьютер, проектор, таблички с номерами групп названиями и названиями, распечатки с заданиями для групп, листы ватмана и фломастеры для выполнения творческих заданий в группах; реквизит для актёрской группы; разноцветные значки для подведения итогов.

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок – это завершение работы по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык.
Давайте вспомним, что нам известно о самом произведении и его героях. Каждой группе дано задание, которое вы должны обсудить и ровно через одну минуту рассказать о сделанных выводах. Хроникёры, следите за временем!
II. Актуализация знаний (работа в группах).
Задания для групп:
1 группа
В чём заключается отличие сатирического произведения от юмористического? На ваш взгляд, «Хамелеон» - это юмористическое произведение или сатирическое? Почему?
2 группа
Что составляет основу рассказа: монолог автора или диалог героев? Ответ аргументируйте.
3 группа
Почему рассказ назван «Хамелеон»?
4 группа
Перечислите средства характеристики героев в рассказе «Хамелеон».
5 группа
Что высмеивает в своём рассказе А.П.Чехов?
Представление работы в группах.

III. Введение нового понятия, объявление цели урока.

Ребята, давайте представим такую ситуацию: нам предстоит поставить спектакль на сцене на сцене театра по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Но прежде необходимо написать сценарий. Что такое сценарий?
Сценарий – это текст, предназначенный для сценического воплощения.
Запишите определение в тетради.
Написание сценария и будет целью нашего сегодняшнего урока.
IV. Распределение ролей.
Создание спектакля – это творческий, трудоёмкий процесс, в котором участвует большое количество людей разных профессий. Попробуем «примерить» на себя эти роли.
Итак, позвольте представить участников:
1 группа – «Художники-декораторы», руководитель Садовская Алина
2 группа – «Художники по костюмам», руководитель Торопова Люба
3 группа – «Сценаристы», руководитель Толстова Аня
4 группа – «Режиссёры», руководитель Жиляева Олеся
5 группа – «Актёры», руководитель Демешкин Илья
V. Работа в группах по заданиям.
Задания для групп:
1 группа
Опираясь на текст «Хамелеона», продумайте и изобразите на ватмане эскиз оформления сцены для инсценировки произведения А.П.Чехова. Подготовьтесь к защите вашей работы, привлекая цитаты из текста.
2 группа
Подумайте, как должны выглядеть герои рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Нарисуйте костюмы главных персонажей. Подготовьтесь к защите вашей работы, привлекая цитаты из текста.
3 группа
Выберите из текста необходимый материал для инсценировки. Продумайте и запишите последовательность эпизодов и диалогов героев.
4 группа
Составьте рекомендации для актёров: определите их характеры, особенности поведения и речи в соответствии с ситуацией.
5 группа
Выберите небольшой отрывок из текста рассказа «Хамелеон» для инсценировки, распределите роли, попробуйте «разыграть» выбранный вами эпизод.
VI. Представление работы групп.

1. Важна работа художников-декораторов, создающих обстановку, на фоне которой будет разворачиваться действие спектакля. Слово 1 группе.

Защита работы 1 группы «Художников-декораторов».
2. Художники по костюмам тщательно продумывают детали одежды для актёров, учитывая, что действие происходит в 19 веке. Слово 2 группе.
Защита работы 2 группы «Художников по костюмам».
3. Работа сценаристов заключается в создании композиции спектакля, в определении, из каких эпизодов он будет состоять. Слово 3 группе.
Защита работы 4 группы «Сценаристов».
4. Режиссёр – главный человек в постановке спектакля. Он руководит творческим процессом: даёт указания актёрам об особенностях поведения, речи героев. Слово 4 группе.
Защита работы 5 группы «Режиссёров».
5. Актёры воплощают авторский замысел на сцене, привнося своё понимание в образ. Посмотрим, что удалось за это короткое время подготовить 5 группе. Аплодисменты актёрам!
VII. Подведение итогов (рефлексия).
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какие оценки вы бы себе поставили?
Перед вами на столе лежат разноцветные лепестки, посоветуйтесь и определите, какой цвет соответствует вашему настроению. Прикрепите ваши лепестки на доске.
Получился чудесный цветок нашего настроения!
VIII. Слово учителя.
В заключение хотелось бы сказать вот о чём: А.П.Чехов написал замечательный рассказ «Хамелеон», который как будто предназначен для постановки на сцене. Работая над спектаклем, мы создаём новое произведение театрального искусства, потому что оно прошло через умы и сердца многих людей: художников, сценаристов, режиссёров, актёров. Мы сегодня попробовали прикоснуться к этому удивительному миру и «сотворить» своё «произведение». Нельзя не согласиться со словами Н.В.Гоголя, сказавшего когда-то давно : «…едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение ТВОРИТЬ».
IX. Домашнее задание.

Написать небольшой сценарий на тему «Хамелеон в наши дни»