birmaga.ru
добавить свой файл

1

Урок математики по теме

«Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд» (по ФГОС)
Адам Валентина Николаевна,

учитель математики,

МБОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида № 35»

г. Череповца Вологодской области
На сегодняшний день специальный образовательный стандарт еще не принят. В Вологодской области коррекционные образовательные учреждения перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты, разрабатывают адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагается урок математики (технологическая карта) для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, разработанный в соответствии с ФГОС, а также самоанализ конспекта урока. В технологической карте прописаны цель, задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные),этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся и формируемые на каждом этапе урока УУД (универсальные учебные действия).

В течение урока у учащихся формируются следующие УУД:

- познавательные: умение воспринимать информацию, анализировать, производить логические действия, умение делать выводы (с помощью учителя), умение сравнивать, группировать объекты, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее, умение устанавливать причинно-следственные связи, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схемы, модели;

- коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение выражать свои мысли в устной форме, развитие навыков групповой работы;

- регулятивные: умение организовать свое рабочее место, умение анализировать свои действия, умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, умение контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера ( с помощью учителя);


-личностные: мотивация учебной деятельности, формирование коммуникативной компетенции учащихся в групповой работе со сверстниками

Самоанализ урока проведен по следующим критериям:

- соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов;

- участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий;

- направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных;

- технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока;

- оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ;

- наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)
Технологическая карта урока
Предмет: математика Класс: 5
Базовый учебник: Перова М. Н., Капустина Г. М. Математика: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — М.: Просвещение, 2013 (рекомендован Министерством образования и науки РФ)
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»
Цель урока: закрепление умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
Задачи урока:

образовательные: продолжить формирование вычислительных навыков в процессе решения примеров и задач;

коррекционно-развивающие: корригировать и развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки групповой работы;


воспитательные: воспитывать познавательный интерес к учению через постановку законченных инструкций, организованность и самостоятельность в выполнении заданий.
Тип урока: урок закрепления знаний


Необходимое оборудование: Перова М. Н., Капустина Г. М. Математика: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — М.: Просвещение, 2013 (рекомендован Министерством образования и науки РФ), карточки с разноуровневыми заданиями, таблицы с примерами, наглядные пособия..



Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент


1.Приветствует детей.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создает психологический настрой.

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

В класс вошел – не хмурь лица!

Будь веселым до конца.

Не ломайся, не кривляйся,

Всем законам урока подчиняйся.

Я желаю вам успехов в работе на уроке!

Приветствуют учителя Включаются в деловой ритм урока.

Оценивают свою готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

организация своего рабочего места, своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

Актуализация опорных знаний.


Устный счет.




  1. Создает проблемную ситуацию.

- Найдите ошибку. Правильно ли записана дата проведения этого урока? (19.10.13., правильно -19.11.13.)

- Что означает число 11? (это номер месяца- ноябрь- в году)

- Какой сегодня день недели? (вторник)

- А какой вчера был день недели? (понедельник)

- А какой будет послезавтра день недели? (четверг)

- Какое сейчас время года? (осень) А какое было до этого? (лето) А какое будет после? (зима)

- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Читает стихотворение

Опустел скворечник,

Улетели птицы…

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

- И в царстве математики тоже сегодня листопад…

Предлагает выбрать правильный ответ к примерам


15

7+8
(На листочках записаны примеры и ответы, учащимся необходимо соединить правильный ответ с примером)

6+6 9

17-8 12

9+3 14

14-7 8

12-4 12

8+6 7

  1. Предлагает выполнить задания:

- Найдите, где на доске записаны трехзначные числа. Прочитайте их.

206,999,700,827,400,216,500,429,615,936, 100, 125

-назовите среди чисел самое маленькое,

-назовите самое большое число среди данных,

-распределите данные числа на две группы

  1. Предлагает выполнить задания на карточках:

- Рассмотрите примеры (на карточках 2 столбика примеров, задания 2-го столбика дифференцированные). Примеры какого столбика можно решить устно?

275+300 245+127

406-200 406-123

720+100 399+68


923-200 580-67

560-100 325+48

548+400 912-451

Как будем решать примеры 2-го столбика?


Глазами находят дату в левом верхнем углу доски. Ищут ошибку

Отвечают на вопросы

Слушают стихотворение

Решают примеры, находят правильный ответ, соединяют стрелкой.

Читают числа, сравнивают, отвечают на вопросы, выполняют группировку

Анализируют, говорят предполагаемые результаты, обосновывают выбор ответа.

Рассматривают примеры, сравнивают, анализируют.

Отвечают на вопросы (примеры 1 столбика можно решить устно, т.к. прибавляем круглые сотни)


Познавательные: анализ данных, умение делать выводы (с помощью учителя)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме

Регулятивные: анализ своих действий, фиксация затруднений.

Познавательные: умение воспринимать информацию, анализировать, производить логические действия Коммуникативные: умение

сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные: анализ своих действий, фиксация затруднений

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, группировать объекты

Коммуникативные: умение

сотрудничать в совместном решении проблемы


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока.

Озвучивает цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Как вы думаете, для чего нам необходимо учиться складывать и вычитать числа?

Акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Формулируют тему урока (с помощью учителя)


Предлагают ответы.

Записывают тему урока в тетрадь.


Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя

Личностные: мотивация учебной деятельности


Закрепление ранее полученных знаний.

Решение примеров



256

+ 128

384


256

+ 128

374
1. Предлагает рассмотреть примеры и определить правильность их решения.

2. Предлагает самостоятельную работу по карточкам (2 столбик)

3. Организует взаимопроверку


Рассматривают примеры, объясняют выбор правильного решения.

Решают самостоятельно примеры (2 столбик)

Взаимопроверка примеров.


Познавательные: умение видеть указанную ошибку и

исправлять ее, умение делать выводы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске ответа на вопрос; умение воспринимать ответы учащихся

Регулятивные: осуществление самоконтроля, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные: формирование коммуникативной компетенции учащихся в групповой работе со сверстниками

Динамическая пауза

Предлагает упражнения на релаксацию.

Релаксационная игра “Дерево”.

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви- руки -свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится!



Выполняют стоя у парты.


Регулятивные: регуляция своих действий

Работа над задачей

4. Организует разбор задачи.

Предлагает прочитать задачу:

У мамы было 1000 рублей. Она заплатила 456 р. за свет и 138 р. за газ. Сколько денег осталось у мамы?

Создает установку на работу

(анализ, моделирование задачи) с целью обучения приемам мыслительной деятельности.

Задает вопросы с целью анализа задачи:

-о чем говорится в задаче?

-назвать числовые данные задачи;

-что обозначает число 1000р.?

- прочитать главный вопрос задачи;

- можем ли сразу ответить на этот вопрос? Почему?

-можем узнать, сколько мама истратила денег для оплаты света и газа? Каким действием?

-как узнаем, сколько денег осталось у мамы?

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Предлагает самостоятельно записать решение задачи (для детей, обучающихся по индивидуальной программе, предлагается помощь)

Контролирует деятельность учащихся, осуществляет индивидуальный подход.

Организует проверку решения задачи с целью коррекции аналитико-синтетической деятельности.

Организует связь урока с практической деятельностью

- Где можно произвести оплату коммунальных услуг?

Банк Почта

Магазин Аптека

Ателье Касса ЖКУ

Подводит итог работы над задачей, оценивает отдельных учащихся

Читают текст задачи.

Отвечают на вопросы

Рисуют схему к задаче


1000



?

1388

456


Отвечают на вопросы.

Читают главный вопрос задачи.


Оживляются, составляют план решения задачи, определяют последовательность решения задачи, путь ответа на главный вопрос.

Делают самостоятельный выбор решения задачи.

По необходимости обсуждают решение с товарищем.

Самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь.

Проверяют задачу обратным действием (594+406=1000р.)

Делают вывод (с помощью учителя)

Выбирают правильный ответ.

Высказывают свое мнение.


Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (с помощью учителя), перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схемы, модели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, умение контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера ( с помощью учителя).


Работа в парах

Организует работу в парах

-Заполни пропуски такими цифрами, чтобы вычисления стали верными:


146

+ 1*5

27*

7*4

+ 2*

794



65*

+ *28

9*1

8*6

+ 128

*3*



Работают в парах.

Обмениваются мнениями.

Делают выводы.

Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе поиска решения, умение делать выводы ( с помощью учителя).

Коммуникативные: активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.


Регулятивные: осуществление самоконтроля, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные: формирование коммуникативной компетенции учащихся в групповой работе со сверстниками


Рефлексия (подведение итогов урока).

Анализирует работу учащихся. Подводит итоги работы класса в целом и каждого ученика.

Инициирует рефлексию учебной деятельности и соотнесение цели урока и его результатов.

Оценивает деятельность обучающихся, выставляет отметки.


Слушают и осмысливают итоги урока.

Выражают своё отношение к уроку

Определяют степень сформированности умения решать примеры на сложение и вычитание в пределах 1000.

Кто усвоил, пишут знак «+» карандашом.

Не достаточно усвоил, пишут знак «?».

Не усвоил, пишут знак «-» .


Регулятивные: оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников на уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала.

Информация о

домашней работе, инструктаж по ее выполнению.


Обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Получают карточки, читают инструкцию, самостоятельно выбирают виды и объем из предложенных заданий.

Личностные: самоопределение.

Самоанализ конспекта (технологической карты)

урока математики



Критерий

1

2

3

4

5

1

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.













+

2

Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.










+




3

Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных










+




4

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.










+




5

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.











+




6

Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)













+

Итого – 26 баллов

Урок разработан в соответствии с принципами коррекционно-развивающего обучения, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся с умственной отсталостью, способных осваивать учебный материал школьной программы по математике.

Структура данного урока соответствует положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно – оценочного этапов, обучающиеся участвуют в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию новых знаний, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника, задачи урока соответствует отобранному содержанию. Отбор содержания оптимален, соответствует принципам научности, доступности, практической направленности.

В течение всего урока применяются разнообразные формы работы (индивидуальные, групповые, фронтальные). Выбранные формы организации учебной деятельности школьников были достаточно эффективны. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

С целью формирования мотивации к обучению были поставлены перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, классификацию, обобщение.

На всех этапах урока использовались здоровьесберегающие технологии, что позволило снять утомление учащихся, активизировать их мыслительную деятельность.


Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.

Считаю, что  цели  и задачи этого урока достигнуты. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рефлексия способствовала формированию у обучающихся элементарного осмысления своих действий, элементов самооценки. Была оценена деятельность детей на уроке как учителем, так и самими обучающимися.

Урок соответствует требованиям ФГОС.

Рекомендации: необходимо в дальнейшем использование ИКТ.