birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г.Альметьевск Республики Татарстан

Урок математики в 4 классе с презентацией

УМК «Планета знаний»

(работа с мобильным классом)
Тема:


«Письменное умножение на двузначное число».
Подготовила

Никитина Лариса Ивановна

учитель начальных классов

II категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Альметьевск Республики Татарстан


2012год
Место в системе уроков:

первый урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число»
ЦЕЛИ УРОКА.
Образовательная:


Развивающая:

  • развивать навык устного счёта;

  • совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

  • развитие умения аргументировать своё мнение;

  • развивать интерес детей к математике, их математические способности;

  • развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;

  • развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

  • воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;

  • воспитание и укрепление интереса к математике;
  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.



Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор,

индивидуальные нэтбуки, лист самооценки, таблица-алгоритм.


1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.

Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем наш урок математики.

-Кто знает из какого языка к нам пришло название науки математики? (ответы детей)

-Ребята подготовили материал на своих флешбраслетах. (смотрим материал) Ребенок вставляет флешку. Материал транслируется на нэтбуках каждого ребенка. Подготовленный ребенок зачитывает материал.

-Что означает слово мантейн? (ответы детей) Слайд

Смотрим в том же сообщении. Ребенок зачитывает сообщение.

Мантейн – это значит учиться, приобретать знания. Слайд

Математика – это одна из самых важных и древних наук.

Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума.

Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?

(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память)

Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.

На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как с ним работать. (если ребёнок уверен в знаниях по данному вопросу - ставит +; сомневается - ставит + -; не уверен - ставит минус).

Учитель, собрав листы, видит – над каким вопросом надо поработать ещё раз и кому какую индивидуальную помощь надо оказать.

Лист самооценки:



Вид задания

Выполнение задания




Названия геометрических фигур.






Задание на внимание. «Что изменилось»

 



Решение математических выражений. Числовой кроссворд.






Знание алгоритма умножения.

 



Решение выражений с применением алгоритма.

 



Самостоятельная работа. Математическое лото.






Решение задачи.

 

Слайд.

Не забывайте определить для себя, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить.

Ну что, приступим к работе!

2.Устные упражнения. Актуализация знаний.

Я уверена, что сегодня на уроке вы отлично справитесь со всеми заданиями. Самое необходимое из них – это внимание. Вот и начнём урок с его тренировки.

  • Игра “Внимание”.

Учитель показывает геометрические фигуры в течение нескольких секунд, а потом компьютер убирает фигуры. Учащиеся называют фигуры.

СЛАЙД.


Проверьте (по щелчку мыши фигуры появляются вновь).

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!


  • Упражнение «Что изменилось?»

Закройте глаза и скажите, что изменилось на экране.

По щелчку происходят изменения:

    • уменьшился радиус окружности

    • исчез фиолетовый треугольник

    • исчез зелёный треугольник, жёлтый переместился вниз

    • вместо ромба появился квадрат

    • исчез жёлтый треугольник.

Какие геометрические фигуры остались? (Трапеция, квадрат, овал, окружность).

СЛАЙД

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

На какие группы их можно разделить? (Фигуры, у которых есть углы, и у которых их нет).

Запомните эти группы, они нам пригодятся в дальнейшем.

  • Числовой кроссворд.

За каждой из этих геометрических фигур спрятано число. Что это за числа, нам поможет узнать числовой кроссворд.

Путь разгадывания нам укажут стрелки. (Смена слайда).

!!! (Для следующего этапа необходимо нажимать на геометрическую фигуру, появится числовой кроссворд. Найдя значения выражений, по щелчку мышки, появится ответ, далее необходимо нажать на управляющую кнопку в правом нижнем углу слайда).

Прочитайте математические выражения. Найдите их значения. (Ответы дети записывают на нетбуке, учитель проверяет ответ в слайде, после решения кроссворда проверяем все ответы на большом экране)

СЛАЙДЫ


ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Молодцы, вы правильно разгадали числовой кроссворд. Вспомните группы, на которые вы разделили наши фигуры и прочитайте числа, записанные на фигурах 1 группы, 2 группы.


  • Составление и решение математических выражений.

Составьте математические выражения на умножение с числами первой группы. Какой закон применили? (Переместительный).

(Нажать на управляющую кнопку в правом нижнем углу слайда!)

Найдём значение первого выражения. Объясните приём вычисления.

(Раскладываем множитель на сумму разрядных слагаемых, умножаем круглый десяток, затем единицы. Складываем полученные произведения).

СЛАЙД.

Молодцы, всё правильно.

Какой закон использовали? (Умножение суммы на число, распределительный).

Чему равно значение второго выражения?

Какой закон применили? (Переместительный, от перестановки множителей произведение не изменяется).

Составьте выражения на умножение из чисел второй группы.



СЛАЙД

3. Работа по теме урока.

  • Сообщение темы и целей урока.

Удобен ли приём вычисления, разобранный нами в предыдущем случае? (Нет). Почему? (Трудные случаи вычислений).

Какой приём нужно использовать? (Письменный приём, решение столбиком как при умножении на однозначное число)

Совершенно верно. Сегодня на уроке нам и предстоит поработать над этим приёмом.

СЛАЙД

Поставим перед собой цели на сегодняшний урок. (Высказывания учащихся).

Итак, цель нашего урока: отработка письменного приёма умножения на двузначное число.


Слайд



Попробуем решить этот пример на доске.

Назовите первый множитель. (62)

Как обозначаем знак «умножить»? (х)

Назовите второй множитель. (47)

Как его записать? (Единицы под единицами, десятки под десятками).

Что сначала умножаем? (Первый множитель на число единиц 7).

- Закончили умножение? (нет) – Почему? (нашли неполное произведение)

-Потом? (Умножаем первый множитель на число десятков 4,40).

-Куда запишем 2 неполный множитель? (ответы детей)

-Принято записывать без 0, под десятками 1 неполного произведения!!!

-Каковы ваши дальнейшие действия? (Складываем неполные произведения).

-Давайте проговорим алгоритм.



-Запомните этот алгоритм, т.к. он нам пригодится в дальнейшем. (Раздаю памятки)


  • Отработка алгоритма умножения.

1) устная работа.

Пользуясь данным алгоритмом, объясните решение ещё нескольких выражений.

Откройте учебники. №2 стр14 Восстанови стертые цифры. СЛАЙД.

(ребята выполняют задание устно по цепочке с комментированием)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

Зарядка для глаз.

Руки за спину, головы назад.

Головы опустим – на парту глядим.

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её.

И вновь за работу – считаем опять.

2)коллективная письменная работа ( с комментированием)

А теперь применим алгоритм на практике. Выходим в программу Нот тэйк, нажимаем на блокнот. Работаем в нетбуках в блокноте. Задание на странице учебника №3,стр 14

Используйте таблицу-алгоритм. Транслируется на весь экран.


СЛАЙД.
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

3) самостоятельная работа. (заполни математическое лото).

На ноутбуке вывожу задание каждому в нетбук по вариантам. Дети выполняют в тетради.

Не забудьте использовать таблицу-алгоритм.

Проверка в презентации как математическое лото.

СЛАЙД
Проверка. Прочитайте первое выражение. Назовите его значение.

(По щелчку мыши кружок с номером передвигается на правильную позицию).

Далее – аналогично.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

7.Решение задачи.

А теперь нам предстоит решить задачу в учебнике стр. 15, №5

-Прочитайте условие.

-Назовите что известно

-Прочитайте вопрос.

Что поможет решить задачу? (чертёж)

СЛАЙД?

(При ответах учащихся на экране выполняется чертёж и схема решения задачи, после каждого ответа – щелчок).

С чего начинаем? (Чертим отрезок произвольной длины, это путь).

На чем передвигался Алеша? (на поезде и на автобусе)

В каком направлении двигался? (в одном)

Как обозначим? (Стрелками).

Что мы знаем про путь его на поезде?(17 часов со скоростью 85 км/ч)

Как это обозначить на чертеже?

Что знаем про путь на автобусе? ( он проехал 50 км)

Как обозначить?

Что нужно найти? (Расстояние которое преодолел Алеша).

Составим план решения задачи( дети проговаривают)

Слайд с планом решения задачи.

Решите самостоятельно на нетбуке. Дети записывают решение. Учитель проверяет на доске работу каждого ученика.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

8.Итог.

Да, пришла пора подвести итоги.

Какой приём умножения мы повторяли на уроке?

Расскажите алгоритм письменного умножения на двузначное число.


СЛАЙД

Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.

Я довольна вашей работой на уроке. Поставить оценки.

А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ!

СЛАЙД.

УРОК ОКОНЧЕН!

Используемая литература при подготовке к уроку:


  • О. А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике» к учебному комплекту М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. 3 класс. Издательство: ВАКО, 2006 год

  • Толковый словарь С.И.Ожегова

  • А.В. Кочергина. «Учим математику с увлечением», 1-4 кл. Издательство: «М.: 5 за знания». Год выпуска: 2008.

  • О.Москаленко «Физминутки в начальной школе: Практическое пособие для учеников начальной школы». Издательство: «ГНОМ и Д», 2004 г.

  • Картинки с интернета.

  • Сайты:

  • "Детские презентации"- viki.rdf.ru;

  • Википедия;