birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок - исследование


«Историко-философское осмысление романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

(современное прочтение)

Цель исследования: на основе интерпретации текста романа «Отцы и дети» через художественный мир Тургенева, теорию и историю литературы прийти к пониманию романа с исторической, философской и литературоведческой точек зрения.

Решение задач:

- литературоведческих (конфликт, хронотоп, композиция, развитие характеров, речь персонажей, жанр роман);

- нравственных (взаимоотношения людей разных поколений, отношение к женщине, матери, любовь в жизни человека, поведение человека в последние минуты жизни);

- эстетических (красота и совершенство слова Тургенева, положительные эмоции, внутренний мир художника слова, мастерство писателя, его стиль).

Заключительному уроку по роману «Отцы и дети» предшествуют 10 уроков по изучению текста по темам: «Базаров и Кирсановы», «Базаров и Одинцова», «Базаров и родители» и т.д. За основу в изучении взята методическая разработка Т. Г. Браже «Целостное изучение эпического произведения», М., «Просвещение», 1964 год, но в свете современного подхода к роману. Причем в нашем исследовании не стоит задачи дать полный образ Базарова, а во внимание берутся вопросы, которые дополняют общую картину мира в романе, и расставляются акценты на тех моментах, которых нет в методической литературе. В течение работы над текстом составляется схема передвижения Базарова (см. ниже), что помогает полнее представить пространственно-временную организацию романа и систему персонажей.

На заключительном уроке по изучению романа используем такие понятия, как Осмысление, История, Философия, Литература, Психология, Культура, Хронотоп, работа над которыми велась в течение всей работы над текстом.

Определяем отличительные качества стиля Тургенева:

- лаконизм:

- мастерство в изображении пейзажа и портретов героев;

- тайная психология.


Уточняем, что кредо Тургенева: «Секрет наскучить – все сказать». Об этом сам Тургенев написал в одном из писем. Из кредо писателя вытекает неисчерпаемость смысла произведений Тургенева, что является в том числе и отличительным свойством классики.

В ходе осмысления романа с точки зрения истории и философии определяем, что сравнительно нового дал нам художник Тургенев в понимании мира и человека.

Передвижения Евгения Базарова, его встречи с людьми, а также в целом систему персонажей можно вместить в следующую схему:



Время и пространство в романе по объему невелики. На предшествующих уроках в ходе изучения романа мы просчитали, что художественное время вмещается примерно в 12 недель. Границы губернии, о которой идет речь в тексте, равны 100-150 километрам. Через немногое (ограниченное время и пространство) Тургенев смог сказать много – в этом признак большого таланта.

Губерния, в которой мы оказываемся вместе с героями, - одна из многих в России. Название местности неизвестно, стало быть, это одна из многих капель, в которой отражается весь бушующий океан – Россия. (Уместно вспомнить Базарова: «Зачем изучать весь лес, достаточно изучить несколько деревьев одной породы, чтобы составить мнение обо всем лесе»).

Повествование в романе начинается со знаковой даты – 20 мая 1859 года. Известно, что к этому времени общественные силы в России в связи с главным вопросом эпохи – крестьянским – уже окончательно размежевались.

Весной 1859 года в России назрел социально-экономический кризис, полным ходом шла разработка проектов реформы отмены крепостного права, и мы видим в романе: крестьяне не платят оброка, наемные работники не отличаются рачительностью, в первую очередь требуют денег, в России уныние и ожидание перемен (глава 3). «Сил моих нет»,- восклицает Николай Петрович. Как гражданина, Тургенева волнует вопрос об устройстве России, и его видение по разрешению этой проблемы мы находим на страницах романа.


В автографе писателя понятия Отцы и Дети представлены с заглавных букв, видимо, не случайно: и отцы, и дети - представители разных поколений, но одинаково значимые в обществе. Попробуем разобраться с заглавием произведения:

- Отцы – взрослое поколение;

- Дети
– молодое поколение;

- И
– соединительный союз и должен объединить разные поколения, отличающиеся не только возрастом, но и взглядами на жизнь, на устройство общества в том числе.

Произведение не названо как-то иначе, видимо, по той причине, что понятия Отцы и Дети предполагают очень близкую связь, в первую очередь, кровную. Но не только кровная связь может объединять людей, делать их близкими. Это может быть и духовная связь, которая включает в себя традиции, общую землю – пространство, время, культуру – одним словом, Россию. И общее дело для всех – как ее обустроить? Чем теснее связь между людьми, тем мучительнее, больнее конфликты, разногласия. Конфликт поколений возникает в связи с предложениями о преобразовании России, о переустройстве общества. К выводу о необходимости преобразований приходит Аркадий (глава 3). В связи с этим выводом у него возникает вопрос «как?». Как таковой программы действий и прямого ответа на этот вопрос в романе нет. Нетрудно предположить, что из вопроса «как?» вытекает другой, не менее важный вопрос «кто?». Кто сможет обустроить Россию? Обратимся к роману и таблице, которую тоже составляли в ходе работы над текстом. Каждый из персонажей примыкает либо к «отцам», либо к «детям». Важно учесть для понимания сущности конфликта социальный статус каждого, каковы его убеждения, сформированные тем временем, на которое приходилось становление каждого из героев. Полноту картины особенностей персонажей романа могут дополнить те характеристики, которые почти каждому дал Базаров. Эти характеристики очень метки, что дает право сделать вывод о том, что Базаров хорошо разбирался в людях. Из его 25-27 лет жизни он только 2 года прожил в именьице и 3 года в Петербурге. Остальные годы, большую их часть, провел в переездах с отцом – военным штаб-лекарем, отсюда хорошее знание жизни, встречи с разными людьми разных сословий, что способствовало развитию его наблюдательности.


Приложение 1.

Но не только Базаров дает меткие характеристики персонажам, они тоже оценивают его. Каким его видят другие, ведь он главная фигура в «детях»?

Павел Петрович: «Волосатый». «Я уверен, что он и в физике со своими лягушками недалеко ушел».

Николай Петрович: «Базаров умен и знающ».

Прокофьич: «Живодер и прощелыга. Со своими бакенбардами настоящая свинья в кусте».

Василий Иванович: «Боготворю его. Подобных людей не приходится мерить обыкновенным аршином».

Аркадий: «Он бескорыстный, честный человек. Один из самых замечательных людей».

Катя: «Хищник».

Ситников: «Учитель»

Мужики: «Шут гороховый».

Мальчишки: «Свой брат. Дохтур».

Как видим, о Базарове у героев возникают различные суждения, порой, взаимоисключающие. Это, наверное, тоже закономерно, т. к. любой неординарный человек в обществе может вызывать и симпатии, и антипатии. Редко, когда яркую личность при жизни все до одного способны оценить по достоинству!

Важная деталь, мимо которой нельзя пройти, подтверждающая исключительность Базарова. Маленький Митя не ведает, у кого из людей какие убеждения, но он, как все дети, интуитивно признает хорошего человека и на руках Базарова сразу замолкает, успокаивается, чего не происходило с ребенком в сцене с Павлом Петровичем, когда Митя, наоборот, еще больше раскричался на руках у своего дяди. И еще одна важная деталь, на наш взгляд, для понимания сложного и такого человечного Базарова. Характеризуя людей, Евгений Васильевич в отношении Фенечки заявляет: «Она мать – и она права». Невозможно не проникнуться глубиной мысли Базарова. Он, Базаров, не успел обзавестись собственными детьми, не испытал отцовских чувств, но как точно он выразил суть женщины-матери, её правоту в желании уберечь от невзгод свое дитя. Может, в этой правоте Базаров вообще видит высокое назначение женщины, матери, в бережном отношении к человеку вообще? В этом он сын своего отца, т. к. Василий Иванович, говоря об Арине Власьевне, её заботе о сыне, произносит: «Известно - мать». Можно предположить на основе очерков В. Розанова «О писательстве и писателях», что для самого Тургенева главное назначение женщины – быть матерью; может быть, поэтому самые трогательные, милые ,задушевные страницы романа посвящены сценам с Фенечкой и с Ариной Власьевной!


Для пространственно-временной организации романа Иван Сергеевич использовал хронотоп «пути-дороги». Этот прием позволяет проследить, с какими событиями и людьми встречаются герои, как они ведут себя в разные периоды жизни, как меняются и совершенствуются. Тургенев отправляет своего героя трижды практически по одному и тому же пути, но Базаров не один и тот же, он меняется и приобретает все новые и новые качества. По схеме, составленной нами в ходе изучения произведения, можно достаточно легко проследить, где останавливался наш герой, с кем встречался, как оценивал людей и события, где и когда возникали конфликты. Первый, межличностный конфликт возникает в Марьино между Базаровым и Павлом Петровичем. Этот конфликт достаточно хорошо проанализирован в методической литературе. Заметим только, что о мировоззрении Базарова и Кирсанова мы судим по тем отдельным репликам, которыми каждый из героев пытается отразить удар оппонента. Спор их какой-то неубедительный! Однако же если нигилист явно проигрывает в вопросах искусства, то Павел Петрович вообще ни в одном вопросе не силен.

Можно не согласиться с утверждением, что Кирсанов – слабый оппонент. Но силы в его доказательствах действительно нет. Где может он проявить свои глубокие познания, так это в вопросах аристократии, но аргументы он черпает только из XVI века, а это, согласитесь, как-то неубедительно для XIX века! Поистине «архаическое явление». Мы в поведении Павла Петровича обращаем внимание на такие детали, как «всплеснул руками», «побледнел» и т. д., что явно указывает на бессилие Кирсанова, да и откуда взяться силе, если герой никогда не утруждал себя ни физическими, ни интеллектуальными занятиями в отличие от Базарова. Поэтому в большей степени заострим внимание на внутреннем конфликте, он и глубже, на наш взгляд, и серьезней, он более определяющий в общей идее романа.

В Никольское Базаров и Аркадий приезжают 22 июня – это день ангела Евгения Васильевича. «Как-то он (ангел) обо мне печется»? – бросает между прочим наш герой. А ангел при этом действительно неплохо печется о своем подопечном и дарит ему любовь к женщине. Тургенев всех своих героев пропускает через испытание любовью – самое человечное чувство и понятное всем. Одни раскисают, как Павел Петрович, от неразделенной любви, другие впадают в депрессию, но у большей части людей появляются крылья, потому что любовь - это то чувство, которое можно назвать созидающим. Продолжение рода человеческого – результат созидания, к которому подвигла любовь. А как Базаров проявился в этом интимном чувстве? Он стал мягче, человечнее, мы увидели, что в нем «бьется великое сердце»!


Используя хронотоп «пути-дороги», писатель отправляет нашего героя ещё раз по тому же пути. Зачем? Теперь Базаров стал несколько иным, он ощутил в себе романтика и от этого злится, для него это качество было самым неприемлемым в людях. Мы увидели, что он способен на большую любовь, а этим природа одаривает не каждого. Как же поведет себя Базаров теперь? Оказывается, его убеждения не изменились, он остался им верен. Ошибочно думать, что он изменил своим принципам, но как человек он, безусловно, меняется в лучшую сторону. В пользу того, что он непоколебим в своих взглядах, говорят следующие факты. В Никольском, в следующий, второй, приезд Базарова, уже после выяснения отношений Одинцова пытается смягчить положение и протягивает руки Базарову, дескать, останемся друзьями, но он не принимает этого предложения: ему подачки не нужны, хотя сердце рвется от страдания неразделенной любви. Ему или все – или ничего! Показательна в плане того, что Базаров не изменяет своим принципам, и сцена дуэли, а точнее, диалог героев, предшествующий дуэли. Базаров, размышляя о том, почему он поддался аристократическим замашкам, пришел к выводу, что, если бы он не принял вызов, Павел Петрович ударил бы его тростью, а ему («вся его гордость так и поднялась на дыбы при одной его мысли») «пришлось бы задушить его, как котенка».

Базаров внешне не изменился. А изменилось ли что-нибудь вокруг, изменилось ли отношение к Базарову? Нет, в Марьино стало ещё хуже («Сил моих больше нет», - вырывается от отчаяния у Николая Петровича), не уменьшилась и ненависть Павла Петровича к нигилисту.

Базаров верен своим принципам, он так же трудолюбив, с головой уходит в свои опыты, но только стал ещё более одиноким. Покидая в очередной раз Марьино и в последний, он по сути прощается со всеми. Заметим, что он прямо или косвенно повлиял на дальнейшие действия персонажей и их судьбу: состоялась свадьба Николая Петровича и Фенечки, свадьба Аркадия и Кати, отъезд за границу Павла Петровича…

Самые впечатляющие сцены в «Отцах и детях» по своему эмоциональному накалу – болезнь и смерть главного героя. Всякий раз, когда изучается это произведение, поднимается вопрос о том, почему умирает главный герой? Можно предположить, что одной из причин стала неразделенная любовь. Человеку, действительно, без любви плохо. Смерть наступает и при духовном одиночестве, а Базаров одинок. И все-таки этого, нам думается, недостаточно, чтобы ответить на вопрос о причине смерти. И вообще как-то мелковато для Базарова. Обратимся к самому автору за ответом, т. к. ничего случайного в его произведении нет. Роман посвящен В.Г. Белинскому. Какая тут связь? Кто такой Белинский как явление своей эпохи, своего времени? В основном наши знания ограничиваются тем, что он великий критик, «неистовый Виссарион». Разобраться нам поможет историк и философ Н. Бердяев (книга «Истоки и смысл русского коммунизма», Наука, М., 1990 год, стр.34): «Белинский – центральная фигура в истории русской мысли и сознания XIX века. Белинский проникается, по его собственным словам, маратовской любовью к человечеству. «Страшный я человек, пишет Белинский, когда в мою голову забивается какая-нибудь мистическая нелепость». Таков вообще русский человек, в его голову часто «забивается какая-нибудь мистическая нелепость». Очень замечательны эти слова Белинского. Из сострадания к людям Белинский готов проповедовать тиранство и жестокость. Кровь необходима. Для того чтобы осчастливить большую часть человечества, можно снести голову хотя бы сотням тысяч… Он говорит, что люди так глупы, что их насильно нужно вести к счастью. Будь он царем, он был бы тираном во имя справедливости».

Из приведенного отрывка напрашивается вывод, достойный революционеров: пусть сотням тысяч снесут головы ради того, чтобы сделать счастливыми других. Какая страшная и бесчеловечная цена счастья!

Базаров в споре с Павлом Петровичем выступает как представитель нового мировоззрения – нигилизма. Известно, что синонимом слову нигилист является слово революционер. Если вспомнить о главной задаче нигилистов, то это будет следующее: «Мы отрицаем…все; Сперва нужно место расчистить». Расчистить, т.е. разрушить, уничтожить. Нигилисты по духу своему разрушители. А ведь у Базарова есть силы к созиданию: лечить людей, заниматься наукой, способность любить – в этом страшное внутреннее противоречие. Базарова раздирают две мощнейшие взаимоисключающие силы: созидание и разрушение, поэтому так силен и глубок внутренний конфликт. Он-то в первую очередь, по нашему убеждению, и приводит к смерти главного героя.


Тургенев не в силу своих неразвитых политических взглядов (в этом обвиняли писателя в советское время) не дает будущего Базарову, а в силу того, что новое общество, построенное на разрушении, уничтожении, будет абсурдно по своей сути, уродливо, т. к. будет замешано на людской крови. Поэтому гуманист Тургенев не пускает в новую жизнь героя «с топором». Человек должен созидать. Дальнейшая жизнь доказала гениальное предвидение художника Тургенева (70 лет советской власти и почти 40 миллионов уничтоженных «ради счастья других»). Реформа 1861 года прошла «мирным» путем, в 1881 году готовился главный документ в любой стране – Конституция, в России автором проекта был либерал Михаил Лорис-Меликов, но мирный путь революционерам не нужен, поэтому должна пролиться кровь «ради счастья других», и одной из первых полилась кровь императора Александра II.

Но вернемся к Базарову. В целом, по личностным качествам Базаров неплохой человек: гигант мысли, трудяга, знает и понимает людей – но со своей «мистической нелепостью» не допускается в будущее, как горько заметил он сам: «Видно, не нужен России!» Главный герой умирает. А как же тогда с ответом на вопрос Аркадия «как»? (глава 3: как преобразовать Россию?), если Базарова не стало? Снова обращаемся к Тургеневу, его совершенному по форме и содержанию произведению. Раз есть вопрос, значит, у писателя должен быть ответ. Задал вопрос Аркадий – он и ответил своими делами «как». «Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит значительный доход» (глава 28). Значит, в рачительном хозяйствовании видит писатель выход для обнищавшей России!

И еще один важный ответ мы нашли у Ивана Сергеевича на философский вопрос о взаимоотношениях людей разных поколений, отцов и детей:

Начало текста – «Отцы и дети»,

Конец романа – «вечное примирение и жизнь бесконечная».

При одинаковой синтаксической структуре сочетаний путем наложения получаем следующее:

Отцы - «вечное примирение»

И

Дети – «жизнь бесконечная».

Что значит примириться «отцам»? С чем и с кем? Смириться с тем, что молодое поколение приходит на смену «отцам», что жизнь постоянно обновляется – в этом мудрость жизни. Примириться – значит, выслушать, понять, принять, создать совместный мир, сосуществование. И, безусловно, это под силу мудрым, опытным, т. е. «отцам». А «дети» способны жизнь делать бесконечной и постепенно уступать место тем молодым, которые их, уже «отцов», подпирают…

И последнее. Тургенев в своей рукописи не обозначил жанр «Отцов и детей». В литературоведении принято считать это произведение романом. Согласимся ли мы с тем, что перед нами роман? Роман – это целая эпоха, в нем дается широкий охват жизни: он многолинеен, многопланов. Чрезвычайно важен для романа как жанра этап завершения (философское понятие), т. е. художником должна быть поставлена точка в отражении своей концепции видения мира. На наш взгляд, все эти критерии присутствуют в полной мере в «Отцах и детях», и свое видение будущего России, свои взгляды на современную ему жизнь, свои предостережения, свою боль и несогласие, свои симпатии писатель отразил в романе блестяще!

Список литературы


  1. Тургенев И. С. Отцы и дети // Полное собрание сочинений. В 15-ти т. Т.8. – М.-Л.: Наука, 1967. – С. 193 – 296.

  2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – М.: Просвещение, 1964. – 239 с.

  3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – С. 34