birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок информатики в 9 классе по теме:


"Арифметические операции в двоичной системе счисления"
Тема урока: «Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: 


  1. Образовательная: познакомить c правилами выполнения арифметических операций (сложение, умножение, вычитание, деление) в двоичной системе счисления.

  2. Развивающая: развивать умение выделять главное, внимание, память учащихся, самостоятельность, умение сопоставлять полученную информацию; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.

  3. Воспитательная: прививать навыки самостоятельности в работе, воспитывать аккуратность, дисциплинированность; формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную и творческую активность учащихся.


Формы работы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы работы на уроке:

Объяснительно-иллюстративный (при объяснении нового материала)

Репродуктивный (при выполнении заданий)
Межпредметные связи: математика.
Учебное оборудование: компьютерный кабинет, проектор, доска, карточки с заданиями.
Методическое обеспечение занятия: презентация в Power Point, flash-ролики с сайта http://files.school-collection.edu.ru
Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний (10 мин)

  3. Постановка цели урока (1 мин)

  4. Изучение нового материала (15 мин)

  5. Физминутка (1 мин)

  6. Закрепление изученного (8 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)

  8. Домашнее задание (1 мин)

  9. Рефлексия (1 мин)


Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)


Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Кто сегодня отсутствует?

  1. Актуализация знаний

Как вы поняли мы с вами продолжаем изучать тему системы счисления. (Слайд 1)

Скажите в какой системе счисления указаны числа в пословицах?

Каков алфавит этой системы счисления?

Проверим как вы усвоили материал предыдущих занятий, для этого проведем небольшую разминку.

«Тезисы» (Слайд 2-3)

Верно ли каждое из следующих утверждений? Если «Да», то записывайте 1. Если «Нет», то записывайте 0. Цифры записываются последовательно друг за другом в одну строку. В результате должно получиться двоичное число.

Полученное двоичное число переведите в десятичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Тезисы



Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

1

 

2

Все системы счисления делятся на три большие группы: позиционные, непозиционные и позиционные.

 

0

3

В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

1


 

4

Основанием двоичной системы счисления является число 4

 

0

5

Число А21СFD4 записано в шестнадцатеричной системе счисления.

1

 

6

Число 156записано с ошибкой.

 

0

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

0

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

0

9

Число 3005,23записано с ошибкой.

1

 

10

Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

0

Проверка выполнения работы (Слайд 4)

10101000102

10101000102 = 67410

10101000102 = 12428

10101000102 = 2А216


  1. Постановка цели урока

Цель нашего сегодняшнего урока: научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления. Мы рассмотрим правила выполнения таких операций как сложение, вычитание, умножение и деление. (Слайд 5)



  1. Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков

  1. Объяснение учителя

(Слайд 6)

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

(Слайд 7-8)

Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

- справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

- справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;

- правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

(Слайд 9)

2) Работа в группах с ЦОР

Давайте же рассмотрим правила двоичной арифметики. Для этого объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах.

«Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf


«Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf

«Умножение и деление двоичных чисел»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf

Вы будете должны познакомиться с таблицами сложения, вычитания, умножения одноразрядных двоичных чисел, а также рассмотреть арифметические действия с многоразрядными двоичными числами.

(Слайд 10)

Алгоритм


  1. Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел».

  2. Записать в тетради таблицы сложения и вычитания одноразрядных двоичных чисел».

  3. Познакомиться с ЭОР «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел».

  4. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.

  5. Познакомиться с ЭОР «Умножение и деление двоичных чисел».

  6. Рассмотреть приведенные примеры на сложение и вычитание. Если, что-то непонятно, записать вопрос в тетрадь.

  7. На основе демопримера самостоятельно составить в тетрадях таблицу умножения одноразрядных двоичных чисел.


3) Фронтальный опрос

(Слайд 11)

- Какое число получается в результате сложения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

- Какое число получается в результате сложения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (1)

- Какое число получается в результате сложения двух единиц в двоичной системе счисления? (10)


Сложение:

+

0

1

0

0

1

1

1

10


(Слайд 12)

- Какое число получается в результате умножения двух нулей в двоичной системе счисления? (0)

- Какое число получается в результате умножения единицы и нуля в двоичной системе счисления? (0)

- Какое число получается в результате умножения двух единиц в двоичной системе счисления? (1)

Умножение:

*

0

1

0

0

0

1

0

1

- На основе этих таблиц и выполняются все четыре основных арифметических действия в двоичной системе счисления.

Проблемный вопрос: Как можно проверить правильность выполнения действий в двоичной системе счисления? (Перевести в десятичную систему счисления и проверить равенство)


  1. Физминутка (Слайд 13)

Упражнения для глаз
  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


  2. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.

  3. Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.




  1. Закрепление, решение заданий

1)Выполнение заданий на доске (Слайд 14)


Примеры на сложение:

1) 110012 +110012=

Примеры на вычитание:

1) 1100110– 10012=


Примеры на умножение:

1) 101* 112=


Примеры на деление:

3)100102 : 112=



2) Выполнение заданий в группах с проверкой на компьютерах (Слайд 15)

- Сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Разобьемся на пары.  Будем решать задания на листочках, а затем, используя приложение Калькулятор, проверять правильность выполнения. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок.


1 вариант

111001102+ 1100012

100010012+ 1001002

111000102– 1100112

110110112– 1010112

11012* 1112

2 вариант

11011112+ 10001012

110110012+ 1011002

100010012– 11011012


111010002– 1001112

10112* 1012



(Слайд 16)

Ответы 1 вариант:

100010111

10101101

10101111

10110000

1011011
Ответы 2 вариант:

10110100

100000101

11100

11000001

110111

  1. Подведение итогов урока (Слайд 17)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

Выставление оценок за урок

  1. Домашнее задание (Слайд 18)

      1. §1.1.6

      2. Р.Т. № 29,30

      3. Творческое задание по карточкам


  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y и X–Y, если:

а) X=1000111, Y=11010

б) X=100111, Y=1101

  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X+Y–1001101, если:

а) X=1010100, Y=110101

б) X=100111, Y=1101

  1. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислите X*Y и X/Y, если:

а) X=11001, Y=101

б) X=100111, Y=1101



IX. Рефлексия

Напоследок, мы проведём информационную минутку. Когда мы говорим с кем-нибудь лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу…

Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране. Поэтому, чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют так называемые смайлики (от англ. Smile – «улыбаться»).

А теперь оцените урок и свою работу на нём, используя смайлики.