birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок – диспут в 8 классе на тему: «Мир вещей вокруг нас»!


(М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне», Н.А. Тэффи. Рассказ«Жизнь и воротник»).

Учителя: Переверзева Р.А., Аннекова В.И.

Цель : определить материальное и моральное значение вещей – предметов в нашей жизни…

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица.

Оборудование: портрет М.А.Осоргина, рисунки уч-ся, портрет Н.А.Тэффи, карикатуры самой писательницы,

репродукции и стенгазета, посвящённая творчеству Н.А.Лохвицкой (псевдоним Тэффи).

Ход урока.

1.Биографическая справка о писателе М.А.Ильине (псевдоним Осоргин).

2.Биографическая справка о Н.А.Тэффи (домаш. задание).

3.Сюжет рассказа «Пенсне» (кратко).

4.Сюжет рассказа «Жизнь и воротник» (кратко).

5.Диспут.

1.Слово учителя. Итак, произведения изучены, темы определены и т.д.

Сегодня особый урок – урок-диспут (правила диспута знакомы).

Тема: «Мир вещей вокруг нас»!

Задание: назвать ключевые слова и подобрать однокоренные к ним.

- Вещь (то, что принадлежит к личному имуществу, всякое материальное явление и т. д. ) - вещица, вещичка, вещевой, вещизм.

- Вещизм - повышенный интерес к вещам, к обладанию ими в ущерб духовным интересам.

-Дух – духовный, духовность. Духовность – это духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, стремление к совершенствованию, высоте духа.

2. Слово учителя. Диспут - публичный спор на общественно важную тему.

А тема : «Мир вещей…», и мы постараемся «определить» материальное и моральное значение вещей – предметов в вашей жизни и ваше отношение

к ним.

(Все вопросы записаны на плакате).

Итак, вопросы!!!

-Реалистичны ли ситуации в рассказах?

- Какое влияние на героев рассказов «оказывают вещи»?

-Над вами «властвуют» вещи? Да или нет?

- Как это явление называется? (Вещизм – явление, которое привело героиню к бездушности и т.д.)


-Духовность и бездуховность. Что значит, быть духовно богатым? А бездуховным?

- Что требовал от Олечки воротник?

- Сопротивлялась ли героиня тому образу жизни, который навязывал воротник?

- А вы хотели бы походить на Розову Олечку? Почему нет? Почему да?

- А каково ваше отношение к вещам? Сколько хотели бы вы иметь вещей в своём гардеробе?

- Стоит ли требовать с родителей «повышенное обеспечение»?

- Как же необходимо относиться к вещам? (По М.А.Осоргину).

- Что может произойти из-за чрезмерного увлечения своим внешним видом? (Зазнайство, высокомерие и т.д. ).

- Как вы понимаете высказывание А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли»?

-Вы за какой «мир вещей»…?

3.Слово учителя. Урок окончен. В своих рассуждениях вы старались высказать свою точку зрения. Это просто замечательно. Какие выводы сделали из него? Чем он был полезен для вас?

Д/задание: написать отзыв об уроке, отвечая на вопросы:

1)чем он был полезен для вас?

2) какие выводы сделали для себя?