birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок


Тема:

Нравственные уроки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока:


  • Провести с детьми психологический анализ литературного произведения.

  • Актуализировать сюжет классического произведения.

  • Раскрыть основные нравственные качества героев произведения через их характер, прививать положительные качества героев детям.

  • Научить детей рассуждать, развивать их критическое мышление, умение видеть причинно следственные связи.

  • Формировать образное мышление и ассоциативные навыки, расширять кругозор, словарный запас и творческий диапазон учащихся.

  • Развивать внимание и эмоциональную сферу ребёнка, умение высказывать свои мысли.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

  • Верите ли вы в волшебство?

  • Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы попросили у рыбки?

МИНУТКА С РЫБКОЙ (учащиеся берут в руки маленький аквариум с золотой рыбкой и проговаривают своё желание.2-3 человека) А вот сегодня узнаем, что об этом думает великий русский поэт и сказочник А.С. Пушкин. Мы поработаем над его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» Дома вы должны были прочитать сказку.

История создания сказки.

СЛАЙД№1 - портрет Пушкина

Пушкин пишет свою сказку, когда ему было уже 34 года. Это уже зрелый возраст. Он уже многое переосмыслил. Написаны важнейшие его произведения.

Почему он решил написать несколько сказок? С одной стороны, это «преданья старинны глубокой», рассказы его любимой няни.

С другой стороны, это литературные сказки братьев Гримм. Сюжет Александр Сергеевич взял из померанских сказок «Жадная баба», правда, он значительно переделал её содержание.

Поскольку для Пушкина важно было показать нравственный выбор

человека

«Сказка- ложь, да в ней намёк-


Добрым молодцам урок»

О чём же повествует сказка? Давайте мы внимательно отнесёмся к тексту и попробуем войти в сказку.

ПОСЛУШАЙТЕ!

СЛАЙД№2 -иллюстрация из сказки

Жил старик со своею старухою

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла пряжу.

Семья пожилых людей прожила долгую совместную жизнь. «старик СО СВОЕЮ старухою…


  • Кто главный в их семье?

(Муж главный, жена следует за своим мужем)

Жили бедно, но им этого было достаточно. Состояние покоя, гармонии. Каждый из них занимался своим делом.

  • Чем они заняты?

СЛАЙД№ 3 – жизнь рыбака и старухи

  • Старик ловил неводом рыбу

  • Старуха пряла пряжу

Они не пребывали в праздности. У них был прибыток. И им было этого достаточно. Они не желали ничего более, ведь 30 лет и 3 года жили.

И ВДРУГ ПОИЗОШЛО ЧУДО!img_5433

Давайте вспомним, как это было.

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА №1

Как-то однажды забросил старик невод

1 раз-с тиной морскою

2 раз-с травою морскою

3 раз- пришёл невод с одною рыбкою.

Непростою рыбкою - ЗОЛОТОЮ.

Золотой цвет- цвет вечности. Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная.

СЛАЙД№ 4 –иллюстрация к сказке

В чём её чудо?

  • Она живёт в море, а говорит человеческим голосом.

  • Как отреагировал старик на голос рыбки?

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп

Откуплюсь, чем только пожелаешь…»


А старик?

СЛАЙД№5 –иллюстрация к сказке

«Удивился старик, испугался»

УДИВИЛСЯ. Почему? (30 лет ловил, но не видал такой рыбы)

ИСПУГАЛСЯ. А чего испугался? (Либо того, что рыбка говорила человеческим голосом; то ли тому, что она готова дать откуп, т.е. выкуп).

САМОЕ СТРАШНОЕ ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ.

Не все могут пройти это испытание. И вот Пушкин обращает наше внимание на это.

Старик жил в покое, ему деньги не нужны. Он счастлив, что повстречал на своём пути ЧУДО (рыбку золотую). Это его минута славы!

Переполненный счастьем он идёт домой. Как же ему не поделиться с самым близким человеком:

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую

По нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась…

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА №2

НЕ посмел! А почему не посмел?


  • Потому что рыбка необычная?

  • Или здесь есть что-то другое?

По-разному воспринимают старик и старуха встречу с золотой рыбкой.

  • Что сделала старуха? (Забранилась, набросилась на старика)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

При венчании служитель говорил мужу: «Муж должен возлюбить жену свою»

Жене: «А жена да убоится мужа своего»

Что же происходит? Кто главный в этой семье? И сразу нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком, вместо того, чтобы убояться мужа своего, она начинает командовать им.

  • И что она захотела попросить у рыбки?

Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит!!
«Хоть бы взял ты с неё корыто»

Хоть бы взял что-нибудь, лишь бы взял. Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или домашний скот? У них ничего нет! Значит корыто, в принципе, им абсолютно не нужно. То есть упрекает старуха своего старика, что он вообще ничего не взял. Но старику ничего не нужно – главное для него находиться в покое.


Он пошёл к морю.

МОРЕ. Как ведёт себя море?

Море волнуется. Почему?


  • Потому что то, что он делает, противоестественно. Нарушается гармония, когда мы от природы начинаем что-то просить, требовать.



Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка:

Чего ТЕБЕ надобно, старче?

Обратите внимание, здесь смысловое слово ТЕБЕ. А старику-то собственно ничего не нужно, но он любит свою старуху и пришёл-то он просить ради неё

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА №3

Моя старуха не даёт мне покоя. Значит, старику нужен ПОКОЙ, а старухе КОРЫТО? Если бы старухе давно понадобилось корыто, он уже давно бы его сделал. Стало быть вопрос не в корыте, а в просьбе. Лишь бы выполнила. Рыбка подчёркивает

Будет ВАМ новое корыто,

Ступай себе с Богом.

«С Богом»- значит «Будь спокоен»

Возвращается старик к своей старухе, а у неё новое корыто.

  • Успокоилась старуха?

Нет! Ещё пуще прежнего забранилась старуха.

Дурачина ты, простофиля… Много ли корысти

(Корысть- выгода. Материальная польза)

Она всё-таки преследует какую-то определённую цель.

Что просит?

СЛАЙД № 6 ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ

Просит избу. Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек остановиться в накопительстве земных благ?

(БИБЛИЯ: «НЕ собирайте земных богатств, собирайте духовных богатств,небесных»)

Для Пушкина очень важно это.

Покорный старик идёт опять.

Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен поставить жену на своё место. Он прекрасно понимает, что нельзя просить у рыбки того, что они не заслужили. Он понимает, что старуха не успокоится.


Почему он идёт?

(Хочет угодить старухе, потому что хочет получить покой.

Смилуйся, государыня рыбка…..

Какую характеристику автор даёт старухе?


  • сварливая

  • не даёт покоя ЗЛАЯ

  • бранится

Вот здесь должно бы проявиться его первенство.

СЛАЙД № 7 Иллюстрация к сказке

Но старик этого не делает. – Выполнила ли это желание старухи рыбка?

(Да, ведь она обещала выполнить любую просьбу старика)

А как ведёт себя море?

(Оно всё больше и больше волнуется)

Почему?

(Не приветствует просьбы и поведение старика и старухи.)

Воротился старик, видит изба стоит, старуха сидит и уже новое у неё корыто.

Довольна она?

(Ещё больше распаляется у неё желание)

Что она хочет?

(Хочет стать столбовою дворянкой)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Дворянка - это женщина, у которой много богатства, много денег, много слуг. Столбцы - списки дворянского рода.

  • Может ли старуха по своему происхождению стать дворянкой?

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА № 4

Мы только видим, как усиливается страсть. Но ведь не она поймала рыбку, не она просит рыбку. Почему так? Старик ничего не предпринимает. Это его ошибка?

Возвращается. Что же он видит?

Продолжение ФРАГМЕНТА № 4

Вот поведение, которого она жаждала. Наказывать - вот главное!

  • Меняется ли его отношение к старику?

(Она его не замечает)

ФРАГМЕНТ № 5

На конюшню служить отправила. Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей.

  • Что же случилось через неделю?

(Царицей захотела стать)

«Ещё пуще старуха вздурилась» - замечает Пушкин, т.е. совсем лишилась разума. Уже не отдаёт отчёт своим желаниям.


  • А старик?

(Испугался, взмолился: «Что ты, баба белены объелась?» Обращается как к простой бабе. То есть ,наконец-то он пытается поставить её на место. Но старуха уже вошла в роль.

  • Можно ли её обуздать?

И старик опять идёт к морю.

Вздыбилось море, потемнело. Видит это старик, но ничего не может сделать.

ФРАГМЕНТ №6

Старик напуган. Всё делает, чтобы душенька была довольна, но нужны ли богатства душе?

Через неделю посылает к мужу старуха стражу опять.

  • Зачем?

(Самая фантастическая идея: «Хочу быть владычецей морскою»

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА № 7

  • Чего же хочет старуха?

(Чтобы сама рыбка выполняла приказания старухи)

  • Старик что-то возразил?

  • А как повело себя море?

Стал он кликать золотую рыбку: «Чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику. Уважение! Она пытается отблагодарить, но приносит ли благодарность пользу старику?

ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА № 8

Что мне делать с проклятою бабой?

  • Как её остановить? И возможно ли это?

Ничего не сказала рыбка.

  • Последнюю просьбу исполнила?

  • Нарушила обещание?

  • Нет! Последнее обращение - это обращение за помощью. Что сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполнила последнее желание. Возвращается. С чего начинается, тем и заканчивается сказка Получается так, что старуха наказана, а старик?

(Старик и старуха не прошли испытания!!!

  • Кто виноват?

ВЫВОД: Человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет.

Творческое задание.

img_5443


Что бы вы сейчас попросили у рыбки?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать золотую рыбку и написать своё заветное желание


  1. Висновок.

Загально навчальні уміння і навички, що формуються в процесі проектної діяльності.

Рефлексивні уміння:

  • уміння осмислити завдання, для вирішення якого недостатньо знань;

  • уміти відповідати на запитання : чому потрібно навчитися для виконання поставленого завдання.

Пошукові (дослідницькі) уміння:

  • уміння самостійно створювати ідеї, спосіб дій, використовуючи знання з різних областей;

  • уміння самостійно знайти недостатню інформацію в інформаційному полі;

  • уміння запросити недостатню інформацію у експерта (учителя, спеціаліста);

  • уміння знаходити декілька варіантів вирішення проблеми;

  • уміння висувати гіпотези;

  • уміння встановлювати причинно-наслідкові зв'язки.

Навички оціночної самостійності:

  • уміння співпраці;

  • уміння колективного планування;

  • уміння взаємодіяти з будь-яким партнером;

  • уміння взаємодопомоги в групі і вирішення спільних завдань;

  • навички ділового партнерського спілкування

  • уміння знаходити і ліквідувати помилки в роботи інших учасників групи.

Менеджерські уміння і навички:

  • уміти проектувати процес ( вибір );

  • уміння планувати діяльність, час, ресурси;

  • уміння приймати рішення і прогнозувати наслідки;

  • навички аналізу власної діяльності.

Комунікативні уміння:

  • уміння ініціювати навчальну взаємодію з дорослими – вступати в діалог, задавати питання;

  • уміння вести дискусію;

  • уміння відстоювати власну точку зору;
  • уміння знаходити компроміс;

  • навички усного опитування.

Презентаційні уміння і навички:

  • навички монологічної мови;

  • уміння впевнено примати себе під час виступу;

  • артистичні уміння;

  • уміння використовувати різні засоби унаочнення під час виступу;уміння відповідати на незаплановані питання.