birmaga.ru
добавить свой файл

1
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ДУВАН В СЕЛЕ ЛЕМАЗЫ

Республики Башкортостан Дуванского района


Номинация «Педагогические идеи и

технологии: среднее образование»

Урок русского языка

«Комплексный анализ текста»

(обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное)

5 класс

Составитель:

Хамзина А.М., учитель русского языка и литературы.

Лемазы – 2013
Цели урока:

1) обучающие: повторить изученный материал по теме «Имя прилагательное» на основе комплексного анализа текста; закрепить основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль текста, стиль текста, тип речи);

2) развивающие: развивать у обучающихся критическое и образное мышление, речевые умения и навыки, формирующие коммуникативную компетенцию;

3) воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову посредством анализа текста;

воспитывать любовь к родной природе; формировать интерес к творчеству И. Ильина и Е. Сегал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная; устная и письменная.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; анализ художественного текста.
Оборудование: раздаточный материал: текст (фрагменты) рассказа И. Ильина и Е. Сегал «Азбука природы» и задания; толковый словарь С.И. Ожегова.
Структура урока: I. Организационный момент.

II. Работа с текстом.

2.1. Выразительное чтение текста учителем.

2.2. Слово учителя об авторах текста.

2.3. Выполнение заданий по тексту.

III. Подведение итогов урока.

IV. Сообщение домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы и цели урока.


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторим изученный материал по теме «Имя прилагательное». В этом нам поможет комплексный анализ текста.
II. Работа с текстом.

2.1. Выразительное чтение текста учителем.
Азбука природы.
Ты умеешь читать небесную книгу? Слова в книге составляются из букв, а звезды в небе образуют созвездия. Моряки по звездной книге умело находят дорогу в необъятном море.

Облака – это буквы чудесной небесной книги, по ним мы узнаем погоду. Перистые облака обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг начинают появляться на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.

И птицы могут много рассказать. Высоко в чистом небе летают ласточки, и ты можешь ждать хорошую погоду. О наступлении весны говорит прилет грачей, а отлет журавлей напоминает о приходе осени.

Много удивительных вещей можно узнать, когда читаешь небесную книгу.

(По И.Ильину и Е.Сегал)
2.2. Слово учителя об авторах текста.

Данный текст состоит из фрагментов рассказа «Азбука природы», который входит в книгу «Рассказы о том, что тебя окружает». Эту книгу написал Илья Ильин (настоящее имя Илья Яковлевич Маршак) (1896 - 1953), русский писатель, брат С.Я. Маршака, в соавторстве со своей женой, писательницей Еленой Александровной Сегал.
2.3. Выполнение заданий по тексту.

Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Определите тип и стиль текста.

3. Объясните значение слова перистые.

4. Выпишите словосочетания «сущ. + прил.». Определите род, число, падеж прилагательного в каждом словосочетании. Объясните написание окончаний прилагательных.

5. Образуйте от возможных прилагательных краткую форму.

6.Составьте и запишите предложения с образованными краткими прилагательными и подчеркните их как члены предложения.

7. Разберите по составу слова уд..вительных, д..ждливую, необъятном.


8. Сделайте морфологический разбор слова чудес(?)ной (1 вариант), (в) чистом (2 вариант).

9. Подчеркните в тексте прилагательные как члены предложения.

10. Объясните графически знаки препинания в тексте.

III. Подведение итогов урока.

- Так что же, ребята, такое имя прилагательное? (Отвечает 1-2 из обучающихся)

-Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, вызовет у вас интерес к творчеству И.Ильина и Е.Сегал, а также поможет увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.

Проблемная ситуация: Согласны ли вы с тем, о чём говорится в данном тексте?

Выставление и комментарий оценок.
IV. Сообщение домашнего задания.

Создайте текст из 8-10 предложений о приметах природы с использованием имён прилагательных. За образец возьмите особенности текста И.Ильина и Е.Сегал.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Азбука природы.
Ты умеешь читать небесную книгу? Слова в книге составляются из букв, а звезды в небе образуют созвездия. Моряки по звездной книге умело находят дорогу в необъятном море.

Облака – это буквы чудесной небесной книги, по ним мы узнаем погоду. Перистые облака обещают дождливую погоду. В жаркий летний день вдруг начинают появляться на небе белые облачные горы. Это вестники грозы.

И птицы могут много рассказать. Высоко в чистом небе летают ласточки, и ты можешь ждать хорошую погоду. О наступлении весны говорит прилет грачей, а отлет журавлей напоминает о приходе осени.

Много удивительных вещей можно узнать, когда читаешь небесную книгу.

(По И.Ильину и Е.Сегал)
ЗАДАНИЯ
1. Тема текста: _____________________________________________________________________
Главная мысль текста:_____________________________________________________________

2. Тип текста:______________________________________________________________________

Стиль теста:_____________________________________________________________________
3. Значение слова ПЕРИСТЫЕ:_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________
4. Выпишите словосочетания «сущ. + прил.». Определите род, число, падеж прилагательного в каждом словосочетании. Объясните написание окончаний прилагательных.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Образуйте от возможных прилагательных краткую форму.

Полная форма прилагательного

Краткая форма прилагательного







6. Составьте и запишите предложения с образованными краткими прилагательными и подчеркните их как члены предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Разберите по составу слова:

уд..вительных д..ждливую необъятном
8. Сделайте морфологический разбор слова чудес(?)ной (1 вариант), (в) чистом (2 вариант).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подчеркните в тексте прилагательные как члены предложения.

10. Объясните графически знаки препинания в тексте.