birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: Отечественная война 1812 года.






Предмет, класс



« Мир вокруг нас », 4 класс


Тема урока,

№ урока по теме



Отечественная война 1812 года, 14 урок


Актуальность использования

средств ИКТ


Обеспечение наглядности, освоение материала урока,

активизация познавательной деятельности.



Цель урока


Сформировать представление об Отечественной войне1812 года.

Подробно познакомить с Бородинским сражением.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные


Навык работы с учебной информацией.


Развивать устную речь, мышление, умение аргументировано выражать свои мысли и адекватно воспринимать мысли других.



Прививать интерес к изучению истории Отечества.


Вид используемых на уроке средств ИКТ



Универсальные


Необходимое аппаратное и программное обеспечение



Компьютер с проектором.


Проблемный вопрос:

Что помогло нашему народу одержать победу?


Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать: значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.
Учащиеся должны уметь: работать с исторической картой, объяснять отдельные исторические термины.
Тип урока
Изучение, первичное закрепление новых знаний.
Оборудование урока:

-презентация «Недаром помнит вся Россия…»,

-конспект урока

-мультимедиа-доска

-рабочие тетради

-карточки

-выставка книг по теме «Отечественная война 1812 года».
Ход урока


  1. Поиск формулирование темы урока.

Слайд 3.

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века появятся строки на экране. Вспомните, кто автор этих строк и продолжите их.

Почему же так дорог и памятен нам воспетый поэтом этот день?

Слайд 4.

Приблизить к нам далекое прошлое, сделать его зримым помогут нам история, литература искусство.

Рассчитываю на вашу активную творческую работу на уроке.

Слайд 5

II .Проверка домашнего задания.

Карточка №1

Какие перемены произошли в России за время царствования Екатерины Великой?

Карточка №2

Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?

Карточка №3

Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?

Слайд 6

Вспомним страницы истории Отечества нам поможет историческое домино. Работа в микрогруппах. Проверка работы.

Слайд 7.

Ознакомление с планом изучения новой темы.

1.Нашествие Наполеона на Россию.

2.Бородинская битва.

3.На войну с Наполеоном поднялся весь народ.

4.Изгнание захватчиков.

Объяснение ключевых слов темы: нашествие, изгнание.


III Изучение нового материала. Сообщения учащихся и учителя о войне 1812 года сопровождается показом

слайдов.

Учитель: ----Сейчас мы расширим наши знания о войне 1812 г. Почему же она началась? Послушаем сообщения, подготовленные нашими одноклассниками.
Слайд 8.

1 ученик:


- Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве: «Я буду господином мира…» Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.
Учитель:

- Добавлю слова Наполеона: « …остается одна Россия, но я раздавлю ее» Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».
Слайд 9
.

2 ученик:


-24 июня 1812 года- для французских солдат ,а для русских- 12 июня (в России и Европе действовали разные календари), французские войска напали на Россию. Вел их Наполеон Бонапарт. До этого он уже покорил Италию, Австрию, Пруссию… Теперь его «великая армия» двигалась на Москву, ибо, как говорил он: « Москва-это сердце России, Петербург- ее голова. Как только мы возьмем Москву, Россия станет на колени»

Учитель:

-Итак, французы шли на Москву. Почему их сразу не остановили? Где не знающий поражений Суворов со своими «чудо-богатырями»? Где его лучший ученик Кутузов, который ,победив на Дунае турецкую армию, сумел (за два месяца до вторжения Наполеона) заключить с турками очень выгодный для России мирный договор? Суворов к тому времени уже умер. Кутузова же, несмотря на высокие заслуги, царь Александр I уволил из армии: подозревал, что полководец знает о его причастности к заговору против отца - императора Павла.

Слайд 10.

Работа по карте. Объяснение сопровождается показом на карте.

Слайд 11.


3 ученик:

-Первые крупные сражения разразилась у стен Смоленска, где французы потеряли 20 тысяч своих воинов. И все же командующий русской армией генерал Барклай- де- Толли приказал сдать город, опасаясь попасть в окружение. Зато, что Барклай – де- Толли отступил, уже кое-кто называл его «Болтай Да Только». Враг вновь устремился к Москве. В военных кругах Петербурга стали говорить, что армию должен возглавить «старик» Кутузов. Но царь и слышать об этом не хотел. И все же ,когда московский губернатор написал ему ,что «вся Москва желает, чтобы Кутузов командовал армией», Александр уступил «общему гласу».

Слайд 12.

Учитель:

- 17 августа Михаил Илларионович Кутузов прибыл к войскам.

-Ура!- обрадовались солдаты. – Пришел Кутузов бить французов.

Слайд 13.

4 ученик:

Однако русские продолжали отступать. Местом для решающего сражения Кутузов выбрал поле близ села Бородино. Битва началась 7 сентября в 5 часов утра с атаки французов на левое крыло войска. Где держали оборону полки генерала Багратиона. Прорваться противник не смог, отхлынул, оставив на поле много убитых. После этого Наполеон направил удар по центру, на батарею генерала Раевского, что была главной опорой кутузовской армии. Здесь бой длился три часа. Шесть раз батарея переходила из рук в руки. Французы понесли огромные потери.

Слайд 14-15.

5 ученик:

Геройски бились с врагом и простые солдаты, и высшие командиры. Необычайное мужество проявил генерал Раевский. В самых горячих местах боя появлялся Барклай- де- Толли.- под ним убило пять лошадей. Во время восьмой атаки на левое крыло был смертельно ранен князь Багратион.

Слайд 16.

Объяснение сопровождается показом на карте.

Слайды 17-18.

Учитель:

Бородино не означало полного разгрома армии Наполеона, но это было поражение, которое в значительной мере подготовило этот разгром.


6 ученик:

Чтобы сохранить армию, Кутузов приказал отойти от Бородина. На военном совете в Филях - рядом с Москвой - он сказал. Что, решил сдать Москву без боя. При этом он пояснил:

-С потерей Москвы не потеряна Россия. Наша первая задача – получить подкрепление, а затем мы устроим погибель неприятелю.

Слайды 19-20.

7 ученик:

Русская армия перешла на Калужскую дорогу и стала лагерем близ села Тарутино. Пока французы грабили и разоряли Москву, в которой начались пожары, войско Кутузова накапливало силы. Создавались новые полки, прибывали с пушками артиллеристы, подтягивались обозы с продовольствием. Сам же Михаил Илларионович получил за Бородино чин фельдмаршала.

Слайд 21.

8 ученик.

Положение «великой армии» Наполеона ухудшалось. В сожженной Москве его солдаты начали голодать. А близилась зима. Бонапарт уже понимал, какая опасность нависла над французами. Они были вынуждены покинуть Москву. В сражении под Тарутином русские наголову разбили захватчиков. Наполеону ясно: нужно скорее уходить из России. Он направляет свое полчище на Калугу- к южным хлебным землям. Но Кутузов идет французам наперерез. Бои развернулись под Малоярославцем. И опять победа за русскими. Убедившись, что путь на Калугу прочно перекрыт, Бонапарт поворачивает войска на старую Смоленскую дорогу, по которой еще недавно он шел к Москве.

Слайд 22.

9 ученик:

Теперь вдоль всего пути враг встречал сожженные сёла и разрушенные города.

А еще разгорелась повсюду « малая» партизанская война, от которой французы также терпели большой урон. Последний жестокий бой, после которого император покинул армию и бежал в Париж, произошел в конце ноября 1812 года возле города Борисова , на реке Березине. Под огнем русских пушек переправилась по наведенным мостам только часть наполеоновского войска. Опасаясь преследования, Бонапарт приказал сжечь мосты, бросив на произвол судьбы остатки своей армии. 23 тысячи солдат и офицеров сдались Кутузову. А всего в этом бою армия Наполеона потеряла 50 тысяч человек.


Слайд 23.

Учитель:

В декабре 1812 года армия Михаила Илларионовича освободила всю территорию России. Обращаясь к солдатам и партизанам, фельдмаршал сказал:

- Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас этим именем.

Слайд 24.

10 ученик.

25 декабря в городе Вильно царь Александр I издал Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны и повелел в честь победы русского народа в

Отечественной войне построить в Москве церковь во имя Спасителя Христа.

Храм Христа Спасителя был построен в конце 19 века на народные деньги, собранные по всей России. В честь этого величайшего исторического события воздвигнуто много памятников.

Учитель:

Весной 1813 года, уже после взятия Варшавы, Берлина, Гамбурга, Кутузов простудился и тяжело заболел. Как ни старались доктора .вылечить Михаила Илларионовича не смогли, и 28 апреля в городе Бунцлау великий полководец скончался. Его забальзамированное тело привезли в Петербург. Тысячи людей пришли проститься с

Кутузовым к Казанскому собору. Где он и был похоронен.

Слайд25

Физкультминутка.

-Вы, наверное, устали?

-Да!

-И поэтому все встали

Раз, два- выше голова,

3,4- руки шире,

5,6- тихо сесть

Посидим, отдохнем,

А потом урок начнем.

IV Закрепление изученного материала.

Слайд 26.

Блиц - опрос «Вопрос - ответ»
Слайд 27.

Слова Александра I.

V Работа по теме.

1. Работа по учебнику. Стр.112-117. Прочитать текст.

Слайд 28.

Работа в рабочей тетради, используя текст учебника

Слайд 29.

VI Домашнее задание.

Учитель знакомит с домашним заданием и выставкой книг.

VII Подведение итогов урока.


-Что помогло нашему народу одержать победу? (любовь к Родине).

-Вспомните пословицу, которая подведет итог нашего урока.

26 августа (8 сентября )- это День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

-Составьте восклицательное предложение со словом – СЛАВА.

Рефлексия.

Урок

понравился

не понравился

заинтересовал

не заинтересовал

удивил

разочаровал