birmaga.ru
добавить свой файл

1
Классный час "Как сделать карьеру?"

Автор: Улыбина Ирина Леонидовна

Возраст участников: 15-17 лет

Время реализации: 60 минут

Количество участников: до 25 человек.

Место, условия проведения: помещение, класс, в котором может свободно, отдельно и независимо друг от друга разместиться рекомендуемое количество участников. Рабочее место должно быть оборудовано столом и стулом.

Необходимые материалы: чистые листы бумаги (формата А4) на каждого участника; пишущие предметы (ручки, маркеры, цветные карандаши); доска.

Цели:

Учащиеся умеют:

- составлять список своих целей в жизни;

- анализировать и изменять этот список, если потребуется;

- составлять список препятствий, которые могут помешать им в достижении целей;

- формирование чувства личной ответственности, основами технологической культуры;

- помочь в подготовке к социально-профессиональному самоопределению;

- обсудить различные варианты отношения для самореализации человека в избранной им профессии.

Задачи:

- формировать у участников видение своего будущего, перспективу,

- формировать активную социальную позицию

- уточнить понятия «выбор», «личностный выбор»;

- определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора;

Ключевые понятия:
Свобода – это то, что вы получаете, когда начинаете нести большую ответственность за свои решения и поступки.

Ответственность – готовность принимать нравственные решения и совершать нравственные поступки, даже если за вами никто в этот момент не наблюдает.


План занятия.

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, погружение в тему


5 минут

Создание проблемной ситуации.

5 минут

Актуализация

20 минут

Методика “ПОСТАНОВКА жизненных целей”

20 минут

Рефлексия - обобщение и анализ проделанной работы.

10 минут


Ход занятия

1. Организационный момент: Приветствие, погружение в тему. Создание проблемной ситуации.

Наше сегодняшнее занятие посвящено очень важной теме. У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной. Поэтому и тема нашей встречи «Как сделать карьеру?». Мы постараемся с вами определить каковы ценности нашей жизни и как не ошибиться с выбором главной жизненной цели. Поэтому необходимо знать , что в процессе профессиональной деятельности происходит профессиональное становление личности.

Как вы думаете что следует понимать под профессиональным становлением?

В процессе профессионального становления можно выделить этапы. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно:


  1. Выбор профессии

  2. Профессиональная компетентность (обученность., умелость)

  3. Профессиональное мастерство и творчество


Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления

1. Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями должен быть сделан к моменту окончания школы . Затем формируется профессиональная компетентность - это глубокое знание дела, свободное владение позволяющее человеку ощущать свой труд как радость.


Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них – уровень теоретической, практической подготовки и технологической культуры.

Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством это ОДНОВРЕМЕННОГ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ИНТЕРЕСОВ, НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ.

Совершенствования мастерства – процесс сложный и длительный. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.

Но к сожалению есть люди которые довольствуются малым – выполняют свои профессиональные обязанности без должного прилежания, не стремясь достичь высоких результатов.

Как вы думаете почему?

Причины:


  1. Неудачное профессиональное самоопределение

  2. Недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности)

Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством. Наиболее ярко творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. ТВОРЧЕСТВО в профессиональной деятельности может способствовать как самого процесса деятельности, так и его содержания. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ.

Что вы понимаете под словом «карьера»?

К содержанию понятия «проф. Карьера» включают:

  1. Профессиональный рост

  2. Мастерство

  3. Высокую оплату труда

  4. Продвижение по службе

  5. Занятие определенный постов и должностей

  6. Личную удовлетворенность профессиональной деятельность.

Могли – бы вы назвать из пед. коллектива работающих у нас назвать мастером своего дела?

2. Актуализация
Технология целеполагания:

Первоначальная стадия – разработка представлений о личных устремлениях, связанных с образом удовлетворенной жизни.


Следующая стадия – переход от общих представлений о целях к их соотнесению с реальными видами и способами деятельности.

Третья стадия – дифференциация целей, предполагающая их разделение по временным интервалам: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Завершающая стадия связана с инвентаризацией целей: определение приоритетов, целевое планирование и программирование
Принципы постановки карьерных целей.
1. Привлекательность. Цель должна быть привлекательной, т.е. соответствовать личным интересам, ценностям, установкам, представлениям. Такой выбор цели помогает увлечься ею и, следовательно, легче преодолевать трудности "черновой" работы при движении к ней.

2. Реальность. Цели должны касаться профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей профессиональной роли или функции.

3. Последовательная близость. Разбивка по этапам концентрирует усилия. Последовательная постановка задач приближает конечную цель.

4. Прогрессивность. Каждая из последующих подцелей должна предполагать наращивание способностей и возможностей.

5. Возможность корректировки цели. Мотивы в процессе движения к цели могут меняться, поэтому неразумно жестко ориентироваться на исходные мотивы.

6. Возможность оценки результативности. Цель должна быть формализована и предполагать критерии оценки ее достижения.
Принципы и правила карьерной стратегии.
Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила реализации карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами. Некоторые правила карьерной стратегии:

1. Ставить перед собой только реальные цели.

2. Верить в свои возможности.

3.Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.

3. Методика “ПОСТАНОВКА жизненных целей”

Учащимся предлагается начать поиск ответа на вопрос: “Чего вы хотите от жизни больше всего?”

Прежде чем формулировать планы на всю жизнь, необходимо задуматься для начала о планах на ближайшее будущее.
1. “СПИСОК ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ”

1.1 ЧТО Я ХОЧУ ОСУЩЕСТВИТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ:

Одна цель на сегодня:

____________________________________________
Две цели на неделю:

____________________________________________

____________________________________________
Две цели на месяц:

____________________________________________

____________________________________________
Две цели на год:

____________________________________________

____________________________________________

1.2 ПРОРАНЖИРОВАТЬ ПЯТЬ ЦЕЛЕЙ, КОТОРЫХ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ДОСТИЧЬ В ЖИЗНИ:
В наибольшей степени реализовать свои возможности, проявить волевые качества. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

Работать в хороших условиях так, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

Получать высокий заработок, обеспечивающий материальный достаток.

Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

Жизненные цели (Результаты ранжирования).

1. В наибольшей степени реализовать свои возможности, проявить волевые качества.

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих

3. Работать в хороших условиях, так чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

4. Получать высокий заработок, обеспечивающий материальный достаток.

5. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.
1.4 ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ОТ ЖИЗНИ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Учащимся предлагается ответить максимум тремя предложениями и записать в личных дневниках.

2. “ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ЦЕЛЯМ”
2.1 РАБОТА В ГРУППАХ “МОЗГОВОЙ ШТУРМ”
Какие препятствия могут помешать в достижении целей?

1

____________________________________________

2

____________________________________________

3

____________________________________________

4

____________________________________________

Почему это можно считать препятствием?

Как это препятствие может помешать достичь цели в жизни?

Как можно преодолеть это препятствие?
2.2 Индивидуальная работа
Перечислите в дневнике 1 – 5 препятствий, которые могут помешать в достижении целей лично вам.

Помогите себе:

Что вы можете сделать, чтобы создать благоприятные условия для достижения своих целей?

Какое решение вы можете принять, чтобы приблизиться к своей цели?

Какие положительные привычки вы можете в себе развить?
4. Рефлексия.
1. Анализ результатов ранжирования жизненных целей.

2. Учащимся предлагается еще раз проанализировать записанные ими жизненные цели и препятствия на пути их достижения и внести, если требуется, изменения.

3. Итог.

(В заключение ведущий предлагает участникам поделиться выводами, которые они успели сделать для себя, о себе на протяжении занятия. Но это делается только по желанию самих участников, нельзя заставлять рассказывать каждого, так как это все-таки личная информация и принцип конфиденциальности в данном случае играет очень важную роль).

Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Любое карьерное действие должно быть целесообразным, осуществляться сообразно целям индивидуальным и общим. Нужно двигаться в группе, не отставая. Необходима презентация ваших успехов. Они должны быть замечены и оценены по достоинству.