birmaga.ru
добавить свой файл

1

Требования, предъявляемые при поступлении в аспирантуру

К реферату по выбранной специальности

Вступительный реферат по специальности должен носить исследовательский характер, связанный по преимуществу с проблематикой будущего диссертационного исследования. Реферат оформляется в виде очерка объемом не более 25 страниц машинописного текста через два интервала, шрифт 14. 

Структура реферата произвольная, однако, в нем должны содержаться:


  • развернутое обоснование темы;

  • обзор литературы по предмету и в контексте его постановка исследовательской задачи;

  • исследовательская часть — анализ фактического материала;

  • заключение, суммирующее результаты анализа;

  • правильно оформленная библиография;

Автор реферата должен обнаружить четкое понимание проблемы, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней, умение подбирать, систематизировать и анализировать фактический материал, делать обоснованные выводы, прогнозировать перспективы своего дальнейшего исследования. 

К вступительному экзамену по философии


Экзамен по философии является обязательным для всех поступающих в аспирантуру. Это обусловлено той особой ролью, которую философия играет в культуре, науке, в жизни любого общества и в целом человеческого бытия во всех его измерениях.

Экзаменационные вопросы по философии формулируются в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения (утверждены Министерством образования РФ 3 февраля 2000 г.) по следующим основным разделам философии:

  • предмет философии и ее место в человеческой культуре. Основные направления и школы философии, этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
  • учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические законы закономерности. Научная, философская и религиозная картина мира.


  • человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

  • смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

  • сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика, язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

  • будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

К вступительному экзамену по иностранному языку


Экзамен по иностранному языку ставит своей целью выявить объем знаний, необходимых аспиранту для полного исследования предстоящей темы. 

Вступительный экзамен включает:

  • чтение и письменный перевод со словарем на русский язык оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков. Время — 60 минут.

  • реферирование на русском или иностранном языке текста по специальности объемом 1200 печатных знаков. Время — 10-15 минут.

  • беседа на иностранном языке по теме научной работы.

К вступительным экзаменам по специальности

Вступительный экзамен по специальности сдается по вузовской программе профилирующего предмета (или по вузовским программам совокупности предметов в аспекте данной специальности). 


Поступающий в аспирантуру должен обнаружить глубокие знания программного содержания теоретических дисциплин, иметь представление о фундаментальных работах и публикациях, значимых в избранной области, ориентироваться в проблематике научных дискуссий и разных точках зрения на рассматриваемые проблемы, логично излагать материал, показать навыки владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации, проявить способность к анализу исследуемого материала, свободно оперировать фактами. 

Цель экзамена — выявить научные интересы и потенциальные возможности абитуриента в сфере научно-исследовательской работы.