birmaga.ru
добавить свой файл

1
Модель современного урока русского языка






В обучении важнее методика, чем знания.

Ашли Монтагю




Для того чтобы научить другого, нужно больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

М.Монтень




Искусство обучения не требует ничего другого, кроме умелого распределения времени, предметов и метода.

Я.А.Коменский



Национальная доктрина развития образования, Государственные стандарты базового и полного среднего образования акцентируют внимание на том, что основная задача литературно-языкового цикла предметов – обеспечение овладения учащимися языком как средством общения, развитие их духовности и формирование культуры на основе новейших достижений науки и социальной практики.

Следовательно, иную смысловую нагрузку несет основная единица дидактического процесса – урок.

Коммуникативная направленность в изучении русского языка выдвигает в качестве важнейшей цели обучения – формирование умений и навыков речевого обучения. Такой подход к современному уроку языка определяется его назначением – быть средством формирования и выражения мысли, что позволяет развивать у школьника коммуникативную компетентность. Итак, особенностями современного урока русского языка являются следующие моменты:


  • коммуникативная направленность;

  • деятельностный и

  • текстоцентрический подходы.

В связи с этим изменяется содержательная линия урока, по-иному структурируется учебный материал, модель урока видоизменяется. Учитель, выполняя одну из своих функций – проектирование педагогической системы, вносит коррективы как в формальную часть поурочного плана, так и в аналитическую (диагностично ожидаемые результаты), содержательную линии. Формальная часть поурочного плана может выглядеть следующим образом:

Дата


урока в календарно-тематическом плане и № урока в теме

Тема
(точно соответствующая программе)

Тема для озвучивания или записывания на доске

Цели: развивающая (развитие …)

образовательная (ознакомление …)

воспитательная (воспитание …)

Задачи (отработка навыков, умений выполнять мыслительные операции: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)

Тип урока, например, комбинированный

Вид (жанр), например, лабораторная работа, практикум, тренинг

Оборудование: дидактический и раздаточный материал, видеофильм, компьютерный диск, аудиокассета, сборник диктантов или изложений, тексты художественных произведений и т.п.
Содержательная часть поурочного плана – комбинирование элементов лингвистической, коммуникативной, лингвокультурологической и деятельностной линий. Модели уроков русского языка могут быть разными, однако учителю не следует забывать, что вышеуказанные линии должны реализоваться через текст (тексты), выполняющий к тому же еще одну функцию – развитие основных видов компетентностей школьников (социальная; поликультурная; коммуникативная; информационная; интеллектуальная; саморазвития, самообразования, самовоспитания, самостановления, самостроительства; когнитивная – творческая, продуктивная деятельность).

Учителю необходимо подобрать такой текст (тексты), который(е) можно было бы использовать и для реализации основных линий Государственного стандарта, и для развития (формирования) основных видов компетентностей школьников, и для активизации мыслительной деятельности учащихся, и для отработки определенных умений и навыков.

Варианты модели современного урока языка могут быть такими:



Ге

Ф1


















П





где Ф – фронтальная работа, опрос, диагностика уровня так называемых остаточных знаний (Ф1 и Ф2 – для сравнения уровня учебных достижений учащихся);

Ге – групповая работа по единому заданию;

П – работа в парах (обучение других, обучение друг друга);

Ид – индивидуальная работа дифференцированного характера;

Од – задания для литературно одаренных детей;

В – вывод (об уровне приобретенных знаний, расширении информационного поля и т.п.);

М – мотивация дальнейшей учебной деятельности;

Т – текст (тексты) обучающего, развивающего, воспитывающего характера;

НМ
– новый материал;

ЧВ
– чтение текста вслух;

ТАУ – тренинг аудиативных умений;

Д – разыгрывание диалогов;

УИустное изложение;

ТЗ – творческое задание (продолжить текст, ответив на вопрос);

Р – рефлексия;

О – оценивание (вербальное, невербальное);

ДЗ – домашнее задание (желательно четырехуровневое, чтобы учащийся выбрал уровень выполнения задания: репродуктивное, репродуктивно-конструкторское, конструкторское или конструкторско-творческое, собственно творческое).

Модель может видоизменяться, наполняться другими видами деятельности (например, выполнение коммуникативно-ситуативных упражнений – КСУ, составление словарных (или других) диктантов – СД, групповая работа дифференцированного характера – Гд, составление текста на основе грамматического задания – СТ и т.п.).


К сожалению, анализ посещенных уроков, просмотр видеоуроков, ознакомление с моделями уроков в материалах ППД позволяет сделать следующий вывод: примерно 25 – 30% учителей не владеют технологией конструирования современного урока; традиционно структурируют учебный материал; не проводят пропедевтическую работу перед контролем за уровнем и качеством умений и навыков школьников (например, аудиативных); не умеют моделировать разноуровневые или домашние задания; недостаточно грамотно составляют задания и проводят проверку уровня знаний о языке, языковых умений; не всегда проводят коррекционную работу, основанную на мониторинговых исследованиях; не используют возможности текста как главной дидактической единицы организации учебного материала. К положительным моментам можно отнести использование заданий творческого характера, организацию самообразовательной работы школьников.

Напоминаем, что одной из составных личности является ее полноценное развитие. Гуманитарное образование и призвано решить эту задачу. Однако учитель вступает в противоречие с требованиями процесса обучения (например, фактологический контроль, а не ценностно-смысловых приоритетов. Да и как их проверить?!). Т.е. то, что не прочувствовано как личное, не может быть социально и ценностно значимым для школьника. Поэтому рекомендуем апробировать для этой цели различные варианты совместной учебной деятельности учащихся, использовать в работе специально созданные ситуации. Например, «посоветуй сам себе, как бороться с человеческими недостатками», «расскажи о том, что ты ждешь от других, что другие ждут от тебя», «поделись чувствами, которые ты испытал(а), когда тебе впервые признались в любви (предал друг)», «убеди друга в том, что его поступок неправилен, т.к. не соответствует твоим жизненным позициям, «представь, что ты попал в ситуацию, когда тебе необходимо вселить надежду в окружающих тебя людей, успокоить их; как ты это сделаешь?» и т.п. Т.е. учителю необходимо разработать специальную систему тренингов по выработке определенных умений и навыков учащихся (развитие умственное), по развитию личностных качеств (развитие личностное); школьники должны использовать свой личный социальный опыт, вступать в диалог с самим собой. Возможен вариант составления коммуникативно-речевого задания (как учителем, так и учащимся) на основе опорного текста (например, художественного текста-миниатюры).


Рекомендуем учителю – словеснику создавать на уроках русского языка эффективные и оптимальные коммуникативные ситуации с целью приобщения учащихся к лингвистическому поиску и творчеству в учебном процессе. Технология составления ситуативных упражнений может быть такой: конструирование ситуации, которая непосредственно связана с социальным опытом школьников; формулировка вопросов и заданий к ситуации; коммуникативные установки; мотивация речевой деятельности (например, анализ своих или чужих поступков с морально-этической точки зрения; моделирование развития событий и т.п.). Коммуникативно-ситуативное упражнение может выглядеть так: «В середине 80-х годов на экранах демонстрировался фильм «Легко ли быть молодым?», посвященный проблемам молодежи. Представьте, что у Вас появилась возможность снять фильм (написать статью, книгу) на эту же тему. О чем бы была Ваша лента (статья, книга)? Расскажите о своем замысле. Используйте при конструировании монологического высказывания сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных» (10 класс) или «Ваш одноклассник собирается на день рождение к другу и колеблется в выборе подарка. Помогите ему определиться. При конструировании текста используйте вводные слова, вводные предложения» (8 класс).

Данная работа может проводиться как элемент обучающего урока, часть коммуникативного практикума, тренинг по отработке коммуникативных качеств речи (точность, логичность, целесообразность, уместность, ясность, чистота).

Ценность коммуникативных практикумов в том, что они рассчитаны на создание текста как главной дидактической единицы организации учебного материала (например, «Представьте, что Вам предложили выступить с сообщением на тему «Что такое культура общения?» Определите, кто будет адресатом Вашей речи, какова цель Вашего выступления (информировать или убедить в чем-нибудь). Составьте текст сообщения и подготовьтесь к выступлению, учитывая особенности выбранной Вами речевой ситуации. Выступая в реальной ситуации с подготовленным сообщением, не забывайте о правилах общения»).


Учащиеся в процессе работы в условиях коммуникативных практикумов учатся быстро и правильно ориентироваться в различных ситуациях общения, планировать свою речь, правильно выбирать её содержание, находить адекватные средства для передачи главных компонентов ситуации общения. Учителю требуется следить за операционным составом речевого действия школьников на всех его фазах формирования, чтобы не только было правильно спланировано содержание высказывания, но и точно выражена мысль. С целью качественного планирования работы практикума рекомендуем использовать пособие Сост. Мельникова Л.В., Полубан М.Я., Томас В.Н., Донецк, 2001. «Задание по развитию основных видов компетентности школьников».

Теперь, о диалоге. Обучать диалогической речи просто необходимо; знакомить с технологией конструирования диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-договора, диалога обмена мыслями, сообщениями. Можно вводить на каждом уроке элементы тренинга по проектированию мотивационного, критического, рефлексивного, конфликтного, автономного, самопредъявительного, самореализирующего, смыслосоздающего, духовного диалогов. Желательно предлагать учащимся выбирать уровень представления диалога: например, начальный уровень – выразительно разыграть диалог; средний – выразительно разыграть диалог, дополнив его 2-3 репликами по содержанию диалога; достаточный – выразительно разыграть диалог, дополнив его 2-3 репликами, раскрывающими личное отношение к проблеме; высокий – самостоятельно составить диалог на тему … и разыграть его.

В современную модель урока русского языка необходимо включать имитационные и неимитационные игры (например, «Зебра»: что хорошего и что плохого в предложенной ситуации?), всевозможные виды диктантов (например, зрительный – технология проведения такова: учащиеся заполняют ниже представленную таблицу)

№ п/п


Название продемонстрированных предме-тов в предло-женном порядке

Цвет предме-тов

Оттенок

Материал,

из которого изготовлен предмет

Форма

предмета

Слово-сочета-ние

с этим словом

Предло-жение

с этим словом

(словами)

Текст,

составленный с теми словами

Ассоци-ации с

этим словом

Ассоци-ативный ряд

Другое





























































Особенностью коммуникативного урока является проведение разнообразных тренингов (например, воссоздающего воображения, ассоциативного мышления). Технология их проведения следующая:


ВП

М ТВВ ТАМ ААР СП

П
В или С или Т или Ч А или АР КВ
где М – мотивация деятельности;

ТВВ – тренинг воссоздающего воображения;

В – визуального воображения («опиши так, чтобы увидели все, например, закат»);

С – слухового воображения («опиши так, чтобы услышали все, например, полет стрекозы);

Т – тактильных ощущений («опиши так, чтобы все почувствовали, ощутили, что у них в руках, например, колосок ржи»);

Ч – чувственных ощущений (запах, вкус) («опиши так, чтобы почувствовали все, например, запах сирени, вкус молока»;)

ТАМ – тренинг ассоциативного мышления;

А – тренинг ассоциаций (например, со словом «нежность»);

АР – тренинг по составлению ассоциативных рядов (например, к слову «детство»);

КВ – конструирование «киноленты видений» (по Станиславскому) – например, «составьте «киноленту видений» со словами «церковь», «окно», «хлеб», «икона»;

ААР – анализ ассоциативных рядов в каком-либо произведении (например, звук – запах – форма - цвет в стихотворении И. Бунина, /Б. Пастернака);

СП – самопроверка, самоанализ;

ВП – взаимопроверка;

П – составление памятки.

В ходе проектирования урока необходимо продумывать и систему контроля (текущего, промежуточного, итогового или тематического). Конструируя тестовые задания (один из видов контроля), учителю следует формулировать их так, чтобы по форме они были закрытого и открытого типа, на соответствие, ранжирование и последовательность, а также ситуативные. Тестовые задания должны активизировать деятельность учащихся по узнаванию (запоминание и воспроизведение, например, правил), пониманию (преобразование изученного материала из одной формы в другую), применению (получение результатов при решении заданий, обоснование выводов на основе использования правил), анализу (характеристика составляющих частей целого, определение связей между этими частями, выявление ошибок и упущений в логике рассуждения, выявление структуры изученного материала), синтезу (составление из частей целого, обладающего смыслом и новизной), оценку (оценка конкретного текста, правила, продукта деятельности в соответствии с заданными критериями).


Продуктивными формами проведения урока, с нашей точки зрения, являются лабораторная работа (наблюдение за языковым материалом), практическое занятие (отработка определенных умений и навыков, пропедевтическая работа перед тематическим оцениванием). Не стоит забывать и об анализе текста (лингвистический, стилистический, комплексный и др.).

Современный урок русского языка должен быть емким, функциональным, насыщенным; модель – оптимальной и мобильной. Задача учителя – активизировать речевую деятельность учащихся; в этом помогут факультативные курсы – например, «Основы красноречия», спецкурсы – например, «Мастерская оратора»; спичклубы, диалог-классы и т.п.

Для коррекции личностного развития школьника необходимо осуществлять мониторинг уровня достижений учащихся по четырем видам деятельности и мотивировать самообразовательную работу школьников.

Как известно, одно из главных направлений речевого развития учащихся современной школы – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, среди которых следует выделить умение совершенствовать написанное. Оно базируется на развитии у школьников способности эффективно регулировать свои психологические процессы: контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать и устранять ошибки и недочеты как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Контроль как компонент учебной деятельности учеников реализуется в формах самоконтроля и взаимоконтроля.

Речевой самоконтроль можно определить как сопоставление пишущим (или говорящим) хода и/или результата своих речевых действий и операций с образцом (реальным или предполагаемым), которое производится с целью регулирования процесса речевой деятельности и совершенствования ее продукта. Речевой самоконтроль осуществляется на всех этапах речевой деятельности и может быть реализован как предварительный, текущий и результирующий.

На уровне макроструктуры текста реализуется смысловой самоконтроль, функция которого заключается в оценке, регулировании и совершенствовании семантико-смыслового содержания, логики изложения и композиционной модели текста на разных этапах работы над ним: при обдумывании замысла и компонентов текста до записи, при реализации плана и при оценке результатов деятельности.


На уровне микроструктуры текста осуществляются такие разновидности речевого самоконтроля, как лексический самоконтроль (отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), грамматический самоконтроль (правильность формально-грамматической стороны речи), стилистический самоконтроль (уместное использование языковых средств, сохранение принципа «коммуникативно-стилистической целесообразности»).

Говоря о речевом самоконтроле над качеством текста, мы, в частности, имеем в виду предупреждение и исправление именно тех ошибок, которые возникают в процессе мысленной подготовки текста при переходе внутренней речи в развернутую временную речь.

Список литературы

1. Мини-журнал «Педагогічна академія пані Софії». – Харьков: Издательская группа «Основа», - сентябрь 2006 г.