birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок этики в 8 классе


Подготовила : Малышева В.В.

Учитель истории МБОУ «Ляховская СОШ»

Меленковского района

Владимирской области
Тема урока: Толерантность как способ разрешения мировоззренческих конфликтов.
Цель:


Задачи:

  • выработать у учащихся осознанное понимание сосуществования разных человеческих групп и общностей, признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения;

  • способствовать пониманию необходимости решения конфликтов мирным путем;

  • приобрести навыки компромиссного поведения, работая в группе;

  • осознать необходимость в толерантном поведении в общении.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Организационный момент.

2.Мотивационная часть.

Объяснение учителя.

3. Интерактивная часть урока

4. Подведение итогов. Рефлексия.

5.Задание на дом.


СЛАЙД 1

Знакомство с темой урока. Постановка цели и задач.

СЛАЙД 2

Английский писатель Б.Шоу как-то заметил: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди».


(подвести учащихся к пониманию того, что основой благополучия современного общества является толерантность)

16 ноября 1995 года, в Париже участники 28 конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.»

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.

СЛАЙД 3

Учитель предлагает учащимся зачитать с экрана еще несколько определений понятия толерантность.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности.

Сегодня мы поговорим о религиозной толерантности. В современном обществе эта проблема стоит достаточно остро.

Религия определяет отношение людей к окружающему миру. Внутри каждой религии можно выделить ее внутреннюю и внешнюю сторону. Внешняя – это свод правил, законов, ритуалов. С внешней стороны религии очень отличаются. Но если перенести акцент на внутреннюю сторону каждой религии, то становится очевидно как много в них общего.

Нравственный закон, по-разному звучащий в религиозных системах, можно условно разделить на несколько статей или линий

СЛАЙД 4.

1)отношение к Богу;

2)отношение к человеческой жизни;


3)отношение к людям;

4)отношение к врагам и злу;

5)отношение к воровству;

6)отношение ко лжи;

7)отношение к богатству;

8)отношение к браку.

Под этим углом зрения сравним четыре наиболее распространенные религии:

буддизм, иудаизм, христианство и ислам.

Вопрос: Какие выводы вы сделали из услышанного?

Как вы услышали, существует много общего во взглядах на нравственность у этих четырех религий. Это понимание дает возможность придерживаться людям разных религиозных конфессий единых норм поведения и достигать в этом взаимопонимания.

СЛАЙД 5

А «понять и принять» - возможно, наиболее краткая формула толерантности.

Мы с вами живем в светском государстве, в котором в соответствии с Конституцией гарантировано право на свободу совести. Давайте познакомимся с документом, который гарантирует нам это право.

Мы уже знакомы с понятием толерантность. Насколько хорошо развит в нас «дух толерантности», поможет понять следующая работа в группах.

Игра «Остров». (Манифест мирного существования (ролевая игра) А.Н.Иоффе//преподавание истории в школе 2010 № 1 с.10-16)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

По условиям игры вы оказываетесь на необитаемом острове в океане, на котором сложилась довольно напряженная обстановка.

Каждая группа получает задание.

СЛАЙД 6.Правила поведения во время дискуссии.

Учитель подводит их к выводу, что для продолжения дальнейшего существования в ходе переговоров надо выработать некий общий документ под условным названием «Манифест мирного существования».

СЛАЙД № 7

Учитель раздает извлечение из Декларации принципов толерантности (Преамбула и статья 1) с заранее подчеркнутыми ключевыми положениями с целью экономии времени.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Вопрос: какова роль толерантности в современном мире?

СЛАЙД №8

«МОЛИТВА О ВСТРЕЧЕ»

Я пришёл в этот мир,

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

Ответить письменно на вопрос: «Что нужно делать, чтобы толерантных людей было больше?»


Записывают тему урока в тетради.

Отвечают на вопрос

Что имел ввиду автор, как этого добиться?

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся зачитывают вслух с экрана.

Выступления учащихся с краткими сообщениями, заранее подготовленными в виде индивидуального домашнего задания.

Учащиеся делают выводы.

На столах у учащихся извлечения из Закона О свободе Совести. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Учащиеся зачитывают вслух ключевые положения подчеркнутые учителем.

Учащиеся формируются в 4 группы.

Задание. Обсудить имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями соседей? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).


Учащиеся после обсуждения в группах фиксируют список проблем.

Учащиеся вновь формируются в группы. Обсуждают между собой и предлагают три пункта для «Манифеста». Выбирают по представителю от каждой группы, которые зачитывают записанные на отдельном листе положения. Учащиеся получают лист с понятийным аппаратом (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3).С помощью него будет проще сформулировать положения.

Обсуждают понимание толерантности и роль этой ценности в современном мире

Один из учащихся зачитывает вслух.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»  Принят Государственной Думой РФ 19 сентября 1997 года 

Федеральное Собрание Российской Федерации, 
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. 
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, 
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, 
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, 
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. принимает настоящий Федеральный закон. 
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания 
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. 

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. 
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. 5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. 
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.ИГРА «ОСТРОВ» Описание ситуаций. ______________________________________________________________

По материалам журнала // Преподавание истории в школе. 2010, №1

А.Н. Иоффе. Манифест мирного сосуществования (ролевая игра).

Группа 1.

Вы - одно из старейших племен острова, на котором еще живут соседи. Сам остров очень маленький, и жизнь племен проходит на виду друг у друга. Ваша религия требует, чтобы на закате солнца все племя выходило на берег и в полной тишине каждый смотрел на уходящее Солнце, которое считается у вас главным божеством, а также обращался к нему с мысленной молитвой и пожеланиями. Считается, что чем тише, тем выше шансы, что молитвы дойдут до цели. Однако в последнее время у соседнего племени появилось новшество. Они тоже поклоняются Солнцу, но теперь стали на закате Солнца громко петь, бить в барабаны, кричать, устраивать буйные танцы. Это мешает вашему племени сосредоточиться на общении с высшими силами. Вместе с тем соседнее племя довольно сильное, и есть вероятность, что с помощью силы не удастся заставить их сохранять тишину и отказаться от своего ритуала.


Другой проблемой для вашего племени является появление на острове группы миссионеров. Их немного, но они хорошо вооружены. Миссионеры не вмешиваются в жизнь племени, но постоянно говорят о том, что Солнце не является божеством, что вера ваших предков неверна. Некоторые из соплеменников, посетившие лагерь миссионеров, получили богатые подарки и после этого стали все чаще наведываться к ним. Иногда они даже пропускают ежевечернее обращение к Солнцу, а кто-то видел, что они молились вместе с чужеземцами. Таких пока немного, но молодежь уже начинает обращать на это внимание.

Обсудите имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями соседей? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

Группа 2.

Вы находитесь на небольшом острове вместе с соседним племенем, от которого когда-то давно отделились ваши предки. У вас общая вера в божество Солнце. Но недавно вы изменили обряд, так как духи сообщили главному шаману, что при закате Солнца есть опасность его окончательного ухода, если день его разочарует. Поэтому вы уверены, что Солнце должно видеть ваше веселье, тогда оно вновь вернется утром следующего дня. Поэтому каждый вечер на закате солнца все члены вашего племени собираются, чтобы под звуки барабана и музыкальные мелодии спеть шумный гимн, обращенный к Солнцу. Чем громче будет исполнение гимна, тем больше вероятность, что Солнце вернется. Соседнее племя не раз обращалось к вам с просьбой соблюдать тишину в закатное время, но это противоречит вашей вере. Заставить вас они вряд ли смогут, так как армия у вас сильнее.

Однако существует другая проблема. Недавно на остров прибыли чужеземцы-миссионеры, которые не верят в то, что Солнце является богом. Они говорят о другом боге, которого нельзя увидеть, и называют ваши обряды глупостью. Чужеземцы немногочисленны, но у них есть хорошее оружие, а также много полезных и красивых вещей, которыми они соблазняют некоторых членов вашего племени. В последнее время ряд соплеменников перестал приходить на танцы и предпочитает молиться в лагере чужеземцев.


Обсудите имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями соседей? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

Группа 3.

Вы прибыли на остров, где живут два племени. Они поклоняются Солнцу и совершают каждый вечер в честь него обряды - одни шумно танцуют у костра, распевая песни под звуки барабана, а другие приходят на берег и молча смотрят на море, наблюдая закат. Вы пытаетесь объяснить им, что бог не может быть связан с силами природы, он является создателем всего и поэтому не олицетворяется только в облике Солнца. Вы помогаете аборигенам - даете пищу голодным, одежду неимущим, но в то же время стараетесь рассказать им об истинной вере. Некоторые понимают вас и стали приходить, чтобы помолиться истинному единому богу. Это радует, но и беспокоит, поскольку их соплеменники стали проявлять агрессивность. Они не могут открыто напасть, так как знают, что ваше оружие значительно лучше. Однако жить в такой обстановке с каждым днем становится все опаснее. Вместе с тем жаль души хороших людей, которые без настоящей веры не смогут спастись.

Обсудите имеющиеся проблемы. Готовы ли вы встретиться с представителями соседей? Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

Группа 4.

Вы прибыли на остров в момент, когда обстановка там стала взрывоопасной. На острове живут два племени, которые поклоняются Солнцу, но одним для этого необходима тишина, а другим - громкие песни и звуки барабана. Так как остров небольшой, то шум мешает первому племени сосредоточиться на молитве.

К тому же не так давно на острове появилась группа миссионеров, которые пропагандируют свою религию, пытаются обратить язычников в свою веру. При этом они используют свои возможности - кормят и одевают бедных, дают им красивые и полезные вещи. Некоторые аборигены стали отходить от традиций предков и обращаются в новую веру. Это вызывает отрицательную реакцию у их соплеменников. Поэтому аборигены относятся к миссионерам подозрительно и настороженно.


В любой момент может вспыхнуть острый конфликт, который приведет к большим жертвам. Это будет трагедией для всех. Вам предлагается выступить с инициативой соглашения между тремя сторонами. Для выяснения обстановки вы можете отправить своих представителей ко всем сторонам.

Обсудите имеющиеся проблемы. Внесите предложения по урегулированию конфликтов (не менее трех).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Понятийный аппарат. 

Толерантность
http://lib.znaimo.com.ua/tw_files2/urls_1/11/d-10975/10975_html_1dbbb841.gif


  1. Толерантность (англ., фр. tolerance -терпимость, лат. tolerantia - терпение) - терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека.

  2. Толерантность (от лат. tolerantia -терпимость) - терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых ценностей демократии. В то же время не тождественна безразличию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.). Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан.

  1. . Толерантность - терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению.
  2. Толерантность - способность личности или общества относиться непредвзято к мнению группы, отличающемуся от распространенных стереотипов. При этом следует отличать терпимость внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение высказано субъектом, принадлежащим к группе, и экстрагрупповую, когда мнение высказано «посторонним». Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений между людьми.




 Понятия, связанные с толерантностью.

Психологический аспект

Уважение - высокая степень авторитета, доверия, признания.

Совместимость - возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности.

 Принятие (мнения, человека, группы) - способность согласиться с существованием особенностей, которые не свойственны определенному человеку, группе, общности и т. п.

Доброжелательность - отношение к другому человеку или группе людей, подразумевающее положительное расположение или настрой.

Деятельностный аспект 

Взаимодополнение - процесс выстраивания отношений, при котором единое целое формируется путем составления различных элементов, присущих разным партнерам.

Сотрудничество (кооперация) - выработка общего решения путем переговоров, участие большого количества людей в одном или разных, но связанных между собой направлениях деятельности.

Диалог - парадигма (направление) взаимодействия с целью решения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее. Диалог культур - взаимодействие культур, в результате которого каждая осознает и обретает свою индивидуальную самобытность без изоляции от других культур (возможен на основе общности базовых ценностей). Диалог является универсальной составляющей речевого общения человека.

Дискуссия - обсуждение определенной проблемы с высказыванием различных мнений для выработки общего решения или согласия по определенным вопросам.

Солидарность (в пер. с французского «единомыслие, общность интересов») — единение, сплоченность людей, различных групп, классов, народов на основе общности целей и ценностиЦенностный аспект

Свобода - защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия, наличие альтернатив и возможность выбора, возможности для творческой самореализации личности.

Многообразие (многокультурность, англ. diversity) - наличие различных ответов на одни и те же поставленные вопросы, культурных особенностей отдельных групп, составляющих социум. Общество похоже на мозаичное панно, состоящее из отдельных фрагментов - религиозных и национальных групп, молодежных объединений, политических партий и общественных организаций, клубов по интересам.

Консенсус (от лат. consensus - соглашение, единодушие, согласованность) - наличие сходных ориентации, позволяющих установить взаимопонимание и (или) взаимодействие по тому или иному вопросу (является рамкой многообразия).

Компромисс - способ достижения согласия, завершения конфликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения интересов сторон. При этом каждая сторона должна определить нижние границы уступок, на которые она готова идти при определении компромиссного соглашения.

Равноправие - равенство распределения власти, включающее возможность для каждого гражданина формировать и вступать в политические организации; свободу выражения собственного мнения, право голоса, право на избрание в органы государственной власти.

Социокультурный аспект 

Сохранение самобытности - определенность общества, вытекающая из общности и своеобразия его культурных характеристик и исторического опыта; постоянное проявление тех существенных компонентов культурного наследия, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования. Проблема сохранения самобытности остро встает в условиях современной глобализации.

  Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Внешне выражается в выдержке, самообладании.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Декларация принципов толерантности

Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

Преамбула

памятуя о том, что  Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

напоминая, что в Преамбуле  Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

напоминая также, что во  Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,


обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую  
Декларацию принципов терпимости


преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:

Статья 1 — Понятие терпимости

1.1  Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.