birmaga.ru
добавить свой файл

1
Теоретическое обоснование проекта

Я, Симонова Ольга Юрьевна, учитель высшей категории, стаж работы 15 лет.
С 1993 года работаю в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, где усвоение предметного содержания происходит в процессе осуществления учащимся учебной деятельности. Интерес к этой образовательной технологии возник у меня, поскольку в РО предметное содержание не становится самоцелью, а является средством развития личности ребёнка, его творческих способностей, теоретического мышления и коммуникативных умений. Также в системе РО меня привлекает то, что в основе обучения лежит исследовательская деятельность, связанная с поиском способов решения учебных задач.

В процессе осмысления собственной профессиональной деятельности я поняла, что, в первую очередь, меня волнует проблема снижения учебной мотивации в классах среднего звена. Объективные трудности, с которыми сталкиваются многие учителя второй ступени, связаны с особенностью подросткового возраста, когда интерес к учебной деятельности ослабевает, переходя в сферу межличностного общения со сверстниками.

Использование проектирования как способа организации деятельности, на мой взгляд, устраняет доминирующую роль педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Учитель становится консультантом, помогающим учащемуся направлять собственную познавательную деятельность.

Происходит смена позиций: от «учитель – ученик» (субъект – объект обучения) к равноправному партнёрству. Таким образом, снимаются противоречия и непонимание между педагогами и детьми и предупреждаются конфликтные ситуации.

Проектная форма деятельности учащихся есть система учебно-познавательных действий, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результата. Проект – это средство активизации познавательной деятельности и одновременно формирования определённых личностных качеств (самоорганизация, саморазвитие, стремление к самореализации).


Опыт работы в этом направлении показал нам, что проектная деятельность требует серьёзной подготовки учителя и учащихся. Целью учителя, организующего проектную деятельность, является преодоление трудностей, связанных с неумением учащихся выбрать из потока информации именно ту, которая отвечает его содержательному запросу, сгруппировать полученную информацию в соответствии с определённым основанием, сопоставить различные позиции, определить причины их появления, выделить актуальную для решения поставленной задачи информацию, найти способ передачи полученной информации адресату, определить перспективы проведения дальнейшего исследования.

Организация исследовательской деятельности учащихся представляет собой освоение проектного метода как одного из вариантов работы с научной литературой, позволяющего в среднем звене организовать дифференцированное обучение (в соответствии с индивидуальным образовательным запросом учащегося) с широкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, что обеспечивает основу развития личности, способной осуществлять выбор в ходе самоопределения и самореализации в процессе обучения. Тем самым происходит своеобразная компенсация отсутствия данной направленности в базовых образовательных стандартах. Проектная методика позволяет углубиться в содержание предмета, обнаружить межпредметные связи, даёт возможность раскрыть свой потенциал одарённым детям и создать ситуацию успеха учащимся, испытывающим трудности

происходит своеобразная компенсация отсутствия данной направленности в базовых образовательных стандартах. Проектная методика позволяет углубиться в содержание предмета, обнаружить межпредметные связи, даёт возможность раскрыть свой потенциал одарённым

Содержательной основой, позволившей создать информационное поле для учебных проектов, стали программы углублённого изучения русского языка и литературы под редакцией В.В.Репкина - Е.В.Восторговой, М.Б. Ладыгина, А.И.Власенкова – Л.М.Рыбченковой


Ключевой идеей программы В.В.Репкина является восхождение от овладения азами грамотности к развитию речемыслительной культуры и росту духовности личности. Следовательно, главным для учителя-словесника будет являться решение следующих задач:


  • как средствами языка развить мышление учащихся, коммуникативные способности и другие личностные компетенции;

  • как помочь учащемуся ответить на вопрос: «Что меняется во мне, благодаря овладению содержанием предмета?».

На мой взгляд, именно проектная методика может в этом помочь. Но как научить проектированию учащихся среднего звена? Решением этой проблемы стала моя работа по организации предпроектной деятельности, суть которой состоит в том, что процесс проектирования раскладывается на основные этапы и учащиеся знакомятся с ними постепенно, в соответствии с возрастными особенностями, приобретая необходимые умения в процессе освоения содержания курса русского языка.

Данный подход позволяет не только развить коммуникативные способности и теоретическое мышление, но и открывает путь к решению одной из главных проблем изучения русского языка в системе РО: овладение орфографическим и пунктуационным навыком, который включает в себя умение видеть ошибкоопасное место, относить орфограмму и пунктограмму к определённому типу, писать в соответствии с нормами русского языка.