birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема. Спешите делать добро, пока не стало поздно. Ф.П.Газ


Цели урока.


  1. Научится решать проблемные задания, ситуации, вопросы на своём жизненном опыте; работать с текстом; самостоятельно делать выводы.

  2. Воспитывать любовь к людям.

  3. Развивать творческие способности, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование урока.

Ноутбук, проектор, экран, текст рассказа Платонова.


  1. Работа с эпиграфом.

Слайд № 1

  1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак



  1. Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов
3. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

Олег Волков
4. Я счастлив счастием мне чуждым,

Я грустен грустью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

И. Суриков
5. А он, мятежный, просит бури.

Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лермонтов
- Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу А.П. Платонова «Юшка»? Почему?

Вывод. Стихи Б.Пастернака, потому что Юшка своим добром одолел силу подлости и зла. Он готов помочь чужим несчастьям и нуждам.

- Почему вы не выбрали последний эпиграф?

(Потому что Юшка не бунтующий, не мятежный, а очень тихий и безобидный человек).


  1. Беседа о нравственности.

Слайд № 2

Побеждай зло добром.

  1. Работа с толковым словарём.

- Найдите в словаре определение нравственности.

- Какого человека мы называем нравственным?


(Нравственный человек – это добрый, трудолюбивый, честный человек).

- Легко ли быть нравственным человеком?

(Очень трудно, потому что надо уметь понимать других).

- Можем мы Юшку назвать нравственным человеком?

(Да, потому что он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый).

Вывод. Слово Боже учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. «Побеждай зло добром», - сказано в Библии. Юшка и был таким человеком, потому что он нравственный человек.


  1. Работа с портретом литературного героя.

Слайд № 3

Глаза – зеркало души.

- Найдите описание Юшки.

- Почему в руках у него было мало силы?

(Он был тяжело болен туберкулёзом)

- Почему автор особое внимание обращает на его глаза?

Вывод. Глаза – зеркало души. Душой мы страдаем, любим, ненавидим; разумом мыслим – значит душа у Юшки плачет.

- Давайте выясним, почему «душа у Юшки плачет»?

- Каково отношение детей к Юшке? Найдите примеры в тексте.

- Осуждает автор Юшку за такое молчание?

(Нет)

Слайд № 4

Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по язычески верит в свою Богородицу»

- Как относятся взрослые к Юшке? Найдите примеры в тексте.

- Какое чувство они, взрослые, у вас вызывают?

(Омерзение, неприязнь. Они очень жестокие люди)

- В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Докажите, что это суждение полностью относится к Юшке.

Вывод. Юшка своей безответностью и добром победил людское зло, правда, после смерти.

- Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

(Самые счастливые минуты те, которые он провёл на природе).

  1. Выразительное чтение отрывка со слов: «В пути он дышал…».

- Почему людям без Юшки стало трудно? Ответ найдите в тексте.


( «Однако без Юшки жить людям стало хуже…»).

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

(Появился человек, который с любовью относился к Юшке и продолжает его дело – делает добро)


  1. Сравнительный анализ.

- Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

(Один гордый, смелый и добрый; другой – тихий, терпеливый, гордый)

- Поняли ли люди свою ошибку? Подтвердите свой ответ текстом.

(Столяр сказал: «Прощай, Юшка, и нас всех прости»).

- А мы можем сказать: «Прости нас, Юшка»?

Вывод. Не только можем, но и должны сказать, и не только Юшке, а любому человеку, которого мы обидели.

Д/З. Написать сочинение, «Какого человека я считаю красивым?»