birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока. « 1941 год в отечественной и мировой истории».


Цели урока:

1. познакомить с периодизацией Великой Отечественной войны;

2. узнать об основных событиях первого этапа войны;

3. выявить причины неудач Красной Армии в начальный период войны;

4. определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной и Второй Мировой войны;

5. научиться работать с дополнительными источниками информации ( анализировать прочитанное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения).

Задачи урока:

1.осознать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, в связи с вероломным нападением фашистской Германии;

2. уяснить великий освободительный характер войны со стороны советского народа, программу мобилизации всех сил страны на разгром врага.

Основные понятия: блицкриг, мобилизация, партизанское движение, фронт, тыл, стратегия, театр военных действий, эвакуация.

План урока:


  1. Проверка домашнего задания

  2. Начало войны

  3. Оборонительные сражения Красной Армии летом-осенью 1941 г

  4. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.

  5. Битва за Москву.


Ход урока:

I.Проверка домашнего задания. Работа над понятиями предыдущего урок, проверка в форме исторического диктанта.

II. Изучение нового материала.

  1. Война началась ранним утром 22 июня 1941 года бомбардировкой с воздуха и одновременно наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Это вторжение явилось вероломным и неожиданным для Советского Союза. Командование Красной Армии было застигнуто врасплох. На западном фронте ( командующий генерал Д.Г.Павлов) было сразу же потеряно управление войсками. Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила 66 аэродромов и уничтожила 1200 советских самолётов, в основном не успевших подняться с аэродромов.

Весь ход военных действий историки делят на три периода:


1.начальный период ( 22 июня 1941-18 ноября 1942 гг)

2.период Коренного перелома (19 ноября 1942- конец 1943 гг)

3. период Освобождения СССР и разгром фашистской Германии (1944-9 мая 1945 гг ).

В рамках Второй мировой войны СССР вступил в войну с Японией ( 9 августа- 2 сентября 1945 г).


  1. 29 июня 1941 года в стране введено военное положение. На следующий день был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), который возглавил И.В.Сталин. Уже 23 июня была создана Ставка Главного Командования, которую также возглавил Сталин.

В первые три недели войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72- более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 километров в глубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Правобережная (Западная) Украина, Молдавия.

Красная Армия несла большие потери. К 10 июля 1941 г Красная Армия отошла на линию Днепр - Западная Двина и перешла к стратегической обороне, задачами которой было: измотать противника на оборонительных рубежах; подтянуть и развернуть резервы; провести эвакуационные мероприятия; создать базы для партизанского движения.

Успешно держали оборону советские войска в районе Смоленска с 16 июля по 15 августа. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.

Тем не менее, несмотря на это препятствие, гитлеровские войска продолжали наступать, особенно на флангах. На северо-западе были захвачены Тихвин и Выборг. 9 сентября 1941 г. Блокирован Ленинград, однако захватить город Ленина немцы так и не смогли.

А перед этим в ходе Смоленского сражения, которое продолжалось более двух месяцев, немцам был нанесён первый крупный контрудар под Ельней. Оборонительное сражение за Киев продолжалось до 19-20 сентября 1941 г. Под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало около 650 тысяч человек.

Взяв Киев, немцы развернули наступление на Донбасс и Крым и 3 ноября 1941 г. Подошли к Севастополю.


Одесса оборонялась 73 дня. 16 октября 1941 г. Советские войска отступили, оставили город.

Вывод: оборонительные сражения июля – сентября 1941 г. Сорвали осуществление плана « Барбаросса».

Задание: Прочитайте отрывки из документов, выделите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны и запишите в тетради.

Документ. Из донесения отдела военного атташе США в Москве от 16 июня 1941 г.

Секретно.

Оценка боеспособности Красной Армии
В сравнении с высокомоторизованными, боеспособными современными армиями, уже созданными и создаваемыми в различных странах мира, боеспособность Красной Армии в настоящее время находится на относительно низком уровне.

Руководство армии состоит из необразованных и даже невежественных людей. В результате чистки 1938 г. из армии были изгнаны способные военачальники, что сделало ее сегодняшний состав в качественном отношении неполноценным. Офицерский корпус в целом может охарактеризован подобным же образом, за исключением офицеров молодого возраста. Возросшее значение, придаваемое последние десять лет системе военных училищ, подняло образовательный уровень среди половины офицеров молодого возраста, но в этом отношении еще предстоит сделать очень много.

Источник формирования живой силы не вызывает беспокойства, и взятый в отдельности рекрут становится хорошим и храбрым солдатом, но он недостаточно находчив и сообразителен.

...Самая большая слабость Красной Армии состоит в недостатке современного вооружения и техники. В качественном и количественном отношении она нуждается в усилении современными самолетами, артиллерией и автотранспортом.

Эти недостатки снижают ее воздушную мощь, огневую мощь и мобильность. Она не сможет противостоять действующей в наступательном духе высокоподвижной армии, оснащенной современном снаряжением и вооружением. Однако плохие дороги, огромные пространства страны могут стать труднопроходимыми препятствиями даже для современной армии вторжения.

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

Основные причины поражения наших войск в начале войны… состояли в том, что война застала наши вооруженные силы в стадии их реорганизации и перевооружения более совершенным оружием; в том, что наши приграничные войска своевременно не были доведены до штатов военного времени, не были приведены в полную боевую готовность и не развернyты по всем правилам оперативного искусства для ведения активной стратегической обороны.

Те меры, которые проводились, оказались полумерой. Все эти недостатки еще больше увеличили преимущества противника, который и без того превосходил наши войска в количественном и качественном отношении, а так как стратегическая инициатива находилась у противника - все эти фaктoры сыграли решающую роль в начале войны.
Из воспоминаний заместителя председателя Совнаркома СССР А.И. Микояна
Когда незадолго до войны в Москву из Берлина на несколько дней приехал наш посол Деканозов, германский посол Ф. Шуленбург пригласил его на обед... Во время обеда Шуленбург сказал:

- Господин посол, может, этого еще не было в истории дипломатии, поскольку я собираюсь Вам сообщить государственную тайну номер один:

передайте господину Молотову... что Гитлер принял решение 22 июня начать войну против СССР. Вы спросите, почему я это делаю? Я воспитан в духе Бисмарка, а он всегда был против войны с Россией.

…Деканозов поспешил к Молотову. В тот же день Сталин собрал членов Политбюро и, рассказав им о сообщении Шуленбурга, заявил: «Будем считать, что дезинформация пошла уже на уровне послов».

Таким образом, без какого-либо внимания было оставлено весьма необычное предупреждение...
3. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору.

Для изучения этого пункта ученики составляют план на основе самостоятельной работы с текстом учебника.

Примерный план:

1) всеобщая мобилизация

2) изменение в составе органов управления войсками


3)принятие плана по развитию народного хозяйства.

4) Эвакуация промышленных предприятий и людей

5) изменения в народном хозяйстве

6) введение карточной системы

7) приказ №270

3. Битва за Москву. Учитель предлагает работу с текстом учебника и в таблице записать хронологические рамки двух основных этапов Московской битвы.
Таблица: начать заполнение таблицы « Основные военные операции Великой Отечественной войны».

Дата

Сражение

Значение

Вывод: в результате битвы за Москву Красная Армия на определенное время перехватила стратегическую инициативу и война стала затяжной. Битва за Москву заложила основу для коренного перелома в ходе войны.

III. Итог урока . Закрепление изученного.
Учитель подводит итоги I этапа Великой Отечественной войны, предлагая обратиться к наглядному материалу параграфа, иллюстрации, просмотреть материал «Дорога жизни. Ленинград» и прочувствовать историческую эпоху.
Основные понятия, термины:


  1. Блицкриг- молниеносная война-авантюристическая военная теория германского империализма.

  2. Мобилизация-перевод вооруженных сил государств или отдельных их частей с мирного положения на военное и приведение их в полную боевую готовность; призыв военнообязанных на действительную военную службу.

  3. Партизан-участник вооруженной борьбы в тылу вражеской армии.

  4. Фронт-район, где расположены действующие войска и происходит массовые военные действия.

  5. Тактика-часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя.
  6. Стратегия-военная важнейшая составная часть военного искусства, занимающаяся вопросами подготовки, планирования и ведения войны.

  7. Театр военных действий-район распространения военных действий, расположение противодействующих войск.

  8. Эвакуация- вывоз населения, предприятий, учреждений из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения или какого- либо стихийного бедствия и т.д.




Домашнее задание: П.24, вопрос 5, с. 194. Доп. Зад. Подготовить сообщения о битве под Сталинградом.