birmaga.ru
добавить свой файл

1
9 класс (второй год обучения)


Тема урока: Алгоритмы с ветвящейся структурой на Паскале.

Цель урока:


  • Формирование навыков решения задач на составление алгоритма с ветвлением;

  • Формирование навыков составления блок-схем и программ, а также написание программы по блок-схеме;

  • Закрепление навыков набора и отладки программ, нахождения и исправления ошибок в программе.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Место урока в учебном плане. Данный урок является шестым в теме «Программное управление работой компьютера».

На момент проведения урока учащиеся знают и умеют следующее:

  • Умеют рисовать блок-схемы;

  • Знают основные операторы Паскаля;

  • Умеют сопоставлять блок-схему и программу;

  • Знают типы данных;

  • Умеют описывать переменные;

  • Знают разделы программ Паскаля;

На уроке у учащихся формируется навыки использования:

Программное обеспечение урока:

  • PascalABCNET

  • Microsoft PowerPoint

Дидактические материалы:

  • Карточки с заданиями для проведения устного опроса;

  • Карточки с задачами;

  • Тест ;

  • Вопросы графического диктанта и шаблон ответа на него.

План урока:

  1. Постановка целей урока.

  2. Актуализация знаний – тест, графический диктант;

  3. Актуализация знаний – устный опрос.

  4. Закрепление изученного материала – решение задач на использование ветвления.

  5. Домашнее задание.

  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА:
  1. Постановка цели урока


Учитель. На предыдущем уроке мы начали изучение алгоритма ветвления, до этого научились составлять алгоритмы и решать задачи с использованием алгоритмов. Сегодня мы с вами продолжим изучать тему алгоритмы ветвления. Но сначала проверим выполнение домашнего задания: вы должны были выучить операторы ветвления и соответствующие определения.

  1. Актуализация знаний – тест, графический диктант (см. приложения к уроку)

  2. Актуализация знаний – устный опрос

Опрос проводится для повторения определений, операторов и блок-схем.

Вопросы:

  • Что такое алгоритм ветвления?

  • Что такое условие?

  • Какие вы знаете операторы ветвления на Паскале?

  • Что такое неполная форма алгоритма ветвления?

  • Чем отличается оператор неполного ветвления от оператора полного ветвления?

  • Чем отличаются блок-схемы неполного ветвления от блок-схем полного ветвления?

  • Определите истинность условия (задания на отдельных карточках, см. приложения к уроку)

  1. Закрепление изученного материала – решение задач на использование ветвления.

Решение задач из сборника.

  1. Домашнее задание:

          • П.36- 37, вопросы и задания на стр. 207. ( Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)

  1. Подведение итогов урока

Результат работы учащихся на уроке получается из совокупности баллов заработанных на всех этапах урока, подсчитывается по таблице (см. приложения к уроку)

Приложение 1

Тест.

  1. Точное и понятное предписание исполнителю - …

  1. Блок-схема

  2. Алгоритм
  3. Программа


  4. Оператор

  1. Изображение алгоритма с помощью специальных блоков называется …

  1. Блок-схемой

  2. Алгоритмом

  3. Программой

  4. Оператором

  1. Алгоритм, в котором выполнение команды зависит от выполнения условий, называется …

  1. Линейным

  2. Циклическим

  3. Алгоритмом ветвления

  4. Вспомогательным

  1. Некое логическое выражение, принимающее значение «Да» или «Нет» , - это …

  1. Блок

  2. Алгоритм

  3. Программа

  4. Условие

  1. Блок условия изображается …

  1. Овалом

  2. Прямоугольником

  3. Ромбом

  4. Параллелограммом

  1. Ветка «минус» в Паскале - …

  1. Then

  2. Else

  3. End

  4. Program

  1. Ветка «плюс» в Паскале - …

  1. Then

  2. Else

  3. End

  4. Program

  1. Операторы ветвления – это …

  1. Writeln

  2. Real

  3. If … then … else …

  4. Program

  1. If … then … else … на русском языке – это …

  1. Если … то … иначе …

  2. То … или иначе …

  3. Если … или то … или иначе …

  4. Иначе

  1. Алгоритм ветвления, в котором команды по одной из веток отсутствуют, - это …

  1. Не полное ветвление

  2. Полное ветвление

  3. Структурное ветвление

  4. Цикл

  1. Задано: А = 0, В = 1. Истинно ли условие А > В?

  1. Истинно

  2. Ложно
  1. Задано: А = 0, В = 0. Истинно ли условие А = В?


  1. Истинно

  2. Ложно

  1. Задано: А = 1, В = 1. Истинно ли условие А > В?

  1. Истинно

  2. Ложно

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

b

a

c

d

c

b

a

c

a

a

b

a

b

Оценки:

«5» - за 90% и более (12-13 правильных ответов)

«4» - 75 – 90% (10 – 11 правильных ответов)

«3» - 60 – 75% (8 – 9 правильных ответов)

«2» - менее 60% (7 и меньше правильных ответов)

Оценки «3», «4», «5» заносятся в таблицу оценок как положительные, оценка «2» - со знаком «минус»

Вопросы графического диктанта:

Учитель читает высказывание, и, если оно истинно, учащиеся рисуют «1», если ложно – рисуют «0»

  1. Алгоритм ветвления – это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия.
  2. Условие – это некое логическое выражение, принимающее только значение «ложь».


  3. В алгоритме неполного ветвления по одной из веток команды не выполняются.

  4. Ветка «минус» в Паскале обозначается оператором Then.

  5. Оператором ветвления является оператор Writeln.

  6. Оператор «If» читается как «если».

  7. В алгоритме ветвления на ветках нельзя использовать операторы ввода.

  8. В сложном условии простые условия объединяются логическими операторами.

  9. Логический оператор «and» читается как «или»

  10. Условия всегда пишется только в блоке команд.

Проверка работы проводится по шаблону, представленному на доске.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

1

0

0

1

0

1

0

0

Оценки:

«5» - 9 -10 правильных ответов

«4» - 7 – 8 правильных ответов

«3» - 5 – 6 правильных ответов

«2» - меньше 5 правильных ответов

Оценки «3», «4», «5» заносятся в таблицу оценок как положительные, оценка «2» - со знаком «минус»

Карточка

Вариант 1


Пусть А = 10, В = 7. Определите истинность условий:


  1. A > B

  2. B = A

  3. A <> B

  4. A = 10

  5. B = 12




Вариант 2

Пусть А = 10, В = 12. Определите истинность условий:

  1. A > B

  2. B = A

  3. A <> B

  4. A = 10

  5. B = 12




Вариант 3

Пусть А = 7, В = 12. Определите истинность условий:

  1. A > B

  2. B = A

  3. A <> B

  4. A = 10

  5. B = 12




Вариант 4

Пусть А = 7, В = 10. Определите истинность условий:

  1. A > B

  2. B = A

  3. A <> B

  4. A = 10

  5. B = 12




Вариант 5

Пусть А = 12, В = 7. Определите истинность условий:

  1. A > B

  2. B = A

  3. A <> B

  4. A = 10

  5. B = 12




Вариант 6

Пусть А = 12, В = 10. Определите истинность условий:

  1. A > B

  2. B = A

  3. A <> B

  4. A = 10

  5. B = 12




За каждый правильный ответ учащийся ставит себе в таблицу оценок «1», за каждый не правильный ответ – «-1»

Таблица оценок


Таблица оценок



Учени__ 9 ___ класса ______________________________________________

Часть работы


Баллы и оценки







Максимум

Тестирование, графический диктант и т.д.




5

Опрос





11

Карточка





5

Баллы





21

Итоговая оценка за урок





5

Оценка за работу на уроке:

18 и более баллов – «5»

14 -17 баллов – «4»

10 -13 баллов – «3»