birmaga.ru
добавить свой файл

1
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Сидорова О.В.,

преподаватель ГБОУ СПО «КТК»
Тема дана. С чего начинать? Как человеку, который вот уже более двадцати лет учит детей математике, мне необходимо выработать четкий алгоритм раскрытия темы. Нам, студентам педвуза, преподавали оба предмета: философию и педагогику. Первый я не любила, не понимала. Не видела его практического применения (слова об общем развитии никак не воспринимались), сдала экзамен и благополучно забыла. Совсем по-другому относились к педагогике. Профильная дисциплина, все понятно, все доступно и, главное, ясна её значимость для будущей профессии. Значит, чтобы ответить на вопрос: «В чем заключается моя педагогическая философия?», нужно найти точки соприкосновения философии и педагогики. На мой запрос «Философия. Определение» Google выдал информацию на нескольких страницах. В одном из сайтов читаю следующее определение из словаря Даля: «Философия - наука о познании истины, мудрости и добра». А разве я, как педагог, в своей профессии не должна объединять эти три ипостаси?

Итак, что же такое истина?

Одна из составляющих формулы успеха учителя - умение вызвать доверие ученика своей искренностью, неравнодушием, влюбленностью в свой предмет и глубоким его знанием. Как педагог, который любит математику, стараюсь каждое занятие провести так, чтобы ребята не только научились решать задачи и доказывать теоремы, но и чтобы относились к математике как к порождению таинственной потребности человека в познании, в духовности, в стремлении его к красоте и совершенству. Для достижения этого и урок должен быть совершенен.

Вы никогда не задумывались над тем, что педагогические вузы выпускают не только учителей, но и режиссеров? А как же? Ведь каждый раз, изо дня в день, мы как режиссеры, сочиняем свой спектакль под названием «Урок». В этом спектакле все получают свою роль (даже доска и мел) и все роли главные, значимые. Я уверена в том, что осознание своей значимости помогает раскрываться талантам.


Группа, назовём её условно «Х». Элита курса. И тема не из лёгких: «Производная сложной функции». Я, главный герой срежиссированного мною спектакля, объясняю тему. Упиваюсь своим красноречием, любуюсь собой в невидимом зеркале, стараюсь поразить студентов своими познаниями в этом вопросе, да и просто, чувствую своё превосходство над ними… И вдруг вопрос который слышали, наверное, математики всех времён и народов « А зачем это надо? Где нам в жизни или в нашей будущей профессии техника - программиста пригодится производная сложной функции?» И тут я перестала любоваться собой, а увидела их глаза. А в глазах- у кого безразличие к этой теме и ко всему происходящему, у кого жалость ко мне, у кого интерес: «А что ответит? И ответит ли? А может волевым решением прекратит этот разговор?» Ох уж эти глаза… Методисты бы сказали, что занятие было сорвано: я не закрепила материал, я не подвела итог, я не задала домашнего задания и ещё несколько дидактических НЕ…

Последние 30 минут мы говорили о том, что математический анализ изучает не реальные объекты (как, например, астрономия или биология), а абстракции второго рода, поэтому в повседневной жизни он «бесполезен». Но, несмотря на свою «бесполезность», математика развивает, воспитывает человека, помогает ему поверить в свои силы. Затем, в ходе совместного обсуждения, мы составили алгоритм нахождения производной сложной функции. А составление алгоритмов - это неотъемлемое условие успешной работы любого программиста.

Не знаю, что больше подействовало на детей - моя вера в значимость изучения математики или практическое применение полученных знаний по составлению алгоритмов, или та атмосфера, которая возникла при этом разговоре - атмосфера доверия и взаимопонимания. Но к производной сложной функции возник живой интерес.

Что же такое мудрость?

Человек становится мудрым, когда он долго живет и (или) много испытал. Стереотип это или нет, не берусь судить, но мне кажется, что это так.


Через год, другой после института, когда только-только стала осознавать себя в профессии, что-то стало получаться, (а больше всего-нет) наверное, тоже считала себя умудренным опытом педагогом. Эйфория прошла. Ещё через несколько лет накопила опыт, заработала уважение коллег, учеников, родителей и стала искренне считать, что «жизнь украшается двумя вещами; занятием математикой и её преподаванием» (С.Д.Пуассон). Обижалась на тех, кто не разделял моих взглядов или даже смеялся над ними. С тех пор прошло ещё время и ещё. Профессионализма стало больше, каждое занятие-пример из методики преподавания - тут тебе и цель, и задачи, и опрос, и закрепление. Но стала ли я опытнее, стала ли мудрее?

Ещё одна группа. Пресловутая «Z» Это не лицейские дети, победители городских и областных олимпиад, и даже не та группа «Х», о которой мы говорили выше. Это группа «Z»!!

Господи, сказал бы кто-нибудь, как их научить решать задачи по стереометрии, если они не знают теорему Пифагора? Какая уж тут красота математики как науки, если они арифметические действия без ошибок не делают.

Но я педагог, я должна научить этих детей. Для этого необходимо поверить в них и сделать всё, чтобы они поверили в себя, и только потом вести их вверх по лестнице знаний, радуясь каждому их шагу вперёд. Эти шаги невелики, но они есть.

Верить в каждого ученика или осознавать, что эта вера должна быть -вот что я отвечу если меня спросят, в чём же заключается педагогическая мудрость.

И наконец, что же такое добро?
Специфика моей работы такова, что каждый сентябрь ко мне приходят новые студенты. Мы работаем вместе год, а потом они уходят к «спецам» - так мы называем преподавателей профессиональных модулей, а с нами изредка встречаются на переменах. Но всякому учителю хочется, чтобы ученики его вспоминали. Что же может остаться в их памяти? Может быть, то добро, то благо, которое учитель даёт своим ученикам?

Наши дети рано перестают верить в сказки, потому что в сказках добро побеждает, зло наказано, а в жизни оказывается всё наоборот. Дед Мороз для них уже не чудо, а источник определённого материального подарка, да и цену этого подарка они измеряют ценником.


А мне бы хотелось, чтобы каждый подросток испытал чувство радости и благодушия от того, что сам может сделать добро другому человеку. Пусть это добро выражается в чём-то, казалось бы, незначительном: в доброй улыбке, слове, в пустяшном, но необходимом в данный момент подарке, в каком-либо, пусть даже маленьком, одолжении… И, может быть у ребят останется в памяти то красивое чувство, возникшее после передачи, пусть крупицы, но добра другому человеку.

Неважно, какая это группа: «X», «Y» или «Z» и неважно, как они знают математические законы. Но хотелось бы до них донести, что главным законом жизни являются слова «Сотвори добро ближнему».

В заключении хочется процитировать ещё одно высказывание: «Глобальное назначение …..- помочь человеку ориентироваться в жизни».

Как вы думаете, какое слово стояло вместо многоточия: философия или педагогика? Стояло первое.

Но мне хотелось бы надеяться, что я, пусть даже, чуть-чуть помогаю ребятам ориентироваться в жизни. А для этого я стараюсь, чтобы дети познали истину, стали мудрее и почувствовали добро.