birmaga.ru
добавить свой файл

1
Логопедическое,


лексико-грамматическое,

подгрупповое занятие

старший дошкольный возраст

тема «Человек. Части тела»

конспект

Е.В. Дятлова

учитель-логопед

МБДОУ ЦРР

д/с № 155 «Светлячок»

г. Брянска

Цели:


  1. Активизация словаря (номинативного, глагольного, слов-признаков, антонимов) по теме «Человек. Части тела»; обогащение словарного запаса за счёт знакомства с многозначными словами на примере слова «ручка»; отгадывание загадок.

  2. Упражнение в правильном употреблении форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже, форм существительных в именительном и родительном падежах.

  3. Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных с помощью суффиксов -ИК-, -ИЩ-

  4. Упражнение в построении предложений с противопоставлением с союзом «А», типа, «Один мальчик – смелый, а другой – трусливый»; сложных предложений с союзом «ЧТОБЫ».

  5. Упражнение в соотнесении определённого органа к конкретному предмету, например, «ухо - магнитофон», «глаз - картина», «нос- духи».

  6. Развивать умение находить на картине и изображать мимикой определённое настроение человека.

  7. Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка Буратино; предметные картинки: глаз, глаза, ухо, уши, нос, носы, лоб, лбы, рука, руки, палец, пальцы, нога, ноги, человек, люди, яблоко, магнитофон, духи, картина, пластилин; картинки с изображением большого и маленького человека; картинки с изображением: ручка ребёнка; ручка, которой пишут; дверная ручка; ручка ведёрка; картинки с изображением настроения человека: удивление, злость, печаль, радость, грусть (учитель-логопед подбирает дидактический материал на своё усмотрение).

Раздаточный материал: маленькие картинки с изображением слов-антонимов: высокий-низкий, умный – глупый, добрый – злой, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, хороший – плохой; карточки с изображением недорисованных портретов.


Ход занятия

I Организационный момент

Логопед: «Сядет тот, кто назовёт действие, которое совершает человек» - (дети называют действия и садятся)

Л. – «Слушайте внимательно, быстро думайте, правильно отвечайте. Сегодня мы с вами поговорим о человеке. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто к нам придёт в гости»

Загадка:

«У отца был мальчик странный, Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына, Шалунишку …» (Буратино)

Л. – Правильно! Сегодня к нам в гости пришёл Буратино.

Этот деревянный человечек очень любопытный. Он везде и всюду суёт свой длинный нос. И сегодня он хочет послушать, что мы с вами знаем о человеке. Расскажем ему?»

II Основная часть


  1. Л. – Начнём с загадок

«Всю жизнь друг друга обгоняют, а обогнать никак не могут» (ноги);

«Два братца через дорогу живут, а друг друга никогда не видят» (глаза);

«Когда мы едим, они работают, когда не едим, они отдыхают, не будем их чистить, они заболят» (зубы);

«Не сеют, не сажают, а сами вырастают» (волосы);

«Один говорит, двое слушают, да двое смотрят» (язык, уши, глаза).

Л. – Вы хорошо отгадывали загадки, я думаю, Буратино может у вас поучиться.

2. Л. – Сейчас мы поиграем в игру «Один – много», я показываю картинку, а вы называете её: глаз- глаза, ухо-уши, нос-носы, лоб- лбы, рука – руки, палец – пальцы, нога – ноги, человек – люди.

c:\users\155\desktop\sam_0724.jpg c:\users\155\desktop\sam_0725.jpg

Л. – Вы правильно называли все картинки.

3. Л. – А помните, мы с вами говорили о цвете глаз. Глаза у всех разного цвета.

«Глаза у Вари – карие, У Васи с Верой – серые,


У маленькой Алёнки – зелёные глазёнки.

Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза?»

Л. – Или ещё для чего-то? (ответы детей – «Глаза нужны, чтобы смотреть, видеть, плакать…»)

Л. – Значит каждому из вас нужна пара зорких глаз.

Л. – А для чего нужны ресницы? Нос? Зубы? Язык? Уши? Ноги? Руки? (дети отвечают)

Л. – И мы с вами знаем, что у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как их зовут. – Пальчиковая гимнастика (дети сопровождают действия пальцев стихами).

Дети хором проговаривают и показывают:

«В гости к пальчику большому приходили прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя».

4. Л. – Дети, давайте поиграем в игру «Подбери картинку» (дети называют картинки, выставленные на доске в верхнем ряду: духи, картина, яблоко, пластилин, магнитофон, а внизу следующие картинки: нос, глаз, язык, ухо, пальцы).

c:\users\155\desktop\sam_0726.jpg c:\users\155\desktop\sam_0727.jpg

Л. – Нужно к каждой большой картинке подобрать изображение человеческого органа, который более всего нужен, чтобы почувствовать эти предметы (вызванный ребёнок выполняет задание у доски и объясняет – «запах чувствуем носом» и т.д. – одобрение ответов ребёнка)

5. Л. – Дети, закройте глазки (в это время вывешиваю на доске изображение 2-х человек – маленького и большого). Буратино мне сказал, что у него появилось два новых друга – один маленький человечек и у него всё маленькое, а второй – большой, великан, у него всё большое. Вот они какие! Скажите, как мы назовём глаз у маленького человечка? (глазик). А у большого? (глазище) и т.д. – нос, рот, зуб, рука, нога.


Л. – Буратино, послушал, как наши дети правильно говорили трудные слова. Ему понравилось.

6. Л. – Дети, а сейчас я вам открою один секрет: в русском языке есть слова, которые имеют несколько значений. – (на доске выставляются картинки) – Руку маленького ребёнка называют ручка; ручка – это предмет, которым мы пишем; ручка – это то, за что мы берём ведро, сумку, чайник; ещё – это дверная ручка. Мы говорим одно и то же слово, а называем разные предметы. Вот какой секрет я вам открыла. Думаю, Буратино это тоже было полезно узнать.

c:\users\155\desktop\sam_0729.jpg

III - физминутка - дети встали, говорят стихотворение и выполняют действие

«Девочки и мальчики прыгают как мячики, ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, глазками моргают, а после отдыхают».

IV


  1. Л. – Дети, мне Буратино рассказал одну историю. Но вот беда, я забыла некоторые слова. Помогите мне, пожалуйста, их вспомнить.

«В одном городе жили два человека и были они совсем друг на друга не похожи. Один был высокий, а другой, наоборот, … (дети договаривают – «низкий» и т.д. со словами умный-глупый, добрый – злой, смелый – трусливый, трудолюбивый – ленивый). Одного звали ХОРОШИЙ, а другого – ПЛОХОЙ (договаривают дети). Однажды они встретились и подружились и плохому очень захотелось стать ХОРОШИМ. И он стал таким. Так какие слова мы с вами говорили? Дети отвечают: - «Слова наоборот»

Л. – Правильно! Вы хорошо мне помогали!

2. Л. – Сейчас каждый из вас самостоятельно составит предложение, чтобы в нём были слова наоборот. Для этого возьмите карточки, придумайте имена своим героям и расскажите нам, какие они. На карточках изображены люди в разном состоянии.

c:\users\155\desktop\sam_0730.jpg


Л. – Мне понравились предложения, которые вы составили.

3. Л. – Дети, люди в жизни могут радоваться, огорчаться, удивляться, а порой и злиться. Вы согласны со мной? Посмотрите на эти картинки (на доске лица с изображением разного настроения) и найдите изображение злого лица.

c:\users\155\desktop\sam_0728.jpg

Л. – А попробуйте вы сами изобразить злое лицо (дети изображают)

Л. – Ой –ой! Как мне стало страшно!

Л. – Найдите удивлённое лицо, грустное и радостное (дети изображают разные настроения). Какие вы актёры, оказывается!

Л. – Мы с вами поговорили о разном настроении, которое может быть у человека.

4. Л. – Дети, сейчас нам надо помочь Буратино. Буратино рисовал портреты своих друзей, но не успел дорисовать их. Давайте ему поможем (у каждого ребёнка лежит картинка с изображением недорисованного портрета).

c:\users\155\desktop\sam_0731.jpg

Л. – Возьмите картинку и скажите, чего не хватает на портрете (дети отвечают). Возьмите карандаши и дорисуйте.

Л. – Здорово у вас получилось! Портреты – хоть на выставку, мы их подарим друзьям Буратино.

V итог

Л. – Буратино говорит вам большое спасибо, ему очень понравилось у вас, он узнал много нового и интересного. В знак благодарности хочет подарить вам «Золотые монетки».