birmaga.ru
добавить свой файл

1
Задание и методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплинам


ОКД и ОТ и ПП (ОКД и ОП)
Тема: Организация коммерческой деятельности предприятия (на примере)
Введение (1-2 п.л.)

Необходимо раскрыть особенности развития и динамику рынка, на котором работает предприятие. Состояние и перспективы развития коммерческой деятельности.

Объект исследования, предмет, цели и задачи.

Глава 1. Характеристика объекта исследования

1.1 Организационно-правовая форма и структура управления предприятием

Краткая история развития предприятия. Регистрация. Документ на право осуществления коммерческой деятельности. Характеристика выбранной ОПФ (плюсы и минусы), соответствие законо-дательной базе. Структура управления предприятием), краткое описание выбранной структуры. Распределение обязанностей, штат работников, расчет показателей (явочная и списочная численность, уровень обновляемости кадров и др.).

1.2 Характеристика товаров и услуг предприятия

Специализация и типизация предприятия, соответствие ГОСТ. Структура ассортимента, расчет показателей оценки (широта, глубина, обновляемость, устойчивость). Классификация услуг, соответ-ствие предъявляемым требованиям.

1.3 Месторасположение предприятия, конкуренты и потребители

Характеристика месторасположения предприятия, расчет торгового пространства и радиуса деятельности. Основные конкуренты предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия (экспертным методом по 5-10 показателям). Сегментация потребителей.

1.4 Торгово-технологический процесс предприятия

Понятие ТТП, факторы, определяющие его построение. Схема ТТП на примере конкретного товара или услуги. Характеристика этапов ТТП.

Глава 2. Организация коммерческой деятельности предприятия

2.1 Содержание коммерческой деятельности предприятия

Цели и задачи коммерческой деятельности на предприятии, функции и принципы организации. Содержание коммерческих операций. Дерево стратегических целей коммерческой деятельности предприятия.


2.2 Организация торгово-договорной деятельности

Виды и формы сделок. Порядок заключения и исполнения договоров (по объему поставки, по цене, по ассортименту, по срокам исполнения).

2.3 Организация товародвижения и товароснабжения предприятия

Каналы товародвижения, системный подход к оценке. Классификация поставщиков, доля в структуре поставки. Выбор поставщика по критериям. Расчет оптимального размера поставки.

2.4 Формирование товарного ассортимента

Принципы формирования товарного ассортимента на предприятии. Оценка ассортимента по методу АВС и XYZ анализа.

2.4 Коммерческая работа по продаже товаров и услуг

Формы и методы продажи товаров и услуг. Содержание коммерческой работы при розничной (оптовой) продаже. Выбор канала сбыта. Расчет цены и точки безубыточности.

Глава 3. Экономическая эффективность коммерческой деятельности

3.1 Анализ экономических показателей деятельности

Анализ товарооборота, издержек, прибыли за три года (цепной и базисный показатель).

3.2 Показатели экономической эффективности коммерческой деятельности

Производительность труда, фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость средств, рентабельность.

3.3 Факторный анализ экономической эффективности

Анализ влияния на прибыль количества и структуры проданного товара, уровня цен, издержек обращения и др..

Глава 4. Направления повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия

4.1 Проблемы организации коммерческой деятельности на предприятии

Дается характеристика проблем, вскрытых в главе 1, 2 и 3. Среди всех проблем выделяется основная, которую планируется рассматривать в дипломной работе.

4.2 Направления повышения эффективности коммерческой деятельности

Необходимо проанализировать литературные источники (не менее трех) по основной проблеме и методам ее решения. Указать основные направления совершенствования коммерческой деятельности и повышение ее эффективности на предприятии.


Заключение (1-2 п.л.)

Показать, как реализованы поставленные цели и задачи курсовой работы. Каковы основные направления, проблемы и перспективы производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Список использованных источников

Приложение
Методические рекомендации

1. На все определения, формулы по тексту должны бать ссылки на литературу с указанием номера и страницы источника, например [4, c. 18].

2. По каждому параграфу в конце должен быть сделан вывод.

3. В § 1.1 можно использовать для расчета формулы:

Явочная численность Ням*(Внпз)/Вр ,

где Ня - явочная численность;

Рм - количество рабочих мест;

Вн – обьем времени работы предприятия в неделю (час.);

Впз – общий обьем времени, затрачиваемого на осуществление подготовительно-заключительных операций в неделю (час.);

Вр – плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю (час.).

Среднесписочная численность: Нсялр ,

где:Нс – среднесписочная численность;

Няявочная численность;

Рл – полнее количество рабочих дней в панируемом периоде;

Рр – планируемое число рабочих дней 1 работника.

Коэффициент приема: Кп=П/Нср.сп. ,

где:П – количество принятых за период человек;

Нср.сп. – среднесписочная численность работников за период.

Коэффициент выбытия: Кв=В/ Нср.сп. ,

где:В – количество выбывших за период;

Нср.сп. – среднесписочная численность работников за период.

Коэффициент стабильности кадров: Кст.с5/ Нср.сп. ,


где:Н с5 - среднесписочная численность работников за период со стажем более 5 лет на предприятии;

Нср.сп. – среднесписочная численность работников за период.

Коэффициент текучести кадров: Ктек=(Нс.ж.н.пр.)/ Нср.сп. ,

где:Нс.жчисленность работников, выбывших за период по собственному желанию;

Нн.прчисленность работников, уволенных за период по неуважительным причинам;

Нср.сп. – среднесписочная численность работников за период.

Коэффициент постоянства кадров: Кпост.=1-Кв ,

где: Кв - коэффициент выбытия.
Рекомендуемая литература:

- Веснин В.Р. Основы менеджмента

- Бланк А.И. Управление торговым предприятием, Торговый менеджмент

- Мильнер Б.З. Теория организации

- Николаева Т.И. Менеджмент в торговле
4. В § 1.2 можно использовать для расчета формулы:

Коэффициент широты ассортимента: Кшдб,

где, Кш – коэффициент широты ассортимента;

Шддействительная широта, то есть фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шббазовая широта.

Коэффициент полноты ассортимента: Кпфн,

где Кп – коэффициент полноты ассортимента на конкретную дату;

Рф – фактическое количество разновидностей товара по каждой товарной группе в момент проверки;

Рн – количество разновидностей товара по каждой товарной группе, предусмотренное ассортиментным перечнем или ГОСТом (прайс-листом поставщика).

Коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента товаров (месяц, квартал, год):

Куст1ф2ф+…+Рnф / Рn*n,


где Куст – коэффициент устойчивости ассортимента товаров за период;

Р1ф2ф+…+Рnф – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Рn – количество разновидностей товаров предусмотренных перечнем магазина;

n – количество проверок.

Для оценки качества торговых услуг можно рассчитать показатель уровня культуры обслуживания и культуры сервиса.

Коб= {(З1у)+(З2н)+(З3о)+Км}/2,

где Коб – обобщенный коэффициент уровня культуры обслуживания покупателей:

Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров;

Кн – коэффициент ассортимента услуг, оказываемых покупателям;

Ко – коэффициент затрат времени покупателей на ожидание;

Км – коэффициент уровня культуры обслуживания по мнению самих покупателей;

З1 – значимость показателя устойчивости ассортимента товаров;

З2 – значимость показателя ассортимента услуг, оказываемых покупателям;

З3 – значимость показателя затрат времени покупателей на ожидание обслуживания.

К= а11223344,

где а1, а2, а3, а4 – коэффициенты значимости соответствующих показателей разных аспектов культуры сервиса;

К1 – показатель психологического аспекта (состояние деловой атмосферы);

К2 – показатель этического аспекта (уровень профессиональной этики и этикета);

К3 – показатель эстетического аспекта (эстетика магазина, торгового зала и оборудования);

К4 – показатель организационно-технологического аспекта (уровень организации ТТП) культуры сервиса.

Рекомендуемая литература:

- Баклин Л. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров.

- Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы.

- Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям.

- Семин О.А., Сайдашева В.А., Панюкова В.В.Маркетинг и управление качеством торговых услуг.
5. В § 1.3 можно использовать:

Для расчета торгового пространства и радиуса деятельности предприятия:



где d — расстояние между розничными предприятиями, м;

Рх — магазин с большей торговой площадью, кв.м.;

Py — магазин с меньшей торговой площадью, кв.м..



где R — радиус обслуживания, м;

S — площадь территории, обслуживаемой магазином (торговое пространство), кв.м;

- 3,14.

Для оценки конкурентоспособности предприятия коэффициент весомости рассчитывается по каждому оцениваемому критерию по следующей формуле: Квес = Кi/Кn,

где Квес – коэффициент весомости;

Кi – сумма баллов всех конкурентов по одному из критериев (параметров);

i – критерий (параметр);

Кn – сумма баллов всех конкурентов по всем критериям (параметрам);

n – число критериев (параметров).

Определение общебалльной оценки выполняется по формуле : Хn = ∑(Квес * i),

где, Хn – общая балльная оценка магазина в целом;

i – балльная оценка каждого критерия.
Рекомендуемая литература:

- Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход.

- Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг.


- Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг.

- Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка.

- Практическое занятие по ОТ и ПП «Зонирование территории, выбор месторасположения магазина».
6. В § 1.4 можно использовать литературу:

- Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело.

- Дубровин И.А. Организация производства на предприятии торговли.

- Смагина И.Н., Смагин Д.А. Организация коммерческой деятельности в общественном питании.

- Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий.

- Практическое занятие по ОТ и ПП «Управление организацией оперативных процессов магазина (теория массового обслуживания)».

- Практическое занятие по ОТ и ПП «Сетевой график ТТП».
7. В § 2.1 можно использовать литературу:

- Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции.

- Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности.

- Смагина И.Н., Смагин Д.А. Организация коммерческой деятельности в общественном питании.

- Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность.

- Пигунова О.В., Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.

- Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность.
8. В § 2.2 для анализа исполнения договорной дисциплины рекомендуется выполнить расчет:

Размер средней поставки: = П/12

Отклонение от среднего уровня поставки: П-

Квадратическое отклонение от среднего уровня: ( - )


Среднеквадратическое отклонение: G=

Коэффициент вариации: V = 100%

Коэффициент отношения фактической поставки к договорной:

- поставка фактическая,

- поставка договорная.

Абсолютное отклонение коэффициента от единицы : 1 -

Общий коэффициент аритмичности : К К= 0,034
Рекомендуемая литература:

- Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг.

- Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность.

- Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности.

- Пустозерова В.М. Сделки купли-продажи.
9. В § 2.3 можно использовать для расчета формулы:

Количество необходимого автотранспорта для обслуживания предприятий оптовой (розничной) торговли может быть определено по формуле: А = Q / QСУТ ,

где А – количество автотранспорта;

Q – масса перевозимого груза (т);

QСУТ - количество груза, перевозимое одним автомобилем в день (т).

Количество груза, перевозимое одним автомобилем в день, рассчитывается по формуле:

QСУТ = D * K * NO ,

где D – грузоподъемность автомобиля (т);

К – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

NO – число оборотов автомобиля на маршруте за смену.

Число оборотов автомобиля на маршруте за смену: NO = ТТ / tO ,

где ТТ – время работы автомобиля на маршруте (ч);

tO – время оборота автомобиля на маршруте (ч).

Время оборота автомобиля на маршруте определяется по формуле: tO = (2L / Vt ) + tПР ,

где L – расстояние груженой ездки и ездки без груза (L1 – L2) (км);

Vt – техническая скорость автомобиля (км/ч);

tПР – время простоя под погрузкой и разгрузкой (ч).

Определить размер экономической партии заказа товара (gз) без учета скидок с цены, а также затраты можно по формуле: gз=,

где с – затраты, связанные с размещением и выполнением одного заказа на товар;

S – годовая потребность в товаре;

i – годовые затраты на хранение 1 т товара на складе оптового предприятия за год.

Полные затраты (Рп) определяются по формуле: Рп = i (П / 2) + с (S / П) + Ц * S ,

где П – партия заказа товара;

Ц – закупочная цена 1 т товара.
Рекомендуемая литература:

- Аникин Б.А. Практикум по логистике

- Брагин Л.А., Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием

- Гаджинский А.М. Практикум по логистике

- Егоров В.Ф. Организация торговли.
10. В § 2.4 можно использовать литературу:

- Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы.


- Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям.

- Сысоева С.В. Книга директора магазина.

- Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ.
11. В § 2.5 можно использовать для расчета формулы:

Точка безубыточности рассчитывается для производственного (форм. 1) и торгового (форм. 2) предприятия.

ТБпроизв = ΣРпост , (1)

Цпроизв - Рперем не ед.

где ТБпроизв – точка безубыточности для производственного предприятия;

ΣРпост - сумма постоянных расходов;

Цпроизв – цена производителя;

Рперем не ед. – расходы переменные на ед. товара.

ТБторг = ΣРпост , (2)

ТН на ед. - Рперем не ед
где ТБпроизв – точка безубыточности для торгового предприятия;

ΣРпост - сумма постоянных расходов;

ТН на ед. – торговая наценка на ед. продукции;

Рперем не ед. – расходы переменные на ед. товара.
Рекомендуемая литература:

- Немчин А.М., Минаев Д.М. Маркетинг.

- Практическое занятие по ОКД «Планирование сбытовых каналов».

- Практическое занятие по ОКД «Определение цены с использованием мультиаьтрибутивной модели товара».

- Практическое занятие по ОКД «Принятие решения о цене выводимого на рынок товара».
12. В § 3.1, 3.2 и 3.3 можно использовать литературу:

- Бланк А.И. Торговый менеджмент. Управление торговым предприятием.

- Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия.

- Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия.