birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема: Гидролиз солей (9 класс)

Цель: сформировать у обучающихся понятие гидролиза солей.
Задачи:


  • научить обучающихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

  • научить обучающихся пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока;

  • углубить знания обучающихся о свойствах солей, понимание практического знания гидролиза;

  • развивать мышление обучающихся, умение делать логические выводы, анализировать, сравнивать;

  • закрепить навыки и умения обучающихся выполнять химический эксперимент.


Вид урока: проблемно-исследовательский
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: таблицы растворимости, штатив с пробирками; растворы индикаторов (фенолфталеина, метилового оранжевого); растворы солей; гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия.
Ход урока
Учитель:
На прошлом уроке мы рассматривали химические свойства солей с точки зрения теории электролитической диссоциации. Сегодня мы продолжаем разговор о свойствах растворов солей. Но прежде всего нам необходимо вспомнить некоторый материал.

  1. С точки зрения теории электролитической диссоциации, какое определение можно дать солям? (Соли - электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов и анионы кислотных остатков)

  2. К каким электролитам относятся растворы солей? (к сильным электролитам)

  3. Почему растворы солей относятся к сильным электролитам? (степень диссоциации = 1)

  4. Если проанализировать состав соли, то, как можно рассматривать соль? (продукт реакции нейтрализации основания кислотой).
  5. Каким основанием и какой кислотой может быть образована соль? (сильным основанием и слабой кислотой, слабым основанием и сильной кислотой, сильным основанием и сильной кислотой, слабым основанием и слабой кислотой).


Открыть схему:


Соли




Слабое основание

Кислота сильная

Сильное основание

Слабая кислота

Сильное основание

Сильная кислота

Слабое основание

Слабая кислота

6. Распределите предложенные формулы солей по группам:

АL2(SO4)3; Cu (NO3)2; NaCL; K2 CO3; Na2 SiO3;KNO3; FeCl3; Na2 SO4; Fe2(CO3)3; (осуществляется проверка выполненного задания)

7.Почему растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, лакмуса относят к индикаторам?(они определяют среду раствора (кислотную, щелочную нейтральную), т.к. способны изменить свою окраску).

Учитель: проводит демонстрацию опыта: Изменение окраски индикаторов в растворах кислоты (HСl); щелочи (NaOH).

Учитель: - Какой можно сделать вывод о среде раствора NAOH и HСl? (раствор NAOH имеет щелочную среду раствора pH›7; раствор HСl имеет кислотную среду раствора pH‹7.)

Учитель:- Какими ионами обусловлена щелочная среда раствора? (OH‾)

Учитель:- Какими ионами обусловлена кислотная среда раствора? (H+)

Учитель:- А какую среду раствора будет иметь вода (проводит демонстрацию опыта: К воде приливает: 1) раствор фенолфталеина


2)раствор метилоранжа

Учитель:- Какой можно сделать вывод о среде воды? (нейтральная среда раствора)

Учитель:- Почему вода имеет нейтральную среду раствора? ( Концентрация ионов[OH-]=[H+] )

Учитель: Как вы думаете, а в растворах солей как будут изменять окраску индикаторы? (обучающие предлагают свои варианты).

Учитель: - Чтобы убедится в правильности ваших суждений, давайте выполним эксперимент. (обучающиеся выполняют лабораторный опыт по инструкции).

Опыт 1. К раствору хлорида железа (III) добавить несколько капель метилового оранжевого. Что мы наблюдаем? (окраска раствора становится красной).

Учитель: Какую среду раствора имеет данная соль? (раствор соли FeCl3 имеет кислую среду раствора)

Опыт 2. К раствору карбоната натрия добавить несколько капель фенолфталеина. Что мы наблюдаем? (Раствор окрасился в малиновый цвет).

Учитель: - Какую среду раствора имеет данная соль? (раствор соли Na2 CO3 имеет щелочную среду).

Опыт 3. а) К раствору хлорида натрия добавить фенолфталеин. Что мы наблюдаем? (изменения окраски не происходит.)

б) К раствору NaCl добавить метиловый оранжевый. Что наблюдаем? (Изменения окраски не происходит).

Учитель: Какую среду будет иметь раствор NaCl? (раствор соли NaCl имеет нейтральную среду.)

Учитель: - Почему растворы солей имеют разные среды? Чем это можно объяснить? (после предложений обучающихся объявляет тему урока «Гидролиз солей»).

Учитель: - Что означает слово «Гидролиз»? («Гидро» - вода, «лизис» - разложение).

Какое определение можно дать Гидролизу солей? (Гидролиз - обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой).

Рассмотри механизм гидролиза солей:

1. FeCl3+HOH↔HCl+FeOHCl2

Fe³++3Cl+HOH ↔ H++Cl+FeOH2++2Cl


Fe3++HOH↔H++FeOH2+

[H]+›[OH]‾

pH<7 среда кислотная

Делают вывод: Соль образованная слабым основанием и сильной кислотой подвергается гидролизу, имеет кислую среду раствора

2. Na2 CO3+HOH↔NaOH+NaHCO3

2NA++CO3²ˉ+HOH↔Na++OHˉ+Na++HCO3

CO3²ˉ+HOH↔ OHˉ+HCO3

[OH]‾›[H+]

pH>7 среда щелочная

Делают вывод: соль образованная сильным основанием и слабой кислотой подвергается гидролизу, имеет щелочную среду раствора.


  1. NaCl+HOH↔NaOH+HCl

Na++Cl+HOH↔Na++OHˉ+H++Clˉ

HOH↔OH- + H+

[OH]=[H+]среда нейтральная

pH=7

Делают вывод: Соль образованная, сильным основанием и сильной кислотой не подвергается гидролизу, т. к. среда нейтральная.

Учитель: Мы не рассмотрели гидролиз соли, образованной слабой кислотой. По таблице растворимости определите среду раствора солей:

Al2S3; Fe2(CO3)3.

Вывод: соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, подвергается необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.

Учитель: Какое значение имеет гидролиз? Давай послушаем сообщение о значении гидролиза. (ученик выступает с сообщением).

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с гидролизом солей. Прошу дать краткие ответы на следующие вопросы:

  • Что такое гидролиз?

  • На какие группы мы разделили все соли?

  • Как происходит гидролиз каждой группы?
  • Какую среду раствора будут иметь растворы солей: K2SO4; Na2 SiO3; Al2 (SO4)3;

K2CO3

Домашнее задание: параграф 11 стр. 47-49