birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект образовательной деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.


Тема: «Сахалин – чудо остров, на рыбу похожий».

Старший дошкольный возраст.

Интеграции областей: Чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.

Подготовил: Воспитатель – Шестернина Ирина Анатольевна МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова».

Цель:

Формировать представление детей о родном крае: о людях – тружениках Сахалина, о людях разных национальностей, проживающих на Сахалине, об истории родного края и памятных датах, о природе и природных богатствах Сахалина.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать в воображении детей образ Родины.

2.Расширять знания детей о родном крае.

3.Способствовать приобщению детей к красоте моря и его в различных художественных техниках. Побуждать детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь, целостности, художественной выразительности.

4.Учить соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление.

2.Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение бережно относиться к природе родного края.

2.Вызывать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности.

3.Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа: Рассматривание открыток и иллюстраций о Сахалине. Просмотр фильма «Мой любимый остров Сахалин». Чтение стихотворений о Сахалине - И. Белоусов «Откуда день берет свое начало…», В. Богданов «Наш остров», И. Данилов «Ожерелье снежных сопок…» и т.д. Слушанье песен - сл. М.Танича, муз. Я.Френкеля «Что тебе сказать про Сахалин», сл. и муз. И.Николаева «Человек влюбленный в Сахалин», сл. и муз. А. Максимова «Остров Сахалин» и т.д.


Словарная работа:

Обогащение словаря: Рыбный промысел, тайга, тундра, путина, чудо остров, на рыбу похожий, Герои Советского Союза, Вторая мировая война.

Активизация словаря: Охотское море, Татарский пролив, Сахалин, Сахалинская область, море, г. Макаров и т.д.

Материал: Карта Сахалина, иллюстрации и открытки, слайды о Сахалине. Аудиозапись «Шум моря», видеоролик «Мульт – Россия «Остров Сахалин». Ватман, галька, камни разных размеров. Краски, баночки с водой, кисточки, альбомные листы. Засушенные растения, клей ПВА, клеенки, салфетки, мультимидийная система.

Ход.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам. Давайте друг другу улыбнемся. Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся. Теперь садитесь поудобние и слушайте.

- Я хочу начать со слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна… Что?».

Дети: Родина.

Воспитатель: А что такое Родина? Как вы это понимаете?

Дети:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

- Родина – это наш о. Сахалин, наш город Макаров.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие наши люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель: Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где мы с вами родились и живем. А теперь послушайте стихотворение.

«На планете Земля, нет которой дороже.

Средь таинственных вод океанских глубин

Есть загадочный остров, на рыбу похожий


Дали люди названье ему – Сахалин».

Н. Баландина. // Родная земля – 1992 год – 25 февраля, стр. 3//.

- О ком говорится в стихотворении?

Дети: Об о. Сахалин.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о родном крае, о нашем острове. Кто знает, как он называется?

Дети: о. Сахалин.

Воспитатель: А почему Сахалин называют «чудо остров»?

Дети: Он очень красивый. Богатая и разнообразная природа.

Воспитатель: Да у нас природа очень богатая и разнообразная, на юге – леса, тайга, а на севере – тундра (слайды 3, 4, 5, 6, 7, 8).

Воспитатель: А почему об острове говорят: «На рыбу похожий».

Дети: Он окружен водой и по форме он похож на рыбу.

Воспитатель: о. Сахалин со всех сторон омывается водой. С одной стороны - Охотское море, с другой – Татарский пролив (слайд 9).

- А как называется наша область, в которой мы живем?

Дети: Сахалинская область.

Воспитатель: Правильно. В этом году Сахалинская область отмечает свой день рожденье – 65 лет образования Сахалинской области. 2 января 1947 год Указом Президиума Верховного Совета СССР Южно – Сахалинская область вошла в состав Сахалинской области (слайд 10)

- А как называется наш город, в честь кого он назван?

Дети: г. Макаров, в честь вице-адмирала С. О. Макарова.

Воспитатель: А кто знает, как раньше назывался наш город?

Дети: Селютора.

Воспитатель: Правильно. Раньше данным давно, когда остров населяли такие кориные народности – айны, селение стало называться Селютора (в переводе с айновского «деревня на суше»). В результате поражения России в русско-японской войне с 1904 – 1905 года южная часть Сахалина и Курилы отошли к Японии. Японцы переименовали все города и села, и наш город стали называть Сиритори, что в переводе с японского обозначает «гнилая яма». После освобождения южного Сахалина и Курильских островов, во время Второй мировой войны. В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Сиритори был переименов в город Макаров в память о вице – адмирале С.О. Макарове. А кто знает, кем был вице – адмирал С.О. Макаров (слайд 11).


Дети: Капитан, мореплаватель.

Воспитатель: Это был талантливый человек, оставивший глубокий след в истории российского военно-морского флота, в океанографии, в освоении Артике, в кораблестроении. В этом году наш город отметит свой юбилей – 120 лет (слайд 12).

- А кто знает, в честь кого названы поселки Смирных, Буюклы и улица в нашем городе (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, в честь Героев Советского Союза Смирных Л. В., Буюклы А. В, эти люди освобождали во время Второй мировой войны южный Сахалин и Курильские острова, а в честь Героя Советского Союза Ильичева П.И. была названа улица в нашем городе (слайд 13).

Воспитатель: Прошло уже 66 лет после окончанию Второй мировой войны, а люди досих пор помнят те дни, приходят к памятникам, к Вечному огню, возлагают цветы (слайды 14, 15).

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну – ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Остров наш хоть и маленький, но очень богатый. Как еще называют наш остров?

Дети: Остров сокровищ.

Воспитатель: Почему его так называют?

Дети: Много полезных ископаемых, рыба, газ, уголь.

Воспитатель: Да Сахалин очень богат - полезными ископаемыми, нефтью, газом, рыбной и лесной промышленностью, углем (слайды 16,17,18)

Воспитатель: Люди, каких профессий трудятся на Сахалине?

Дети: Рыбаки, нефтяники, шахтеры, врачи, лесники и т.д.

Воспитатель: Да у нас на Сахалине трудятся люди разных профессий – это, врачи, учителя, воспитатели, рыбаки, сварщики, шахтеры, нефтяники и т.д. Все они трудятся на благо нашей Родины (слайды 19, 20, 21, 22, 23).


Воспитатель: А люди, каких национальностей живут на Сахалине?

Дети: Люди разных национальностей: украинцы, таджики, молдовани, русские и т.д.

Воспитатель: У нас живут много людей разных национальностей: Русские, белорусы, украинцы, молдовани, казахи, таджики, грузины (слайды 24, 25, 26). Также есть люди разных народностей:

Корейцы, китайцы, японцы, на севере коренные народности Сахалина – нивхи (слайды 27, 28).

Воспитатель: Богат животный мир о. Сахалина. Какие это животные?

Дети: Медведи, лисы, зайцы.

Воспитатель: Кроме медведей, лис, зайцев, водятся белки, соболи, норки и на о. Тюлений – тюлени, сивучи (слайды 30,31, 32).

Воспитатель: В лесах водятся не только животные, но и птицы. Назовите их.

Дети: Воробьи, синицы, дятлы, мандаринки, свиристели, кукушки, рябчики, вороны (слайды 33, 34, 35, 36,37).

Воспитатель: У нас так же есть – белохвостые и белокрылые орланы (слайды 38, 39). А какое самое главное богатство на Сахалине?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Рыбаки ловят рыбу круглый год, т.е. в рыбную путину. А что такое путина? (ответы детей).

- У нас не только ловят рыбу, но и разводят на рыборазводных заводах, где из икры выращивают мальков. А какую рыбу у нас разводят?

Дети: Кету и горбушу.

Воспитатель: А теперь давайте, закрепив, то, что мы знаем об о. Сахалин, посмотрев видиороллик «Мульт - Россия «Остров Сахалин».

- А на берегу, какого моря расположен наш город?

Дети: Залив терпенья.

Воспитатель: У нас море очень красивое, и переменчивое – то бывает, спокойное, то бурливое, штормит. А теперь давайте закроем глаза, сядем поудобней, послушаем музыку (включается аудиозапись «Шум моря»). Представьте, будто вы лежите на берегу теплого моря. Расслабьтесь, руки лежат свободно. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Откройте глаза и посмотрите на наше море (слайды 40, 41, 42, 43, 44).


Практическая работа:

Детям предлагается сделать коллективную композицию «Утро на море». Одни дети будут делать гладь воды при помощи мятой бумаги, раскрашивая листы бумаги в разные цвета.

Другие дети будут приклеивать камни, мелкий гравии в виде берега, а на берегу моря деревья из засушенных растений. Дети выполняют работу. Оказывается индивидуальная помощь. Закрепляется техника безопасности при работе с различными материалами.

Воспитатель: Давайте посмотрим и полюбуемся, что у нас получилось. Мы сегодня на славу потрудились, многое узнали о нашем острове Сахалин, сделали красивую коллективную работу. Ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага (слайды 45, 46, 47).