birmaga.ru
добавить свой файл

1

Проект

Тема: «Когда звуки и краски вместе»

Структура проекта

Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта. Цели проекта. Задачи проекта.

Предполагаемый конечный результат. Перспективный план реализации проекта. Перспективный план работы с родителями. Перечень используемой литературы.


Пояснительная записка

...музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

(Аристотель)

Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ.

(Стендаль)

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.


Понимая проблему развития музыкально восприятия в широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

В дошкольном возрасте становление художественной деятельности представляет обратную связь, в которой начальной ступенью является восприятие произведения искусства и накопление познавательного и чувственного опыта, формирование исполнительских умений и на их основе появление первых опытов сочинительства. Художественная деятельность в своем становлении проходит ряд этапов: восприятие - исполнительство- сочинение. Возникновение последнего зависит от того, насколько творчески ребенок освоил первые два этапа.

В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях. Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.


Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.


Проект

«Когда звуки и краски вместе»

Цели проекта

Развивать устойчивый интерес детей к художественным произведениям. Создавать условия для активного

внедрения искусства в образовательную деятельность. Развивать предпосылки эстетического вкуса детей.

Задачи проекта

-Подобрать дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма, звуковысотного слуха, тембрового слуха эмоционального отклика и творческого потенциала детей;

-Развивать эстетическую восприимчивость

-Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать произведения искусств, давать им оценку.

-Содействовать возникновению у детей стремления участвовать в творческой деятельности в процессе их ознакомления с произведениями искусства (занятия продуктивными видами деятельности);
Предполагаемый конечный результат

-Повышение интереса к художественным произведениям, умения эмоционально реагировать на них, различать произведения по жанрам и средствам выразительности

-Формирование эстетической культуры, развитие эстетического вкуса.

Реализация проекта рассчитана на интеграцию образовательных областей: «Музыка», «Художественное творчество» - направление «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникация», индивидуальную работу и совместную работу с родителями, педагогами и детьми.

Продолжительность:


Проект рассчитан на 1 месяц. Оформление группы

Периодическое обновление материала в уголке творчества, в музыкальном уголке; Подбор и изготовление дидактических игр и пособий по теме проекта;

Оформление папок - передвижек для родителей «Совместное творчество ребенка и взрослого»

Перспективный план проекта


Месяц

Занятие

Тема

Задачи

Демонстрационный материал,репертуар

Март

Первая неделя

Художественное творчество «Аппликация»

«Мимоза в вазе»

(Аппликация из кусочков ткани и бумаги, сложенной вдвое)

Учить детей приемам вырезывания сложенной бумаги, различных форм; Выполнять наклеивание кусочков ткани (объёмное наклеивание) Продолжать учить создавать выразительный образ;

Веточка мимозы в вазе. Диск А. Вивальди «Весна». Фон с изображением вазы.




Музыкальное занятие

«Весёлые жуки»

Побуждать детей эмоционально воспринимать музыку. Развивать звуковысотный слух детей. Самостоятельно менять движения со сменой музыкальных частей, развивать ловкость и быстроту реакции детей на изменение характера музыки.


«Жуки» обр. Вишкарева

«Упражнение с обручами» обр. Донас




Развитие речи

«Птичий двор»

Упражнение «Уточка» Упражнение «В лесу» Потешка «Иди весна, иди красна...»

Активизировать словарный запас детей. Учить детей слышать вопрос и правильно отвечать на него

Песенка «Утка и утята» (под русскую народную мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»).

Аудиозапись со звуками «птичьего двора» Игрушки: утка, утята, курица, цыплята, петух, гусь, гусята

Март

Вторая

неделя

Формирование целостной картины мира

Предварительная работа: работа в уголке природы по уходу за растениями, дидактические игры по ознакомлению с овощами

«Посадка лука»

Воспитывать у детей умение трудиться в коллективе для всех, обучение простейшим трудовым умениям, уточнить представления о луке.

Лук, стаканчики для рассады,

лейка с водой Аудиозапись песенки «Купите лук, зеленый лук...»











Ручной труд

Предварительная работа:

чтение стихов, сказок о бабочках; рассматривание их на картинках, изготовление мотыльков из бумаги путем складывания гармошкой;

"Насекомые на лугу"


Формировать умение работать с поролоном, Упражнять в работе с ножницами, соблюдая технику безопасности. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание довести работу до конца. Содействовать возникновению у детей стремления участвовать в творческой деятельности в процессе творческой деятельности.

Раздаточный материал:

клеенки, кусочки поролона, клей, ножницы, бусинки, блестки, резинки, фломастеры, (все по количеству детей).

Физкультминутка, Рус. нар. - «А я по лугу» Музыкальное сопровождение «Звуки летнего луга»




Чтение художественной литературы

К.Чуковский «Муха-Цокотуха»

Вспомнить с детьми названия сказок К.

И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор его произведений. Развивать мышление, слуховое восприятие. Учить детей внимательно слушать аудиосказки. Побуждать «помогать» героям этих произведений - вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

Диск,

детская опера М. Красева по сказке Корнея Чуковского «МУХА-ЦОКОТУХА» Иллюстрации к сказке

Март

Третья неделя

Музыкальное занятие

«Весёлый город»


Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке. Различать темп, динамику; характер вступления, куплетов песни. Учить передавать пение кукушки (изобразительный момент в музыке) игрой на металлофоне и треугольнике. Совершенствовать восприятие основных свойств музыкального звука.

Упражнения на развитие слуха и голоса «Кукушечка», рус.нар.песня, обраб. И.Арсеева. Слушание «Как у наших у ворот» Муз. игра «Огородная- хороводная» муз. Б.Можжевелова











Физкультурное занятие

«Весёлые мячики»

Воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;

закреплять умение выполнять танцевальные движения в дополнение к физическим упражнениям; развивать

физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, выносливость; Закреплять умение в бросании мяча от груди, и ловле мяча двумя руками.

Развитие чувства ритма.

«Весёлые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М.Сатулиной;

«Марш» В. Агафонников




Рисование

Знакомство детей с творчеством Ю.А. Васнецова.

Рисование на выбор по одной из картин сказок.

Познакомить с иллюстрациями к русским народным сказкам художника- иллюстратора Ю.А. Васнецова. Учить детей всматриваться в рисунок. Обратить внимание на художественно- выразительные средства художника (цвет, фон, действие). Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций.


Краска, гуашь, листы бумаги, на каждого ребенка. Иллюстрации картин Васнецова: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке», «Царевна-

Лягушка». Аудиозапись Ансамбль В.Мещерина - царевна - лягушка.




Чтение художественной литературы

русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Продолжать учить детей слушать сказки, поддерживать внимание и интерес, предлагать вниманию иллюстрации книги, закреплять умение пересказывать понравившийся отрывок. Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.

Аудиозапись: «Гуси-лебеди» - песня маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберг).

Текст сказки «Гуси-лебеди», иллюстрации.

Упражнение на развитие слуха и голоса «Гуси»








Март

Ручной труд

«Петушок, золотой гребешок»

Познакомить детей с техникой изготовления петушка путем обрывной аппликации. Познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений про окружающий мир в изобразительной деятельности.


Игрушки в виде петуха, курочки и цыпленка. Картинки с изображением петухов.

Народные игрушки и свистульки в виде петухов. Листы бумаги, клей, шаблоны. Аудиозапись Эдвард Григ «Утро» (физкультминутка - музыкально-ритмические движения «Петух», муз.

Т.Ломовой)




Лепка

«Жаворонок»

Способствовать развитию системного мышления познавательной активности. Уточнить и систематизировать знания детей о птицах, закреплять понятие «перелетные птицы». Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Слушание «Жаворонок», муз. М.Глинка

Иллюстрации с изображением

птиц, пластилин, стека, дощечки, пёрышки, горох, на каждого ребёнка.




Музыкальное занятие

«Знакомство детей с композитором: Пётр Ильич Чайковский»

Познакомить детей с композитором П.И.Чайковским, способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, вовлекать дошкольников в разные виды, художественно-эстетичнеской деятельности.

Портрет композитора, фортепьяно, деревянные палочки на каждого ребенка (для исполнения музыкально-

ритмического рисунка по музыкальному произведению «Марш деревянных солдатиков»)




Нетрадиционная техника рисования Ладошками и пальчиками

«Нарисуем музыку»

Научить детей выделять выразительные

средства музыки (высота, сила звука, темп), соотносить их с цветом, образом, выражать свои музыкальные впечатления в рисунке. (Дети могут рисовать цветовыми пятнами, полосками, точками, штрихами и т.д.)

А.Вивальди - Времена года. Весна.

Иллюстрации, изображения весны, ранней и поздней, колокольчики.







ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: привлечь родителей к деятельности по реализации проекта

  1. Оформление папки - передвижки для родителей.

Тема: «Как развить музыкальный слух» - с приблизительным перечнем музыкальных произведений и упражнений.

  1. Анкетирование родителей детей с целью выявить, включают ли родители детям песни, музыку композиторов, что предпочитают слушать дети?

  2. Консультация «Совместное творчество ребенка и взрослого».

  3. Праздничное мероприятие «Поздравляем мам с праздником Весны».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ветлугина А.Н. «Музыкальный букварь». - М., 1978.0.П. Радынова, А.И. Катинене «Музыкальное воспитание дошкольников», 3-е изд., - М., 2000.

    2. Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возрастаю» - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
    3. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми». Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


    4. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - М.: ТЦ Сфера, 2011.

    5. HTTP://WWW.RUSKID.RU/695-RAZVIVAJUSHHIE-IGRY.HTML

    6. HTTP.//VSLOVAR.ORG.RU/PED/114l.HTML