birmaga.ru
добавить свой файл

1
Семижонова Т.Г.


Тема: « Использование знаков препинания в предложении»

(Урок русского языка во 2 классе)

Авторский продукт: презентация к уроку 24 кадра

Уровень сложности: средний

Тип урока: комбинированный

Приемы и методы: беседа, метод изучения нового материала на основе актуализации опорных знаний, прием «Эхо » (интонирование предложений), самопроверка, игровые приемы, самоанализ изученного материала

ЦЕЛЬ: познакомить со знаками препинания в конце предложения, повторить ранее изученный материал по темам «Текст», «Предложения», познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений.

Задачи:

- научить правильно интонировать предложения, различать их по цели высказывания;

-совершенствовать орфографическую зоркость, развивать интерес к литературе и чтению;

- прививать уважение к изучаемому предмету, умение работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

Оборудование.

Для учителя
:

- презентация к уроку

- компьютер

- мультимедиа проектор

- учебник Э.С. Сильнова «Русский язык 2 класс» (2002 г.)

- картинки с изображением знаков препинания

Для учащихся:

- карточки с заданием

- учебник

- тетрадь

Материал содержит конспект урока карточки для учащихся, презентацию, физкультминутку, аудиозапись с песнями, которые звучать на уроке( в конспекте урока указано на каком этапе звучат песни)

Ход урока

I. Организационный момент

Обращение учителя к детям

Учитель: Вот и прозвенел звонок!!!

Ты готов начать урок?

Все ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет знать урок


На отлично, на зубок.
II. Повторение пройденного

Учитель: Сели все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку, посмотрев на экран. (Слайд 2).

Возьмите в руки ручку (учитель показывает, как нудно держать ручку), откройте тетрадь, проверьте, правильно ли она лежит.

Учитель: Запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня на уроке у нас необычные гости. Это птицы с Севера - пингвины. Они вместе с нами будут работать на уроке. (По щелчку на слайде 2 появятся пингвины). Им очень хочется научиться писать, быстро читать. Мы рады вам, пингвины! Будьте внимательны и у вас все получится.
III. Чистописание

Учитель: На экране видны слова:

рев, плов, флаг, ветка, буква (слайд 3)

- Какое слово лишнее? Почему?

Дети: «флаг», нет буквы «в». (По щелчку на слайде 3появится слово «флаг»)

Учитель: Какую букву будем писать? Догадались?

Дети: Вв.

Учитель: Посмотрите, как я напишу эту букву под счет. Пишем заглавную букву В сверху и соединяем ее со строчной буквой. (Учитель на доске под счет пишет большую и маленькую буквы). Отступаем и дописываем каллиграфическое упражнение до конца строки. На следующей строке напишите по алфавиту строчные буквы в паре с буквой в.

Учитель: ав бв дв (Запись на доске и слайд 4).

Учитель: Допишите по аналогии до буквы Й. Проверьте. (По щелчку на слайде 4 появляются буквосочетания)

ав бв вв гв дв ев ёв жв зв ив

Учитель: Молодцы! Все справились! Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой в слове ветка.

Дети: Согласный, звонкий, мягкий, парный.

Учитель: Составим транскрипцию. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове 2 слога т.к. 2 гласные буквы, запишем слово, поставим точки под гласными. Гласная «е» дает звук [э], «а» - звук [а]. (Дети ставят ударение в слове, дают устную характеристику согласным «т» и «в» и выполняют запись). Ве-тка (в’этка) 5б., 5зв.


(работа на классной доске и в тетради с устным пояснением, проверка слайд 5)
Учитель: Сравним: какой звук буква «в» дает в слове «плов»?
Дети:[ ф].

Учитель: Почему?

Дети: После буквы «в» нет гласной- это слабая позиция согласного. Мы слышим парный звук [ ф].(По щелчку на слайде 5 появляется [ф]).

IV. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Мы знаем, что называется текстом. Вспомним, ребята.

Дети: Предложения, связанные по смыслу.

Учитель: А теперь проверим. (Слайд 6)

-Что мы называем предложением?

Дети: Слова, связанные по смыслу. (Продолжение работы со слайдом 6)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками препинания, которые используются при записи предложений, узнаем о их важной роли, закрепим умение определять границы предложений, научимся различать предложения по их эмоциональной окраске, повторим ранее изученный материал.
V. Изучение нового материала.

Учитель: Прочтите текст.
Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами ( Слайд 7)
-Что затрудняет чтение текста?

Дети: Отсутствие знаков препинания.

Учитель: К нам в гости пришли три знака препинания. Угадайте!

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца. (Слайд 8)

Дети: восклицательный знак

(Выходит ученик. Он играет роль восклицательного знака.)

Восклицательный знак: Друзья мои, приятели,

Живу я много лет.

Примите восклицательный,

Мой пламенный привет!

Учитель: Вечно думая над смыслом

Изогнулся коромыслом (Слайд 9)

Дети: Вопросительный знак.

Вопросительный знак: Разные вопросы задаю я всем:


Что? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Учитель: Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (Слайд 10)

Дети: Точка.
Точка: Точка ставится в конце.

Правда, же, подружки?

Если точки на лице, то их зовут веснушки.
Учитель: А какие еще знаки препинания вы знаете? ( Слайд 11). Известный русский советский писатель с мировым именем К.Г.Паустовский так сказал о знаках препинания:

«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Много произведений для детей написал этот писатель (Слайд 12-13) Талантливо и с любовью он описывал природу. А какой искрометный юмор! Какие детские рассказы вы читали? (Дети называют прочитанные ими рассказы) Любите чтение, оно поможет вам лучше познать наш мир, поможет стать образованными людьми, а может кто-то из вас захочет стать писателем.

Учитель: Откроем учебник на с.37 и прочитаем правило о том, какие знаки могут ставиться в конце предложений.(Дети читают правило). Наши знания мы сможем проверить после небольшой паузы.

Ах, какая погода за окном!!! Наши веселые пингвины приглашают вас отдохнуть!!!
VI. Физкультминутка (Презентация «Танец пингвинов»)

Учитель: А сегодня на уроке вы узнаете, что предложения бывают разные по эмоциональной окраске.

Что означает слово «эмоция»? Прочтем в толковом словаре.

Эмоции от латинского слова emoveo- потрясаю, волную. Это явления, которые переживает человек в разных жизненных ситуациях и выражает их с помощью внешних признаков. Посмотрите на экран. Так мы можем выражать радость, печаль, сочувствие, обиду, гнев, восторг. Это наши эмоции и чувства. (Слайд 14-15)

Если бы мы с вами не пользовались эмоциями, то наша речь была бы бедной, сухой, невыразительной. В устной речи мы наши эмоции выражаем при помощи интонации. Сегодня вы узнаете, какие знаки препинания ставятся в эмоционально окрашенных предложениях. На уроках чтения мы уже научились чувственно при помощи интонации выражать прочитанное предложение. А сегодня мы попробуем не только прочитать, но и правильно расставить знаки препинания в конце предложений. В каких предложениях ставится вопросительный знак? А восклицательный? Точка?


-Давайте расставим знаки препинания и прочтем текст. (Слайд 16) (Дети определяют границы предложений и расставляют знаки препинания).

Учитель: Запишите этот текст правильно в тетрадь. Проверим (На экране текст слайд 17).

VII. Работа со словарными словами

Учитель: Наши пингвины так прыгали, что буквы в словарных словах рассыпались (слайд 18)

Гонва, олсеве, окзавл, стокво, девил.

-Попробуем поменять буквы в словах. Что у нас получилось? (Дети по одному выходят к доске и записывают слова, обозначают орфограммы, класс работает в тетрадях: вагон, весело, вокзал, восток, видел).

Учитель: Что общего в этих словах?
Дети: Буква в.

Учитель: Запишите слова в строчку, подчеркните орфограммы. Проверка по щелчку (слайд 18)

- Составьте предложение со словами: восток, мы, поехали.
Дети: Мы поехали на восток.
Учитель: Какой знак нужно поставить? (Слайд 19)
Дети: Точку.
Учитель: Если нам нужно спросить, то как звучало бы это предложение? (По щелчку появляется вопросительное предложение, дети учатся правильно его читать.).

- Какой знак бы вы поставили?
Дети: Вопросительный знак.
Учитель: Давайте произнесем это предложение с большей эмоциональной окраской. (По щелчку появляется предложение с восклицательным знаком). Молодцы!

-Какой знак будет стоять в конце?
Дети: Восклицательный знак.
Учитель: На следующем уроке мы изучим типы предложений по цели высказывания, и эти знания нам пригодятся.

VIII. Закрепление изученного

Учитель: Послушайте песенку и догадайтесь, кто ее спел. (.Песенка из «Радионяни» слайд 20)

Дети: Пингвины!

Учитель: Правильно!!! Это наши пингвины ставят знаки препинания, где попало. Ребята, как можно ставить точку, где попало? (слайд 21) Прочтите эту небылицу.


Карточка

В реке. Рыбёшки на бугре. Мычит корова в конуре. Собака лает на заборе. Поёт синичка в коридоре. Играют дети.

( В реке рыбешки. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поет синичка. В коридоре играют дети)

Учитель: Исправим ошибки.(Дети устно исправляют ошибки)

Учитель: Что бы вы сказали пингвинам?

Дети: В предложении все слова связаны по смыслу .В конце предложения ставятся знаки препинания(.,?,!)Мы научились определять границы предложений, расставлять знаки препинания,

Учитель: Передадим тетрадь соседу. (Взаимопроверка) Проверим написание текста с экраном. (слайд 22)

Учитель: У С. Маршака есть стихотворение о знаках препинания. Наши ребята его подготовили.

Инсценировка стихотворения С.Маршака « Знаки препинания». Дети инсценируют стихотворение. Звучит песня. (слайд 23, Песня о точке, аудиозапись «Радионяня»)

IX. Домашнее задание

С.37 правило. Упр. 384

X. Итог урока

Учитель: Чему мы научились на уроке?

Дети: Мы научились определять границы предложений, расставлять знаки препинания в них,

Учитель: Зачем нужны знаки препинания?

Дети: Они твердо держат текст и не дают ему «рассыпаться», передают наши эмоции.

Выставление оценок.

Учитель: Всем спасибо за урок!

Используемые источники информации

1. Е.Н. Бальшеева. Грамматика русского языка для младших школьников.- Литера, 2006.- 64 с.

2.С.Я. Маршак. Весёлые стихи и сказки. – АСТ, Астрель, 2009.-80 с.

3.Л.П. Николаева. Работа со словарными словами. – Экзамен, 2008.-512с.

4.с.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.- Оникс, Мир и Образование, 2008.- 736с.

5.Русский язык: Учебник для 2 кл. общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения /Е.С. Сильнова, Н.Г.Каневская, В.Ф. Олейник. – К., Освіта,2002.- 143 с.


6.Э. Успенский. Аудиокнига. Радионяня. – Элитайл, 2004.-формат mp3.

7.http://ru.wikipedia.org/wiki/Паустовский