birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема: «Вхождение в мир русской народной сказки» Русская народная сказка «Каша из топора».


Цель урока: Продолжить знакомство со сказкой как с фольклорным жанром и вывести учеников на самостоятельный анализ сказки.

Формировать убеждения, что мир сказок интересен и разнообразен, что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.

Развивать умения сопоставлять, анализировать, работа с текстом.

Воспитывать у учащихся любовь к сказкам, давать правильную оценку таким категориям как добро и зло.

Технологии, используемые на уроке:


  1. Личностно – ориентированные - обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация природных потенциалов учащихся, то есть создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознание смысла результата своих усилий.


Обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). Все обучают каждого и каждый всех. Обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества учителя и учащихся. Активизируются межличностные отношения (ученик-ученик). У учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самооценки.

  1. Технология проблемного обучения - использование этого метода включает детей в учебно-познавательную деятельность, предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию в ситуациях выбора.



  1. Технология развивающего обучения - дает максимальный результат в общем развитии школьников, овладении знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой, то есть развитие ума, воли, чувств, формирование нравственных позиций ребенка, развитие и формирование всех сторон его психики.

  2. Игровые технологии. Повышают интерес к предмету.

Ход урока.

I.Организация урока.


II.Проверка домашнего задания.

1.Игра «Счастливый случай»

1

2

3

4

5

6

Класс делится на три команды. На доске поле. Каждой команде разрешается открыть два поля и ответить на эти вопросы на обратной стороне карточки. Если команда не отвечает, то право ответить на этот вопрос дается следующей команде.


  1. 1.Кто является любимым героем русских народных сказок? Назовите сказки, где есть этот герой?

2.Найдите и прочитайте, какие чудеса происходят в сказке «Сивка – бурка». (с.19, 21, 22)

  1. 1.С чего начинаются волшебные сказки? Назовите волшебных помощников.

2.Какой запрет нарушил царевич в сказке «Деревянный орёл». Прочитайте.

  1. 1. Назовите сказку, героиней которой является девочка, которая победила в состязании царя? (Дочь – Семилетка).

2.Героиня какой сказки получила подсказку о рождении сына во сне. И что из этого вышло? (с.36).

  1. 1.Что такое сказка? ( Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

2.Игра «Дополни имя»

Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы вторую.

Кощей…(Бессмертный0, Елена…(Прекрасная), Иван…(Царевич), Василиса…(Премудрая), Спящая…(Красавица), Мальчик с …(Пальчик ), Змей … (Горыныч), Крошечка…(Хаврошечка).

  1. 1. Кому принадлежит мысль в сказке? (Народу, автору).

2. Отгадайте загадки:

Был друг у Ивана немного горбатым,

Но сделал счастливым и богатым.

(Конек-Горбунок).


Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля).

  1. 1 . Из каких частей состоит сказка? (Присказка, зачин, повествование, концовка).

  2. 2. Отгадай загадки, загаданные пословицами и поговорками.



Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, а он всё в лес смотрит.

Его ноги кормят.

(Волк).


Он неуклюж, да дюж.

С ним дружись, да за топор держись.

Два их в одной берлоге не уживутся.

(Медведь)


III.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать русские народные сказки и познакомимся ещё с одной. Первое слово из этого названия вы узнаете, если отгадаете загадку.

Черна, мала крошка

А пользы в ней много

В воде поварят,

Кто съест - похвалят.

(Гречневая каша).

Каша – исконно русское блюдо. Кашу варят в честь любого знаменательного события. Жених и невеста должны были при гостях сварить кашу и съесть ее. При рождении ребёнка готовилась «Бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

- А вы любите кашу? Какую кашу вам варят чаще всего?

- Я знаю одного солдата, который сварил кашу из топора.

IV.Подготовка к восприятию.

V.Первичное чтение и проверка восприятия.

Чтение учителем.

-Поделитесь впечатление об этом произведении.

VI. Повторное чтение и анализ сказки.


1. Чтение учащимися сказки вслух и пересказ сказки.

(Делю текст на части, читает один ученик и пересказывает).

2. Словарная работа.

-Какие слова вам не понятны? Давайте объяснить смысл непонятных слов.

Побывка – короткий отпуск.

Служивый – военнослужащих, солдат.

Поскупилась – пожалела.

Приметил – обратил внимание.

Сдобрили – добавили для улучшения вкуса.

Дивится - удивляется.

-Кто является главным героем?

-Действительно ли солдат сварил кашу из топора? (нет). Как можно назвать такого человека? (Хитрым, умным, находчивым). Подтвердите.

- какой изображена старуха? (Хитрой, жадной, глупой). Подтвердите.

- Как народ относится к таким людям? (Их не любят). Почему?

- Что это за жанр? Докажите.

- Какая это сказка, серьезная, грустная или смешная?

- Почему и над чем мы смеёмся?

- К какой группе сказок относится «Каша из топора» ? (Бытовые). Докажите. ( В бытовых сказках высмеивается лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей).

3.Чтение по ролям.

- Какой урок вы для себя извлекли, прочитав эту сказку?

VI. Итог урока:

- Какие бывают сказки?