birmaga.ru
добавить свой файл

1
от фгос впо к примерным основным образовательным программам и основным образовательным


программам вузов
С.И. Маслов
Проблема перехода от образовательного стандарта к основным образовательным программам была рассмотрена в предыдущем докладе. Она состоит в том, что ФГОС ВПО акцентирует внимание на описании результатов обучения в вузе, представленных в виде перечней общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, но практически не задает даже примерных рамок содержания образовательного процесса.

Прежде всего, необходимо обсудить понятие основной образовательной программы. В [1] дается следующее определение:

Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения – это комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов, среди которых:


  • календарный учебный график;

  • учебный план;

  • рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей);

  • программы учебных и производственных практик;

  • программа научно-исследовательской работы.

Эти документы в составе ООП высшего учебного заведения должны быть снабжены предварительным изложением общих положений, характеристикой профессиональной деятельности выпускников вуза по направлению подготовки и описанием компетенций, которые должны освоить выпускники в процессе обучения.

Кроме того, в составе ООП вуза представляется фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению подготовки, дается характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускников, приводится описание нормативно-правового обеспечения системы оценки качества освоения учащимися ООП, а также итоговой государственной аттестации студентов.

Приведенный перечень документов и информации, входящих с состав ООП вуза, говорит об увеличении объема материалов, которые необходимо готовить для организации образовательного процесса в вузе, в сравнении с действующими правилами.


В качестве дополнений к ООП предлагается разрабатывать паспорта и программы формирования у студентов каждой общекультурной и профессиональной компетенции при освоении ООП по следующей схеме:

1. Общая характеристика компетенции

1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

1.2. Место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускников

1.3. Структура компетенции

1.4. Планируемые уровни сформированности компетенции у выпускников вуза

1.5. Общая трудоемкость формирования компетенции на пороговом (обязательном для всех выпускников) уровне

2. Программа формирования у студентов вуза конкретной компетенции.

2.1. Цель программы

2.2. Содержание образования для формирования у студентов вуза данной компетенции

2.3. Пути, методы и технологии формирования конкретной компетенции у студентов

2.4. Календарный график и возможные траектории формирования конкретной компетенции у студентов

2.5. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

2.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза конкретной компетенции при освоении образовательной программы

Приведенная структура программы формирования у студентов конкретной компетенции и учет того, что перечни профессиональных компетенций по каждому профилю обучения в вузе насчитывают несколько десятков таких компетенций, позволяют обоснованно говорить об очень большой трудоемкости разработки основных образовательных программ по всем профилям подготовки в каждом вузе.

Выходом из этого непростого положения для вузов может оказаться наиболее полное использование примерных основных образовательных программ (ПрООП), которые должны разработать базовые вузы соответствующих УМО. ПрООП занимают промежуточное положение между ФГОС ВПО и основными образовательными программами вузов. В данном случае примерная программа рассматривается как базовая часть ООП вуза, содержащая набор рекомендаций разработчикам ООП в конкретных вузах. Можно надеяться, что принятие этих рекомендаций позволит снизить трудоемкость разработки ООП до приемлемого уровня.


В [2] рекомендуется следующая структура примерной основной образовательной программы:

1. Общие положения

1.1. Определение

1.2. Цель разработки ПрООП по направлению подготовки

1.3. Характеристика ПрООП (уровень ВПО, нормативные сроки освоения программы)

1.4. Профили подготовки

2. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров (области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности для каждого профиля подготовки)

3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (указываются общекультурные и профессиональные компетенции для каждого профиля подготовки)

4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса

4.1. Примерный учебный план

4.2. Примерные программы учебных дисциплин и практик

5. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

6. Рекомендации по использованию образовательных технологий

7. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих фондов оценочных средств

Здесь же предлагаются структуры примерного учебного плана, примерной программы дисциплины (модуля), а применительно к основным образовательным программам вузов даются шаблоны программ учебных и производственных практик.

Рассмотрим в качестве примеров некоторые из предлагаемых форм для того, чтобы понять особенности компетентностного подхода при разработке соответствующих учебно-методических материалов.

Примерная программа дисциплины (модуля) содержит следующие разделы:


  1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины, которые выражаются в терминах: «знать», «уметь», «демонстрировать способность и готовность»
  3. Объем дисциплины и виды учебной работы. Здесь указывается общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Виды учебной работы подразделяются на аудиторные занятия (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы) и самостоятельную работу (курсовой проект, расчетно-графические работы, реферат)


  4. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий по каждому разделу

    2. Содержание разделов дисциплины

  5. Лабораторный практикум

  6. Тематика курсовых проектов (работ)

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Рабочие программы дисциплины (модуля) имеет определенные отличия в своей структуре по сравнению с примерной программой:

  1. Цели освоения дисциплины (модуля)

  2. Место дисциплины в структуре ООП

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

  4. Структура и содержание дисциплины (модуля) с указанием недель семестра, на которых изучаются конкретные разделы, предусматриваемых видов учебной работы и форм текущего контроля успеваемости.

  5. Образовательные технологии, используемые при обучении

  6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Разделы 7 и 8 в примерной и рабочей программах совпадают по названиям и содержанию.

В [2] предлагаются также шаблоны программ учебной и производственной практик. В силу идентичности предлагаемых шаблонов приведем перечень разделов программы без конкретизации вида практики:

1. Цель практики

2. Задачи практики

3. Место практики в структуре ООП

4. Формы проведения практики

5. Место и время проведения практики

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

7. Структура и содержание практики с указанием трудоемкости в зачетных единицах и часах

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при проведении практики


9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

10. Формы аттестации студентов по итогам практики

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики (основная и дополнительная литература, программное обеспечение и Интернет-ресурсы)

12. Материально-техническое обеспечение практики

Более подробную информацию о подходах к проектированию рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, а также примеры разработанных программ можно найти в [3].

Весьма полезным при разработке ООП представляется формирование матрицы соответствия компетенций, дисциплин (модулей) и других компонентов образовательного процесса. Это позволяет наглядно представить взаимосвязи учебных дисциплин, участвующих в формировании одних и тех же компетенций, а также увидеть возможные негативные моменты в случаях, если формированию какой-либо обязательной компетенции в программе уделяется недостаточное внимание.

Таким образом, к настоящему времени в Координационном совете учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы сложилось системное представление о структуре и содержании примерных основных образовательных программ и основных образовательных программ вузов, которое нашло отражение в большом количестве методических материалов, адресованных разработчикам ООП. Имеющееся при этом разнообразие подходов и форм позволяет коллективам разработчиков в каждом вузе выбирать приемлемые для них варианты, сообразуясь с имеющимися ресурсами.

Список литературы

  1. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / науч. ред. д-ра техн. наук профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 84 с.


  2. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. – М.: Московский государственный горный университет, 2008. – 75 с.

  3. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р.Н. Азарова, В.А. Богословский, Н.В. Борисова и др. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 64 с.