birmaga.ru
добавить свой файл

1
ДЕНЬ ЗНАНИЙ


С 1984 года у нас в стране 1 сентября отмечается День знаний. Основная воспитательная задача этого праздника - укрепить у учащихся положительное отношение к своей школе и получению разносторонних знаний. Но почему же это самый трудный и неинтересный праздник в школе? Наверное, потому, что он приходится на самый первый день учебного года и к нему некогда готовиться. Но кто сказал, что к нему нельзя готовиться заранее: весной объявить самые разнообразные конкурсы (на лучшее стихотворение о школе и знаниях, сказку, рисунок, фотоснимок, самоделки из природного материала и другие поделки), а 1 сентября подвести их итоги, устроив многочисленные "вернисажи" и "бенефисы".

Никогда учителя, а тем более школьный библиотекарь, не выходят из отпуска ровно в первый учебный день, и этих предшкольных дней достаточно, чтобы подготовиться к празднику, тем более что и многие ребята вертятся вокруг школы, им не терпится повидаться с одноклассниками и любимыми учителями, получить новые учебники, узнать, какие новые книги появились в школьной библиотеке.

А если наспех сколочен, какой-никакой сценарий, если на празднике знаний ограничиться призывами любить школу, хорошо учиться, примерно себя вести, устроить традиционную линейку, митинг перед зданием школы с длинными речами представителей власти, ветеранов или родителей, а затем организовать выход в ближайший парк, или экскурсию в музей, или просмотр кинофильма — школьники с самого начала становятся на позицию потребителя благ, которые им дают взрослые, и относятся к празднику как делу обязательному и не очень желанному.

Но можно сделать этот день праздником радости, подаренной старшими школьниками младшим и школе. Ребята могут позаботиться и об украшении школы, благоустройстве школьного двора, экскурсиях первоклассников по школе с показом кабинетов, библиотеки, спортивного зала, медицинского кабинета, а также о творческих подарках: рисунках, песнях, играх для всех (одноклассников, старших и младших школьников, учителей, родителей, обслуживающего персонала, рабочих, ремонтировавших школу).


Если в конце предыдущего учебного года по классам или параллелям провести нечто вроде научной конференции, где каждый желающий мог бы выступить с докладом на любую интересующую его тему (желательно, чтобы темы не повторяли доклады на уроках и чтобы выдвигали их сами ребята, хотя библиотекарь может предложить несколько интересных тем из области науки, искусства, литературы и помочь желающим найти нужные источники), то, отобрав наиболее интересные, в День знаний можно устроить общешкольную конференцию с выступлениями победителей.

В одной из московских школ в конце учебного года старшеклассникам раздали анкету, предваряющую осеннюю дискуссию "Образование - что это такое?" В День знаний все желающие собрались на дискуссию. Здесь были не только старшеклассники, но и ребята из 4-7 классов, выпускники школы, учителя, ученые.

Дискуссия (ее вел школьный психолог) шла в свободной форме, каждый имел возможность выступить, а ведущий помогал общими вопросами: "Чему учить?", "Чему учиться?", "Образование — зачем оно?"

Выступающие справедливо отмечали, что образование — это не только учеба в школе или институте, но и школьный театр, книги, конкурсы, литературные и другие игры.

Интересный спор возник вокруг проблемы "Люди — общение, взаимопонимание". Один из учителей сделал анализ анкет, полученных заранее. Особенно много было желающих высказать свое мнение по вопросу "Что же делать, пока ты в школе, как учителям учить, а детям учиться?" Ребята предлагали свое видение учебного процесса, размышляли над тем, какие образовательные возможности могут быть в школе, кроме уроков. Кто-то предложил учить в школе тому, как стать хорошими родителями, кто-то справедливо заметил, что образование не может быть без юмора и самоиронии, без понимания, интересен ли ты другим. Не побоялись говорить и о том, чему могут ученики научить учителей.

Дискуссия была свободной и оживленной и потому, что в этой школе царит доброжелательная, уважительная атмосфера, и потому, что у ребят была возможность за лето обдумать все, что они хотели сказать.

ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЫ

Создать праздничное настроение помогает и оформление школы. Помимо обычных приветственных лозунгов, которые встретят ребят во дворе, цветов и воздушных шаров, неплохо оформить на стендах высказывания великих людей о знаниях.

"О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг "

Александр Сергеевич ПУШКИН.

"Тяжело в ученье — легко в бою ".

Александр Васильевич СУВОРОВ.

"Воспитание — это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая высшее образование "

Марк ТВЕН.

"Если ученик в школе не научился ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Так мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений ".

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ.

"Книги — дети разума ".

Джонатан СВИФТ.

"Похвала немногих знающих людей важнее, чем насмешки многочисленных невежд "

Мигель СЕРВАНТЕС.

"Невежество — мать всех преступлений. Преступление — прежде всего неразумение. "

Оноре де БАЛЬЗАК.

"Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять о нем

Иоганн Вольфганг ГЕТЕ.

Могут пригодиться и шуточные высказывания, но их лучше написать на воздушных шарах:

"Почему в наших школах большинство учителей — женщины? Потому что все лучше — детям ".

Из КВН.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом ".

Анатоль ФРАНС.

"Что делать, чтоб младенец розовый. Не стал дубиной стоеросовой? "

Валентин БЕРЕСТОВ.

День знаний - это праздник и для учителей. Им тоже нужно пополнять свои знания, быть в курсе всех новинок по профессии. Поэтому к 1 сентября в школьной библиотеке должна быть развернутая книжная и журнальная выставка, которая побуждала бы новый учебный год и строить по-новому. Здесь незаменим, будет комплект газеты "Первое сентября" и, отобрав нужные статьи из нее, можно организовать показ самого передового в педагогике. Такая выставка может стоять долго, материалы на ней будут постоянно обновляться, поэтому и назвать ее можно "ЦЕЛЫЙ ГОД".


Выставка может состоять из таких разделов:

• Образование как переосмысление аксиом.

• Когда урок становится общим делом для учителя и для ученика.

• Главное на уроке - возможность во всем разобраться самому.

• Педагогический бестселлер.

В школьной библиотеке для учащихся нужно оформить книжные выставки по различным школьным предметам. Это должны быть по-настоящему занимательные, несложные книги, потому что дети еще не втянулись в учебу, и ничего страшного нет в том, что они начнут читать с легкого.

Называть выставки нужно «завлекательно», чтобы школьники не думали, что на них уже с первого дня "давят".

Вот некоторые примеры:

«Обо всем на свете»

Книга эрудита. - М.:Махаон,2002.

Ленц Н. 100 вопросов и ответов. — М. : АСТ: Олимп, 2002.

Я знаю все. — М.: Астрель, 2002.

Большая книга экспериментов для школьников. - М.: Росмэн, 2002.

4000 увлекательных фактов. — М. : Махаон, 2002.
«Наша планета»

Весь мир : География. Народы. Экология. — М. : Астрель, 2002.
«Природа вокруг нас»

Шапиро А. И. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.: Мо-заика-синтез, 2002.
«Книги о нас с тобою»

Занимательная анатомия, или Что тобой управляет. - М. : Росмэн, 2002.

Пиль А. Мое тело. - М.: Астрель, 2002. Настольная книга для девочек. — М. : Росмэн, 2002. Настольная книга для мальчиков. - М. : Росмэн, 2002.

Потапов С. Этикет для подростков, или искусство нравиться себе и другим. - М. : АСТ-Пресс, 2002.
«Ты и я одной крови»

Галина М. 1000 вопросов о жизни животных. - М.: Астрель, 2002.

Динозавры. От появления до исчезновения. - М: ОНИКС 21 век,

2002.

Дмитриев Ю. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются. - М. : Детская литература, 2002.

Маклеод Б. Поведение животных. - М. : Астрель, 2002.


Насекомые-рекордсмены: Самые большие, самые быстрые, самые редкие, самые опасные. — М.: Астрель, 2002.

Соседи по планете. - М. :Махаон, 2002.

Тайный мир животных. - М.: АСТ: Астрель, 2002.
«Технические новости»

Грэм И. Авиация. - Смоленск: Русич, 2002.

Николаев В. А. Оружие. - М. :Астрель, 2002.

Скоростные самолеты. - М.: Астрель, 2002.

Скоростные суда. - М. : Астрель, 2002.

Техника: автомобили, железные дороги, время, кораблекрушения. -М. : Астрель, 2002.

Успенский Э. Н. Советы профессора Чайникова.— М. : Книги Искателя, 2002.

Фролов М. И. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. - М.: Лаборатория базовых знаний: Юнимеди-астайл, 2002.

Эльшанский И. И. Хочу стать Кулибиным. - М. : РИЦ МДК, 2002.

«История стран и народов»
Битвы и сражения. - М.: Вече, 2002.

Боги и герои. - М.: Астрель, 2002.

Бурмистрова Л.В. Клады и сокровища. - М.: Белый город, 2002.

Непот К. Книга о знаменитых иноземных полководцах. - М.: Ось-89, 2002.

Тайна Троянского коня. - М.: Эгмонт России, 2002.

Я познаю мир. Страны и народы. - М.: Астрель, 2002.
«Истоки России»

Алеева Н. Герои русской истории. - М. : Белый город, 2002.

Голубева Т. Царские династии. - М.: Росмэн, 2002.

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002.

Орлова Н. Цари и императоры.- М.: Белый город, 2001. _

Праздники народов России. - М: Росмэн, 2002.

Ранчин А. М. Борис и Глеб. - М: Белый город, 2002.
«Тайны литературы»
Литературоведение от А до Я. — М.: Современная педагогика, 2002.

Я познаю мир. Тайны литературы .- М.: Астрель,2002.

Мы понимаем, что многих книг из того, что рекомендуется, нет в школьных библиотеках, и вы будете ставить на выставки то, что найдется. Тогда наш перечень поможет вам при комплектовании.


На отдельных стендах, вероятно, поблизости от предметных кабинетов, можно разместить занимательные вопросы, а неподалеку от них - ответы (с ответами можно не торопиться, чтобы дети несколько дней могли подумать, поискать ответы в книгах). Такие вопросы легко найти в своеобразных энциклопедиях "Проверьте свои знания", которые выпускает издательство "Сталкер". Вот только несколько примеров:

Что в переводе означает слово "электричество"?

(От греческого названия янтаря — "электрон ". Древние греки заметили, что если потереть янтарь кусочком ткани, то он притягивает любые предметы. Явление это и сегодня называется электризацией трением.)

***

Отрицательный заряд внесли в электрическое поле. Куда он будет двигаться: в направлении более высокого или более низкого потенциала?

(В сторону большего потенциала).

***

Можно ли назвать родственниками англичанина, русского и таджика?

(Можно, ведь они говорят на языках, которые восходят к основе

индоевропейскому языку).

***

Сколько народов живет на земле?

(Около четырех тысяч различных народов).

***

Как назывался замок Александра Дюма и какая надпись украшала арку главного входа в этот замок?

(Замок назывался "Монте-Кристо ", а надпись гласила: "Я люблю того, кто любит меня ").

Какое государство является самым маленьким в мире?

(Ватикан).

***

Как называется страна, которую считают "мировой кофейней"?

(Колумбия).

***

Какой элемент алхимики называли "Желчью бога Вулкана"?

(Серу).

***

Имеют ли соли другой вкус, например, сладкий?

(Соли бериллия и свинца сладкие. Когда-то соли бериллия называли "глициний " (от латинского "сладкий "). Ацетат свинца и сейчас называют "свинцовым сахаром ").


Это только примерные вопросы. Мы уверены, что преподаватели всех предметов сумеют сами найти множество интересного.

Кроме вопросов на стендах, можно поместить ребусы, кроссворды и головоломки.

Плакат "Корми мозг смолоду" позволит ребятам познать самих себя и использовать эти знания в подготовке к урокам и экзаменам:

"Учеными доказано: концентрация внимания, находчивость и творческие озарения - отнюдь не случайность. Это вполне достижимо с помощью ... еды. Хотя мозг человека и составляет всего 2-3 процента от общей массы тела, он очень "любит поесть". Двадцать процентов калорий, потребляемых нами в день, "съедает" именно этот "обжора".

Соответственно рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие - быстроту мышления, третьи - концентрацию внимания.

Итак:

Память. Лучшему запоминанию способствует морковь (она участвует в процессе обновления клеток мозга). Любимый фрукт театральных "звезд" - ананас. Чтобы запомнить огромные монологи, нужен витамин С, которого в ананасе много, а калорий мало. Хорош и авокадо, его достаточно половины вдень.

Хорошее настроение. Аромат острого перца стимулирует выделение " гормона счастья" - эндорфина. И чем острее перец, тем вы счастливее. Ягода клубники снижает стресс. Секрет бананов - в серотонине - это как раз то, чего не хватает мозгу для полного счастья. Ну и, конечно, витамины и калий.

Перед экзаменами. От нервозности вас избавит капуста: ешьте ее перед экзаменами и будете спокойны. Ничто так не освежит вас и ваши знания, как лимон. Перед занятиями иностранным языком выпейте лимонного сока. Черника — идеальный перекус между долгими и нудными занятиями.

Концентрация внимания. От перенапряжения и психологической усталости лучшее средство - лук. Не меньше половины луковицы в день — и никакой усталости. Орехи — старое испытанное средство в тех случаях, когда требуется выносливость. Они укрепляют нервы.


Творчество. Имбирь очистит голову для новых идей - чайная ложка свежего имбиря перед ответственными мероприятиями - и все пройдет отлично. Тмин — отец гениальных идей и молниеносных озарений. Выпейте чашку тминного чая.

Питание клеток мозга. Здесь просто незаменима морская рыба. На смену знаменитому рыбьему жиру пришли менее противные на вкус капсулы. Их можно купить в аптеке, а глотать рекомендуется в стрессовых ситуациях или перед экзаменами.

Сахар для повышения работоспособности есть не надо — это не поможет. Чистый сахар быстро попадает в кровь и проясняет голову. Но в ответ на это организм выбрасывает инсулин - "пожиратель сахара". После этого "чудесная сила" сахара резко ослабевает, и через десять минут вы снова чувствуете себя усталым и разбитым.

Намного лучше сахара продукты, в которых он находится в сложных соединениях: хлеб грубого помола, орехи, рис, сухофрукты. Они дольше расщепляются - вы вновь почувствуете себя бодрым и свежим через пятнадцать минут, зато на три-четыре часа дольше.

Можно использовать и другую интересную информацию, развесив по всей школе маленькие плакаты с занимательным текстом под общим заголовком "Оказывается..." Приведем лишь один пример: "Оказывается, Карло Коллоди, автор сказки о Пиноккио, говоря, что у его героя из-за вранья вырос длинный-предлинный нос, вовсе не выдумывал. Ученые доказали, что обычно вранье сопровождается небольшим стрессом, и из-за прилива крови нос несколько увеличивается в объеме. Представляете, какой нос вырастет у человека, если он врет постоянно!"

На школьных стендах найдут место и загадки о школе, знаниях, книге:

Умный Ивашка - красная рубашка, где пройдет-коснется - там след остается.

(Карандаш).

Черные чернизины - как они нанизаны? Загляделся Федот — набрался ума. (Буквы).

В черном небе заяц белый прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц?

(Мел).

Разноцветные страницы

Заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

(Кисть и краски)

Шар невелик, лениться не велит. Если знаешь, предмет, то покажешь весь свет.

(Глобус).

Новый дом несу в руке, Дверцы дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель и учебники).

Кулик не велик, сотне ребят велит: То сядь да учись, то встань-разойдись.

(Звонок).

Как безлиственная ветка, я пряма, суха, тонка. Ты встречал меня нередко в дневнике ученика.

(Единица).

Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — станешь вчетверо умней.

(Книга).

Белое поле, черное семя. Кто его сеет, тот разумеет. Кто его знает, тот разгадает.

(Письмо, чтение).

Черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд — сейчас заговорят.

(Буквы).

Сама мала, а ума придала. (Книга).

Каждый сколько надо берет, а все остается.

(Книга).

Кто молча учит? (Книга).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.

(Книга).

Иду по грядкам, рву без счета. На грядках не убывает, а в голове прибывает.

(Книга).

Сундук большой, добра много: всего не перемеришь, не пересчитаешь, по части покупаешь, всего не укупишь.

(Знания). Стоит дом. Кто в него войдет, Тот ум приобретет. (Школа).

Уместны, будут и пословицы и поговорки про учение:

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Чему смолоду не научился, того и под старость знать не будешь.