birmaga.ru
добавить свой файл

1
Осенний праздник


"Малый уголок родины"

Цели и задачи:

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=20&source=&block=0&capping=0&cb=dddf7a3b3255120ecbcd2ef5586f1061

- прививать любовь к родному краю, развивать стремление изучать историю родного края сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;

- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

- нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам привлечения к активной творческой деятельности;

- показать уникальность и значимость осенних даров для человека.

Подготовительный этап:

Примерно за месяц до праздника ребята, под руководством учителей готовят русские народные костюмы. Заранее изготавливаются декорации для зала: казачий курень и плетень. Накануне праздника проводится конкурс рисунков и фотографий на тему "Малый уголок родины", выставка букетов и поделок из природного материала.

Каждый класс получает индивидуальное задание: 8 класс готовит "Семёнов день", девятиклассники -" Воздвижение", 10 класс - "Покров Богородицы", одиннадцатиклассники - "Кузьминки".

Непосредственно перед праздником ребята оформляют и украшают зал. Обстановку старины создают столы, расположенные по всему залу и накрытые вязанными белоснежными скатертями и рушниками, за которыми сидят учащиеся в русских народных костюмах. На столах деревянная посуда, крынки с молоком, чашки с блинами, пирогами и варениками. А сколько здесь различных блюд из капусты! Непременно на каждом столе фрукты из сада…

Пока ребята готовятся к празднику, звучат песни в исполнении ансамбля "Горница". (диск).

Сценарий праздника:

Звучит фонограмма песни "От чего так в России берёзы шумят". На сцену выходят юноша и девушка, одетые в русские народные костюмы. Девушка на вышитом полотенце держит пирог. На фоне затихающей музыки ведущие обращаются к залу:


Ведущий 1.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты -

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьём.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Ведущий 2.

Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушьем знаменит хопёрский край.

Здесь для вас и песни русские, и медовый каравай.

И места всегда почётные за обеденным столом,

Ведь сегодня радость светлая входит в наш прекрасный дом!

Вместе.

Здравствуйте, гости званные и желанные!

По обычаям российским всем гостям поклон наш низкий! (Кланяются).

Ведущий 1.

Осень на порог - на стол пирог!

За труды и терпенье всем угощенье!

(спускаются в зал, угощают ребят пирогом).

Гаснет свет. На большом экране презентация о родном крае.

На его фоне ребята читают стихи:

Ты соткана из музыки столетий,

Земля родная, край седой, ковыльный,

И нет тебя прекраснее на свете.

Кружатся ветры по дорогам пыльным

Устало дремлют древние поляны

Сомкнули важно трав густых ресницы

Кто знает, этим утром ранним

Что вспомнилось им,

Что им снится?

Красавица осень разбрызгала краски.

Небесная осень как будто из сказки.

Лиловая липа и пламень осины,

Прощальные клики семьи журавлиной.


Листает октябрь золотые страницы,

А белым берёзкам зима уже снится.

( на экране сменяют друг друга картины Хопра, звучит песня "Здравствуй, Хопёр".)

(включается свет, на сцену выходят ведущие)

Ведущий 1.

Осень - замечательная пора, время сбора урожая, шумной весёлой ярмарки, дружных капустников, престольного праздника "День села",…В старину в это время провожали в армию, а по деревням начинали звенеть шумные свадьбы.

Вот об этой осенней поре и русской старине мы и поговорим сегодня с вами.

Ведущий 2. Семенов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября.

Ведущий 1. На Руси с днем памяти св. Симеона Столпника совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, отчего преподобный Симеон и получил название летопроводца. На этот день приходился особый "чин препровождения лета", празднование церковного новолетия - "начало индикта". На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. было принято решение перенести начало нового лета - нового года с 1 марта на 1 сентября. В связи с этим, с XIV в. по 1700 г., до известного Указа Петра I, перенесшего празднование нового года на 1 января, день св. Симеона был первым днем нового года.
Ведущий 2. Этот день отмечался на Руси по-особому. Наибольшей торжественности празднество достигало в Москве. Люди собирались друг к другу в гости и не расходились до утра. Эти вечера носили семейный характер: встречать новое лето было принято у старшего в роде. С семейных посиделок ходили в церковь к заутрене.

Ведущий 1. Как конец одного года и начало другого день Симеона Столпника, по установившемуся обычаю, считался "срочным днем" и являлся сроком уплаты оброков, податей и пошлин.

Ведущий 2. Кроме того, ко дню Симеона приурочивался обряд "постригов" и "сажания на коня" Его совершали над мальчиками, чаще всего первенцами, "при переходе от младенчества", обычно по исполнении им трех лет, т.е. на четвертом году жизни.


Ведущий 1. Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени ("Семен лето провожает"). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или "старое" бабье лето ("Семен бабье лето наводит"), которое продолжалось до 8/21 сентября - дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси "Семенскою". Об этом времени говорили: "Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина - матушка: на дворе сентябрь - в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Ведущий 2. Существовало поверье о том, что на Семен-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса

Итак, 8 класс "Семёнов день"
http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=20&source=&block=0&capping=0&cb=354b41b08bb21a55f3552ece5d97e045

Ведущий 2. Воздвижение, народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Ведущий 1. На Воздвижение происходит битва между "честью" и "нечестью", поднимаются ("воздвигаются") одна на другую две силы: правда и кривда, "свято" и "несвято". Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня .

Ведущий 2. К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда".

Ведущий 1. Воздвижение считалось опасным днем для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней и другой нечисти. Лешие собирали подвластных зверей в одно место и устраивали им смотр перед наступающей зимой. При этом они могли причинить вред подвернувшемуся им человеку.


Ведущий 2. Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".
Ведущий 1. С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками", "капустками", "капустницами", "капустенскими вечерами". Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни.

Ведущий 2. Полна кадка квашенины - значит, пришло время для девятиклассников - " Воздвижение".
Ведущий 1. В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком (см. Ильин день), пославшим на них "громы-молнии", "огненные и каменные стрелы", "град величиною с человеческую голову", "ливень-дождь". Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
Ведущий 2.

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается". Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: "Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же";


Ведущий 1. Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж.

Ведущий 2: Вечеринка - последняя девичья веселинка.

В последнюю субботу перед свадьбой в доме невесты будет вечеринка. Подружки придут пораньше. Приготовят сладких семечек тыквенных, квас медовый, да взвар фруктовый.

Ведущий 1: Надо заплести девичью косу. Коса ведь - девичья краса.

10 класс - "Покров Богородицы"
Ведущий 1. Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

Ведущий 2. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером девушки устраивали "кузьминскую вечеринку". Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом.

Ведущий 1. После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые "поцелуйные".

Ведущий 2. одиннадцатиклассники - "Кузьминки"
Оценивание выставки и блюда из капусты.

Ведущий 1. Дорогие гости, мы сегодня вспомнили о том, как жили - не тужили в нашем хопёрском крае , его традиции в осеннюю пору. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, любовью к тому месту, где ты родился и вырос, уважением к старшим. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.


Ведущий 2.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=20&source=&block=0&capping=0&cb=ec419a20f7bc5f36dedc52684f5f2205

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим мы "До свиданья!"

До счастливых новых встреч".