birmaga.ru
добавить свой файл

1


Сценарий по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией.

Для учащихся начальных классов.

Праздник посвящен открытию Недели детской книги.
Ведущий:


Сколько звезд в небесах,

Сколько цвету в лесах,

Сколько капель в Иртыше,

Сколько книг на земле!
Есть с ладошки одни,

Есть большие тома-

Проживают они

Вместе с нами в домах.



Читатель:

Эта Книжкина неделя

Пролетит по всей стране,

Как предвестие апреля,

Как приветствие весне.

Не словами, а на деле,

Мы докажем, что ведет

Наша книжная Неделя

За собою книжный год.



Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в стенах школьной библиотеки.

Ребята, любите ли вы праздники? « Конечно, любим!» - ответите вы. У каждого из вас есть

любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то – свой День рождения.

Скажите, пожалуйста, а у книги есть праздники? Да, есть. Это « Книжкины именины». Или Неделя детской книги. Она традиционно проходит каждый год в дни весенних каникул. Это ярка, красочная, незабываемая неделя встреч, общения, знакомств с книгой. Добрый праздник Детской книги, который собрал нас всех вместе, пришел к нам из далекого военного 1943 года. Тяжелое время переживала страна: три года войны, разруха, голод, холод. Хотя и старались взрослые хоть как-то уберечь детей, облегчить их жизнь в эти страшные годы, но все понимали, что детям приходится сложнее всего. В марте 1943 года взрослые решили порадовать детей, провести для них праздник. Но какой? Как хоть на один день отвлечь детей от страха, голода, дать им немножко повеселиться? Писатель Лев Кассиль подумал, что больше всего на свете дети любят читать. И вот 23 марта в Москве в Кремлевский зал пришли полуголодные, бедно одетые ребятишки. Но в глазах их светилось любопытство: « Что же будет там, за стенами главного дворца страны?» А там ребят ждали писатели их любимых книг, которые рассказывали о себе, о своих книгах, отвечали на вопросы ребят.


В этот день всем было хорошо и весело. Участники праздника решили ежегодно в дни весенних каникул отмечать книжкины именины. И не только один день, а целую неделю каникул ходить в детскую библиотеку, читать книги, играть ... И не только в Москве, а по сей стране. Так появилась Книжкина неделя.
Читатель:

Обратите внимание, как празднично украшен читальный зал. В центре - книжная выставка «Библиотека младшего школьника». В рубрике « В гостях у сказки» представлены русские народные сказки: волшебные, бытовые, о животных.

Ведущий:

-Ребята, вы любите читать книги? А общаться с ними бережно умеете? Книгу нельзя пачкать, мять и загибать странички, Будем аккуратными – тогда она, верно, прослужит нам долгие годы. Первые книги появились очень давно. Их писали от руки. Вы-то знаете, как это сложно: написать красиво каждую букву, каждое слово без ошибок и без помарок. Если ошибёшься хоть раз, то придётся переписывать всё заново: страничку за страничкой, страничку за страничкой! А странички эти изготавливали из самых разных материалов.

В Древнем Вавилоне книги писали палочкой на глиняных табличках: одна табличка – одна страничка! Таблички-странички складывали в особые ящички. Такие «книги» были очень тяжелыми.

Читатель:

А вот в Древнем Китае писали на бамбуковых дощечках. Связанные вместе, эти дощечки-странички и были первыми деревянными китайскими книгами. В Египте писали на лентах папируса. Папирусные странички сворачивали в трубочки-свитки.

В России для письма использовали берёзовую кору-бересту. Берестяная страничка имела аккуратные прямые углы и тоже сворачивалась в трубочку-свиток. Только после того как изобрели бумагу и печатный станок, странички стали переплетать. Книга обрела современный, привычный для нас с вами вид.

Ведущий:

А теперь книги можно читать и с компьютерного экрана. Такие книги называются электронными, и странички в них электронные. Знаете ли вы. Что есть книги, в которых совсем нет страниц? Это аудиокниги. В них рассказы, сказки и стихи читают настоящие артисты, а мы их только слушаем.


Вот как много разных книг существует! Давайте учиться выбирать из них только самые умные и добрые. И тогда мы узнаем много нового и полезного.

Читатель:

«Пусть эта книжкина неделя

Продлиться только до апреля,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!»

Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Эти друзья – книги.

Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Мы слышим рог Роб Роя в туманных шотландских горах, скрежет лат Дон-Кихота, топот Конька-Горбунка. Мы работаем с командой Тимура и сражаемся на баррикадах Парижа вместе с Гаврошем.

Мы опускаемся на морское дно вместе с капитаном Немо, мы слышим радостный визг Каштанки и видим, как из полена высовывается любопытный нос Буратино.

Ведущий:

Давайте-ка мы поиграем. Я игру вспомнила - «Кто есть кто?». Правила простые: я называю героя из книжки, например Матроскина, а вы быстро и дружно мне отвечаете, кто он: удав, человек, кошка и т.д.

Игра « КТО ЕСТЬ КТО?»

1.Мойдодыр (умывальник)

2. Дядя Фёдор (мальчик)

3.Рикки-Тики - Тави (мангуст)

4.Багира (пантера)

5. Гассан Абдурахман ибн Хоттаб (джинн)

6. Абрахас (ворон)

7.Гена (крокодил)

8.Базилио (кот)

9.Сивка-бурка (конь)

10.Тортилла (черепаха)

11.Страшила (пугало)

12. Мартин (гусь)

13.Суок (танцовщица)

14. Крошка Ру (кенгурёнок)

15.Муренка (кошка)

Молодцы! Какие начитанные! Вижу – вы на этом празднике не случайные гости.

Теперь я прочитаю отрывки из книг, и ребята сразу назовут их имена. Ну-ка, кто автор этих строк?


Викторина «УЗНАЙ АВТОРА»

1.Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший. (Агния Барто.)
2.Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

«Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поёшь!» (Самуил Маршак.)
3. Дядя Степа сквозь туман

Смотрит вдаль, как капитан.

Видит - льдина. А на льдине

Плачет бабка на корзине. (Сергей Михалков)
4. «И вот понемногу Травка подползла. Мальчик мог бы уже и теперь, опираясь на распластанное, на болоте ружьё, наклониться немного вперёд, протянуть руку, погладить её по голове. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит». (Михаил Пришвин.)

5. «Швамбрании были приданы очертания зуба. По океану были разбросаны острова и кляксы. Около клякс имелась честная надпись: «Остров ни считается это клякса ничаянно». Вокруг зуба простирался «Акиан». (Лев Кассиль)
Читатель:

А сейчас поиграем в «пословицы перевёртыши». Я говорю пословицу, в которой каждое слово зашифровано наоборот. А вы должны её расшифровать. Например, я говорю «Счастье перемещается кучами», а вы: «Беда не приходит одна».

ИГРА « ПЕРЕВЁРТЫШИ»

1.У смелости затылок мал. ( У страха глаза велики.)

2.Ниже пяток не отпустишься. ( Выше головы не прыгнешь.)

3.Чужие ботинки дальше от ног. ( Своя рубашка ближе к телу.)

4. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

5.Уйти от новой стиральной машины. ( Остаться у разбитого корыта.)
Здесь сегодня собрались настоящие книголюбы. А настоящий книголюб, он ведь книги не считает, он их читает. Вот скажите, в кого превращались ...

1.Непослушный братец Иванушка (в козлёночка);

2.Слишком умная Василиса Прекрасная (в лягушку);

3.Верный Серый Волк (в коня, жар-птицу и Елену Прекрасную);


4.Могучий князь Гвидон (в комара, муху и шмеля);

5.11 братьев принцессы Элизы (в диких лебедей);

6.Сыновья работницы Василисы (в клёны);

7.Капризная красавица Айога (в гусыню);

ИГРА « УГАДАЙ НАЗВАНИЕ»


  1. «Малыш и ... (Карлсон)»

  2. «Пастушка и ...(трубочист)»

  3. «Красная ...(шапочка)»

  4. «Халиф - ... (аист)»

  5. «Царевна - ... (лягушка)»

  6. «Сивка - ... (бурка)»

7. «Аленький ... (цветочек)»
Ведущий:

А теперь расскажи нам какую-нибудь ск4азку, а мы будем хлопать в тех местах, где ты собьёшься, и справлять тебя.

Читатель:

Что ж, попробую...

ИГРА «ИСПРАВЬ СКАЗКУ»

1..Жила была девочка. Звали её Красная Кепочка (Шапочка). Позвала как-то девочку тётушка (матушка) и говорит ей:

- Дочка моя, Красная Шапочка! Пойди сегодня к дедушке (бабушке), отнеси ему (ей) футбольный мяч и кеды (пирожок и горшочек масла).

- Хорошо, - сказала Красная Шапочка, собралась и отправилась в город (в другую деревню).

Идёт она через болото (лесом), а навстречу ей - крокодил Гена (серый Волк).

2.Посадил дед дыньку (репку). Выросла репка малюсенькая – премалюсенькая (большая – пребольшая). Стал дед репку из земли выкапывать (тянуть). Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед медведя (бабку). Вершки и корешки делить.

3.Жил старик со своей старухой

У самого синего леса (моря).

Жили они в роскошной вилле (ветхой землянке)

Ровно тридцать лет и четыре (три) года.

Старик пахал (ловил) неводом репку (рыбу).

Старуха пряла паутину (свою пряжу).

Ведущий:

Читает стихи-загадки В. Берестова

1.Бьют его, а он злится,

Он поёт и веселится.

Потому что без битья

Для него нет и житья. ( Мячь)

2.Горошины, горошины!


На землю с неба брошены.

Рассыпался горох

На семьдесят дорог. (Дождь)
3. Мчат колеса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом.

Это я бегу верхом. (Велосипед).
4.В дверь вошло животное,

До того голодное.

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавеску на окне

И картину на стене,

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку. (Коза)
5.Всё утро дождик...

Ничего весёлого

Но есть у солнца друг – один из лучших.

Упрямо поворачивая голову,

Он ищет солнце, спрятанное в тучах. (Подсолнух).
7.У нас глазищи, как алмазы,

А кожа цвета изумруда.

И мы рождаемся три раза,

А это, братцы, просто чудо! (Лягушки).
Очень приятно, что вы ребята много читаете и активно принимали участие во всех играх.

Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.

Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя себя самого в гуще тех событий, какими наполнена книга, делая себя как бы непосредственными свидетелями и даже участниками.

Праздник хочется закончить красивыми стихами:

Тает снег, клокочут воды, звонко птицы гомонят.

По-весеннему сегодня расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки и девчонки, и мальчишки.

Книга - верный, книга – первый, книга- лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки.- Все ребята говорят. (З.Бычкова)
Использована литература:


  1. Праздник Книги и чтения, с.236-249. – М. «Школьная библиотека», 2005.

  2. Школьная библиотека, с.45-48..№3 февраль, .-2003.

  3. Шишкин лес. По сценарию А.Сорокина, с.6-7, №3 март -2009.

Составила школьный библиотекарь Володина Л.М.