birmaga.ru
добавить свой файл

1
Внедряем ФГОС начального общего образования - 2009

С 1 сентября 2011 г. все российские школы переходят на новые Стандарты начального общего образования. Наша школа не исключение. В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат обучения. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:


  • требований к результату образования,

  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования, темы, дидактические единицы. В Стандарте 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),

  • метапредметные (умение учиться),

  •  предметные умения.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.

В нашей школе процесс формирования универсальных учебных действий давно является предметом пристального внимания педагогов, что позволяет сделать вывод о готовности к реализации требований Стандарта по формированию ведущей компетентности учебной самостоятельности.


Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Каждый учебный год наша школа реализует помимо учебно-методической темы воспитательную тему. Помимо этого отдельные воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание школьников.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

 любящий свой народ, свой край и свою Родину;

 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Одним из новшеств стандартов второго поколения, является включение внеучебной деятельности в учебный план образовательного учреждения.

Это направление деятельности для нас не является новым. В нашей школе накоплен большой опыт интеграции основного и дополнительного образования с целью предоставления школьникам более широких возможностей для занятий по интересам. Результатом этой деятельности является развитие учебной мотивации и условий для личностного роста учащихся.


Особенно актуальна для начальной школы идея здоровьесбережения учащихся. Сохранение здоровья детей - стратегия модернизации современного образования. Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

В Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования:

организация информационного пространства (что является новым),

материально-техническое обеспечение (учебное оборудование),

кадровые, финансовые условия.

Какие условия для перехода к новым стандартам имеются в нашей школе?

Во-первых, высокий уровень педагогического мастерства учителей начальной школы (66,7% имеют высшую квалификационную категорию).

Во-вторых, положительный опыт сотрудничества с родителями учащихся, которые проявляют понимание и содействуют во всех наших проектах и начинаниях.

В-третьих, опыт сотрудничества с учреждениями дополнительного образования.

Остаются актуальными проблемы развития современной информационно-образовательной среды школы, проблемы материально-технического обеспечения, своевременного обновление учебного оборудования, т.е. финансирование данного проекта.