birmaga.ru
добавить свой файл

1
содержания образования на основе альтернативных учебных пособий», «Обеспечение преемственности содержания различных учебных пособий на разных ступенях обучения».


Методы организации методических занятий: ин­дивидуальная работа по проектированию и освое­нию нового содержания и критериев его отбора; семинары по апробации наработок методических объединений.

3. Направленность на овладение педагогами образовательных школ развивающими техно­логиями

Необходимость распространения образователь­ных технологий объясняется их эффективностью, воспроизводимостью, управляемостью и концепту-апьностью. Поэтому в содержании методической работы могут занять достойное место следующие лекции и семинары:

«Инновационные технологии и методики как по­казатель гуманистической парадигмы развития об­разовательной системы школы»; «Конструирование педагогической ситуации»; «Технология формирова­ния творческой личности»; «Проблемные ситуации и пути их создания на учебных занятиях»; «Формы и методы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся: традиционный подход и современный взгляд».

Данные занятия должны помочь педагогам определить профессиональное отношение к таким понятиям, как «педагогическая и образовательная технологии», «профессиональные ценности», «лич-ностно-ориентированный подход в обучении».

Формы организации занятий: лекции, игровое моделирование, практическая деятельность по ис­пользованию знаний, умений, навыков в различных педагогических ситуациях.

4. Развитие творческих способностей личности педагога (ученика)

Данное направление в методической работе предполагает развитие следующих способностей: к рефлексии (самодиагностике, самоанализу); к проектированию новых систем в профессиональ­ной деятельности; к профессиональному самоопре­делению; к концептуальному мышлению; к иннова­ционной деятельности.

Тематика занятий методических объединений:

«Теория рефлексивного мышления», «Методо­логическая культура педагогической деятельности и мышления», «Рефлексия и развитие высших психических функций. Мышление, сознание, само­изменение, самоопределение, воля, личность», «Критерии организации рефлексии», «Развитие способностей к самообразованию».


Методы и формы организации занятий: игровое моделирование; педагогический эксперимент; научные работы; тренинги по профессиональному и личностному самоопределению; лекции по теории рефлексивного мышления.

5. Гуманистическая направленность содержания и форм методической работы.

Гуманистическая направленность формирует коммуникативную культуру педагога, навыки про-

ведения занятий в форме диалога, развитие субъект-субъектных, партнерских отношений в коллективе; обеспечивает перевод знаний в практическую плос­кость, в сознание и поведение людей.

Тематика занятий методических объединений:

«Гуманизация образовательного процесса и пути ее реализации в школе», «Личностно-ориентирован-ное управление школой: итоги и перспективы раз­вития», «Изучение личности учащегося в коллекти­ве», «Индивидуализация и дифференциация в организации образовательного процесса», «Антро­пологический подход в педагогике», «Отечествен­ная педагогика - педагогика гуманной школы», «Законы и закономерности развития личности: ее механизмы», «Психолого-педагогические осо­бенности развития личности ребенка», «Культура психолого-педагогического такта», «Рефлексивная методика активного обучения ученика».

Методы и формы организации занятий: актив­ные, диалоговые; игровое моделирование, деятель-ностные.

Анализ существующей в различных российских регионах, городах, районах практики показывает, что в муниципальных методических центрах име­ются прекрасные разработки содержания образо­вания, ориентированного на гуманизацию, творче­ство, возрождение русской национальной культуры и традиций; патриотического воспитания; видов деятельности по развитию профессиональных ка­честв педагога, направленных на освоение лично-стно-ориентированных технологий, проектировоч­ных умений и навыков методической деятельности, накоплен опыт, который следует изучать, обобщать и внедрять в деятельность методических служб раз­ной направленности.


Л итература


  1. Беляева В.А., Петренко А.А. Профессиональная
    деятельность педагога-методиста в системе муници­
    пального образования: Учебно-методическое пособие
    /Управление по делам образования, науки и молодеж­
    ной политики администрации Ряз. обл.; Ряз. обл. инст.
    развития образования. - Рязань, 2003.

  2. Петренко А.А. Роль методической службы в под­
    готовке педагога к духовно-нравственному националь­
    ному воспитанию учащихся // Духовно-нравственное
    воспитание в образовательных учреждениях: Всерос.
    практ. семинар. - Рязань: РГПУ, 2000. - С. 33-37.

  3. Петренко А.А. Методическая служба в условиях
    модернизации сферы образования: Маркетинговый
    сервис и сетевая организация: Методические рекомен­
    дации / РИРО. - Рязань, 2004.