birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 9 10
Аналитический обзор состояния и тенденций развития сегментов телекоммуникационного рынка


(за период с 01 по 31 марта 2002г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1.Мировые и общероссийские тенденции развития телекоммуникационного рынка в целом

 1.1. Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в целом 4

 1.1.1.Мировые тенденции развития телекоммуникационного рынка 4

1.1.2.Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в России 6

 1.1.3.Состояние и тенденции развития отдельных крупнейших участников рынка 15

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ 15

1.1.3.1. Alcatel 15

1.1.3.2. Hewlett-Packard 15

ФИКСИРОВАННАЯ СВЯЗЬ 15

1.1.3.3. Связьинвест 16

1.1.3.4. Ростелеком 22

1.1.3.5. Ведомственные сети связи 23

СОТОВАЯ СВЯЗЬ 25

1.1.3.6. Мобильные телесистемы 26

1.1.3.7. Вымпел-Коммуникации 27

1.1.3.8. Мегафон 28

1.1.3.9. Индиго 31

1.1.3.10. Tele2 32

1.2. Тенденции развития сегментов рынка 33

1.2.1 Интернет 33

1.2.2. Передача данных по волоконно-оптическим сетям 35

1.2.3. Спутниковая связь 38

1.2.4. Сотовая телефонная связь 40

1.2.5. Пейджинговая связь 44

1.2.6. Сети беспроводного доступа 45

1.2.7. Телевизионное вещание 46

2. Телекоммуникационный рынок Москвы и Московской области 47

2.1. Общая оценка состояния и тенденций развития телекоммуникационного рынка Москвы и Подмосковья 48

2.2. Основные операторы кабельных сетей и их собственники 48

2.2.1. АСВТ 48

2.2.2. Московская городская телефонная сеть 48

2.2.3. Equant/Глобал Один 49

2.2.4. Голден Телеком 49

2.2.5. Комбеллга 50

2.2.6. Комстар 50

2.2.7. Московская телекоммуникационная корпорация (Комкор) 50

2.2.8. МТУ-Интел 51

2.2.9. Роснет 52


2.2.10. Центральная телекоммуникационная компания 53

2.2.11. Центральный телеграф 55

2.3. Сегменты телекоммуникационного рынка 55

2.3.1. Доступ в Интернет и IP-телефония 55

2.3.2. Широкополосные сети передачи данных 56

2.3.3. Сотовая телефонная связь 59

2.3.4. Беспроводная фиксированная связь 59

2.3.5. Web-хостинг 60

3. Нормативно-правовое регулирование российского телекоммуникационного рынка 60

3.1. Нормотворческая деятельность государственных органов 60

3.2. Текущая деятельность российской администрации связи 62

 

1. Мировые и общероссийские тенденции развития телекоммуникационного рынка в целом

1.1. Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в целом

1.1.1. Мировые тенденции развития телекоммуникационного рынка

США

Нижняя палата конгресса США одобрила законопроект Тозина–Дингелла (Tauzin–Dingell), получивший название “Акт о свободе Интернета и использовании широкополосного доступа к Сети” (Internet Freedom and Broadband Deployment Act). Хотя перспективы его одобрения сенатом выглядят весьма призрачными, содержание акта и дискуссии вокруг него говорят об усилении позиций сторонников пересмотра телекоммуникационной политики прошлого десятилетия.

Несмотря на патетическое название законопроекта он, по мнению аналитиков, направлен на поддержку главных традиционных операторов рынка телефонной связи США. Сильный удар по их ранее монопольному положению нанес “Телекоммуникационный акт” 1996 г., который предусматривал открытие телекоммуникационного бизнеса для всех желающих. Помимо традиционных операторов-монополистов, получивших в законе название ILEC (Incumbent Local Exchange Carrier) в эту категорию вошли некоторые другие компании, обеспечивавшие рынок локальной связи в США. На рынке создавалась возможность для бизнеса так называемых конкурентных местных провайдеров телефонной связи (Competitive Local Exchange Carrier – CLEC) которые должны были обеспечить свободу выбора потребителя.


С момента принятия акта CLEC добились успехов в деле освоения нового рынка. По данным Федеральной комиссии по коммуникациям США, летом 2001 г. количество пользователей услуг новых провайдеров составило в общей сложности 17,3 млн., т.е. 9% от общего количества подключенных телефонных линий. Большую часть из них составляют представители крупного и среднего бизнеса (55% всех пользователей), аналогичный показатель у традиционных провайдеров составляет лишь 23%. Таким образом, главным результатом телекоммуникационной реформы 1996 г. стало перераспределение именно богатого сегмента рынка.

Новым компаниям удалось обеспечить более высокий уровень сервиса индивидуальным клиентам и в результате снять “рыночные сливки”. Достичь этого новые операторы смогли в основном за счет активного наращивания корпоративных долгов, которые превратились в главный инструмент финансирования новых проектов. На пике коммуникационного бума сделать это было относительно легко, сейчас ситуация радикально поменялась. И в самом тяжелом положении, по данным компании Precursor Group, оказались именно CLEC. Урок 90-х оказался весьма поучительным – политика поощрения конкуренции запустила механизм долговой спирали, из которой теперь многие компании самостоятельно выпутаться не смогут, а инвесторы особого интереса к отрасли сейчас не проявляют. Сейчас же, по мнению большинства аналитиков на рынке способны финансироваться лишь три компании – SBC Communications, Verizon и BellSouth.

Укрепление позиций этих компаний стало одним из весьма неожиданных последствий принятия акта 1996 г. Дело в том, что сразу после введения в силу закона на рынке традиционных операторов началась волна слияний и поглощений – Bell Atlantic слился с NYNEX, а затем с GТЕ, в результате чего на свет появился Verizon; SBC поглотила Ameritech и стала крупнейшим оператором рынка телефонной связи. Меньше всего повезло QWEST, поглотившей US West, но все равно оказавшейся на грани банкротства.

Одним из самых неприятных последствий акта 1996 г. стало нежелание традиционных операторов инвестировать в развитие своих коммуникационных линий, превратившихся в объект общественного пользования. Это, в свою очередь, сказалось на снижении темпов роста быстрого доступа к сети Интернет по телефонным линиям с использованием цифрового протокола DSL, поскольку эта инфраструктура также подпадала под действие акта 1996 г. В настоящее время общее количество пользователей DSL составляет в США чуть менее 4,5 млн., 88% которых приходится на ILEC, 11% обеспечивают CLEC. Бизнес последних в этом секторе стагнирует и сократился за прошлый год на 10%.


Но пока скоростной доступ в Интернет контролируется в США кабельным бизнесом – на его долю приходится не менее 70% всего рынка. Дело в том, что кабельная инфраструктура не попадает под действие акта 1996 г. и поэтому активно развивается. Законопроект Тозина–Дингелла предполагает вывести DSL-бизнес телефонных компаний из сферы телефонного регулирования. В результате позиции традиционных провайдеров несомненно усилятся, против чего выступают сторонники CLEC в конгрессе. Взамен предлагается увеличить общий антимонопольный контроль деятельности традиционных операторов и повысить суммы штрафов за нарушение правил рыночного поведения. Это не устраивает сторонников новой экономики. Обе стороны ожесточенно отстаивают правильность своей позиции, но настоящим тестом станут слушания законопроекта в сенате. Его принятие или отклонение определят будущее телекоммуникационного рынка в США1[1].

Европейские страны

Телекоммуникационные компании Telia (Швеция) и Sonera (Финляндия) 26.03.02 г. объявили о начале своего объединения. Telia находится на 70,6% в собственности шведского правительства, Sonera принадлежит финскому государству на 53%. Если процесс завершится успешно, то это объединение станет в Европе первым с участием государственных телекоммуникационных компаний разных стран.

В результате планируемого объединения возникнет крупнейший оператор скандинавского и прибалтийского регионов, совместный оборот которого в 2001 г. составил приблизительно 9 млрд. евро, а численность сотрудников - 34 тыс. человек. Формально эту транзакцию намечено осуществить путем поглощения финского оператора шведским. В новой компании, имя которой еще не определено, но по устоявшейся традиции первые несколько лет оно будет, скорее всего, Telia-Sonera, акционерам шведского оператора будет принадлежать около 64%, финского – 36%.

Согласовано местонахождение штаб-квартиры нового оператора – Стокгольм, а также определен порядок назначения его руководства. Генерального директора объединенной компании решено пригласить со стороны (скорее всего этот топ-менеджер не будет ни шведом, ни финном). Председателем совета директоров станет Т. Хинтикка, который занимает сегодня эту позицию в Sonera, его заместителем – нынешний председатель совета директоров Telia Л. Петерссон. Кроме того, будущий генеральный директор получит по одному заместителю с каждой стороны. Один из них уже определен – сегодняшний генеральный директор Sonera Х. Копонен. Заместитель со шведской стороны будет, скорее всего, назначен после того, как нынешняя глава Telia Марианна Ниверт уйдет в этом году на запланированную пенсию. Еще один знак равноправия – в объединенной компании будут говорить на английском.


Согласно пресс-релизу объединенной компании, главным полем ее деятельности будет “домашний” рынок, под которым понимаются все скандинавские страны, включая Норвегию и Данию, а также прибалтийские государства: Эстония, Латвия и Литва. В общей сложности на этом рынке проживает 31 млн. человек, 8,1 млн. из которых пользуются в настоящий момент услугами мобильных сетей Telia и Sonera, а 7,6 млн. – их же стационарными сетями. В других регионах компании, в которых Telia и Sonera имеют доли участия, обслуживают порядка 14,6 млн. мобильных пользователей и 1,2 млн. “фиксированных”. Совокупные владения этих компаний в трех восточноевропейских странах: Lietuvos Telekomas (60%), UAB Omnitel (55%), Latvijas Mobilais Telefons (60%), Eesti Telekom и Lattelekom (по 49%).

Одним из важнейших регионов экспансии участники объединения считают Россию. Как известно, здесь шведы и финны располагают сильными позициями на рынке сотовой связи, являясь в совокупности крупнейшим акционером создаваемой компании Мегафон, а также на постоянно растущем рынке транспортировки трафика данных из России во внешний мир. В сотовом операторе Мегафон прямое и косвенное (через Телекоминвест) участие Telia и Sonera составляет 44% (раньше расчеты давали 42,1%). В этом проекте слияние активов и менеджмента, по оценкам экспертов, произойдет легко. Труднее будет происходить объединение компаний Сонера Рус и Telia International Carrier Russia (TIC Russia), до настоящего момента никакого сотрудничества между ними не было. TIC Russia является не только клиентом Сонера Рус, арендуя у нее два канала STM-4 в магистрали FROG, но и реальным конкурентом на рынке аренды канальной емкости, а также транзита данных и IP-телефонного трафика.

Предполагается, что объединение Telia и Sonera скажется и на реализации совместного с Ростелекомом проекта Балтийской кабельной системы (БКС). По оценкам, с вводом в эксплуатацию БКС (завершение ее строительства запланировано на ноябрь 2002 г.), цены на международную канальную емкость в очередной раз упадут (тарифы на эту услугу в России сейчас в 2 - 3 раза выше, чем в Европе).


В случае одобрения слияния акционерами и регулирующими органами, в том числе Еврокомиссией, завершение сделки между компаниями Telia и Sonera запланировано на лето 2002 г.2[2]


1.1.2. Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в России

По данным Министерства связи РФ, приведенным на расширенном заседании коллегии Министерства 04.03.02 г., отрасль успешно преодолела негативные моменты, вызванные рецессией на мировых товарных и финансовых рынках, и продемонстрировала устойчивую тенденцию к росту темпов экономического развития. Как предполагается, общий доход отрасли в 2001 г. составит 202,9 млрд. руб., что на 40% выше по сравнению с 2000 годом. Валовой доход (выручка) от реализации услуг традиционными операторами ожидается в сумме 122,3 млрд. руб., или 125,9% к 2000 г., прибыль – в сумме 18,4 млрд. руб., или 131,1% к 2000 г. По расчетам, уровень рентабельности отрасли составит около 19%. Объем освоенных капитальных вложений на важнейших объектах отрасли по данным оперативной отчетности составил 37,5 млрд. руб., ввод основных фондов – 33,1 млрд. руб.3[3] 4[4]

Электросвязь. По предварительным данным, в 2001 г. введено 1,858 млн. номеров городской и 159,4 тыс. номеров сельской телефонной связи, 4,2 млн. номеров подвижной радиотелефонной связи, 27,1 тыс. каналов междугородных и 1.320 каналов международных телефонных станций, 4.877,3 км радиорелейных и 32,6 тыс. км кабельных линий связи, 5 телевизионных станций, 42 телевизионных передатчика, 102 наземных спутниковых станции, радиовещательные станции общей мощностью 349,6 кВт, 57 комплектов маломощных ретрансляторов УКВ и 2 узловых предприятия почтовой связи. Обеспечен также ввод в эксплуатацию магистральных и внутризоновых ВОЛС общей протяженностью 6.979,6 км. Наиболее важные из них – ВОЛС Волгоград - Ростов-на-Дону, Волгоград – Элиста - Буденновск, Новорождественская – Ставрополь - Махачкала с привязкой к городам Северного Кавказа, в том числе к городу Грозный. К началу 2002 г. доля цифровых каналов, задействованных на первичной сети связи общего пользования, выросла до 83%.


Развитие местной телефонной связи осуществлялось, в основном, на базе современных цифровых АТС, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг (Интернет, ISDN, телематические службы, услуги интеллектуальных сетей). Коэффициент цифровизации местной телефонной сети по всем операторам в 2001 г. составил около 35% против 31,7% в 2000 г. Прирост количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети за 2001 год составил около 1,5 млн. единиц в основном за счет телефонных аппаратов, установленных у населения.

В первой половине 2001 г. был завершен первый этап укрупнения зависимых компаний ОАО “Связьинвест”, предусматривавший объединение региональных операторов связи. В настоящее время компании холдинга проводят следующий, межрегиональный, этап реорганизации, конечным результатом которого станет создание семи крупных операторов связи в регионах Центр, Северо-Запад, Волга, Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток. В процессе региональной консолидации удалось выработать условия объединения, устроившие все заинтересованные стороны: государство, миноритарных акционеров, менеджмент и трудовые коллективы. В итоге на собраниях акционеров объединяемых компаний планы реформирования одобрили от 93 до 98% держателей акций. В 2001 г. проведены мероприятия по совершенствованию существующей организационной структуры ОАО Ростелеком, укрупнению филиалов общества с целью повышения эффективности его работы и совершенствования коммерческой деятельности.

Успешно развивается российский сегмент сети Интернет, объем услуг в котором составил 220 млн. долл. и увеличился по сравнению с 2000 годом на 50%. Растет количество наименований русскоязычных ресурсов в сети. Количество регулярных пользователей в России на конец 2001 г. оценивается в 4,3 млн. человек, а число хотя бы раз посетивших Всемирную сеть превысило 12 млн. человек. На 131,7% по отношению к 2000 г. вырос объем отправлений электронной почты, составивший в 2001 г. около 3 тыс. Гбайт.


Наряду с общим ростом числа пользователей происходит перераспределение долей корпоративных клиентов и физических лиц в сторону корпоративных пользователей, имеющих доступ в Интернет с работы, учебы или другого места и не оплачивающих услуги из персонального, или семейного бюджета. По качественным показателям в российском Интернете остается преобладание молодежи (до 25 лет – 37%). Пока еще недостаточно пользователей в возрасте от 25 до 44 лет, являющихся основными производителями материальных ценностей в стране и, кроме того представляющих наиболее активную часть населения, потребляющую товары и услуги. Отмечается устойчивый рост среди интернет-пользователей руководителей высшего и среднего звена, а также студентов и учащихся. Территориально российская интернет-аудитория продолжает концентрироваться в городах Москве и Санкт-Петербурге. На их долю приходится 66,3% интернет-пользователей и более 72% доменов второго уровня. Тем не менее, в 2000 - 2001 гг. отмечался и некоторый рост активности в регионах. Экономическое развитие ряда из них способствовало повышению спроса на услуги связи, в том числе и на интернет-техологии.

С 3,4 млн. до 7,8 млн. увеличилось в 2001 г. число абонентов сотовой связи, что составило 231% по отношению к 2000 г. Уровень проникновения сотовой связи к концу 2001 г. вырос до 5,3% (для сравнения: в 2000 г. - 2,3%). Как и в 2000 г., в 2001 г. основной прирост числа абонентов сотовой связи обеспечили операторы федеральной сети стандарта GSM, на 01.01.02 г. численность таких абонентов составляла 85% от общего числа абонентов сотовой связи.

В области спутниковых коммуникаций основным направлением работ было обеспечение реализации “Программы экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения”. В соответствии с этой программой, в 2001 г. осуществлен запуск и ввод в эксплуатацию космического аппарата “Экран-М”, что позволило снять напряженность по распространению ТВ-программ Общественного российского телевидения на регионы Сибири и Дальнего Востока. В целях дальнейшего развития национальных систем спутниковой связи и вещания обеспечено принятие Правительством Российской Федерации постановления от 25.08.2001 №626 “О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения”. В рамках реализации постановления подписаны контракты и начато производство новых космических аппаратов. Запуск первого космического аппарата этой серии планируется осуществить в 2002 году. Для повышения эффективности использования существующей емкости спутников с ноября 2001г. начата трансляция ТВ-программ “ОРТ” и “РТР” в аналого-цифровом режиме на европейский регион России. Проведена разработка системного проекта создания спутниковой мультисервисной сети Дальневосточного федерального округа.


В области наземного цифрового телевещания продолжались экспериментальные исследования на опытных зонах в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, которые показали работоспособность отечественного оборудования. Организована разработка норм и государственных стандартов на наземное цифровое телевещание, принятие которых даст возможность открытия в стране регулярного вещания. Минсвязи России организованы интенсивные исследования в области развития сетей кабельного ТВ с решением задач предоставления интерактивных услуг. Ведутся также работы по организации экспериментального наземного цифрового звукового вещания5[5] 6[6].

Информатизация. Рост рынка информационных технологий по сравнению с 2000 годом составил 18,0%, обновление парка эксплуатируемых ЭВМ – 10%. Общее число эксплуатируемых ЭВМ превысило 11 млн. Увеличилось количество персональных компьютеров (ПК) в домашнем использовании. Плотность ПК составляет 7,5 ед. на 100 человек населения (для сравнения: в 2000 г. - 6,4)7[7] 8[8].

Однако, прогнозы аналитиков, что Россия вот-вот станет “европейской Индией” в области оффшорного программирования, пока не сбываются. Хотя российский рынок заказного программного обеспечения (ПО) продолжает расти, скорость этого роста не позволяет надеяться, что объем отечественного экспорта ПО сможет в обозримом будущем сравниться с индийским. Вдобавок с нашими программистами все успешнее конкурируют их украинские коллеги. По данным компании Market-Visio/EDC, в 2001 г. объем оффшорных разработок в России составил 154 млн. долл. (в 2000 г. - более 126 млн. долл.). Это меньше, чем ожидалось (годовой рост не менее 60%), что привело к пересмотру прогноза развития рынка к 2003 г. до примерно 348 млн. долл. вместо прогнозировавшихся ранее 500 млн.

По данным Украинской ассоциации разработчиков программного обеспечения (UASWD), объем украинского рынка оффшорного программирования – около 40 млн. долл., за 2001 г. он увеличился вдвое. Однако, пока масштабы деятельности и российских и украинских программистов невелики по мировым меркам. По данным Индийской национальной ассоциации поставщиков программ и услуг (NASSCOM), эта страна в 2001 г. заработала 5,5 млрд. долл. на экспорте ПО.


По оценкам, замедление роста оффшорного программирования объясняется экономическим спадом в США. Подавляющая часть заказов приходится на американские средние и мелкие компании, которые пострадали больше других. Кроме этого, в исследовании Market-Visio/EDC не учтены российские центры программных разработок крупных зарубежных компаний (такими владеют, например, Intel и Motorola). С учетом их оборотов российский рынок заказного ПО можно оценить в 190 - 245 млн. долл.9[9]

Согласно предварительным итогам исследования компании Market-Visio/EDC, основные силы разработчиков ПО расположены в Москве. Здесь же расположена основная часть крупных компаний. Среднее количество разработчиков в московских компаниях составляет в среднем 45 человек, питерские команды насчитывают чуть больше 30 человек, региональные – 35.

В Москве доля компаний-разработчиков ПО, имеющих оборот более 3 млн. долл., составляет 31,3%. Компании, имеющие оборот до 150 тыс. долл. представляют 18,8% московского рынка. Соответственно для Санкт-Петербурга эти показатели составляют 13,6% и 40,9%, для регионов – 15,4% и 46,2%. Почти половина (41,8%) коммерческих компаний-разработчиков ПО для зарубежных заказчиков работают на открытом рынке. В центрах разработки международных вендоров в России занято 24,6% компаний. Доля мелких компаний и групп программистов составляет 30,4%.

Основные заказчики, равно как и представительства компаний – разработчиков, расположены в США и Европе. Более успешная работа на западном рынке требует наличия сертификатов ISO9001, СММ, поэтому почти треть российских разработчиков намерены пройти процедуру сертификации10[10].

Почтовая связь. Услуги почтовой связи общего пользования на конец 2001 г. предоставляли около 2 тыс. городских и районных узлов почтовой связи и почтамтов, около 40 тыс. отделений почтовой связи и 83 управления федеральной почтовой связи (в среднем 3 объекта почтовой связи на 10 тыс. человек). Для перевозки внутренней и международной почты функционирует 80 железнодорожных магистральных маршрутов с плановым пробегом 6,5 млн. км в месяц. Количество магистральных автомаршрутов по сравнению с 2000 г. увеличилось до 48 ед., в том числе: 40 – межобластных и 8 внутриобластных, приравненных к магистральным, с плановым пробегом 0,8 млн. км. Ведомственный транспортный парк составляет 1.372 почтовых вагонов и около 17 тыс. автомобилей. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15.02.01 г. межведомственной рабочей группой Минсвязи, Минимущества и Минэкономразвития разработан проект Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. В основу Концепции положена централизация управления государственной почтой в рамках одного юридического лица, что позволит повысить управляемость и эффективность деятельности федеральной почты России, увеличить доходы от оказания почтовых услуг и обеспечить оптимальные условия для проведения масштабных инвестиционных программ совершенствования операционной деятельности. В рамках реализации программы КиберПочт@ на базе инфраструктуры почты начато развитие системы общественного доступа к сети Интернет. К началу 2002 г. на объектах федеральной почтовой связи открыто около 1.400 пунктов коллективного доступа в Интернет, в том числе на селе – 500, и оказывается более 10 видов услуг11[11] 12[12].


Производство оборудования средства связи. Согласно официальной статистике отрасли, доля импортных поставок телекоммуникационного оборудования в Россию год от года снижается. Однако, по оценке экспертов, на деле почти все используемое в отрасли оборудование является иностранным, так как совместные предприятия, имеющие статус российского производителя, в лучшем случае занимаются лишь отверточной сборкой. Налаживать полное производство средств связи в России им просто невыгодно.

Еще в 1999 г. правительство РФ внесло изменения в закон “О связи”, которые должны были подтолкнуть производство оборудования средств связи в России. Операторы связи должны были обеспечить приоритетные закупки отечественного оборудования. В январе 2000 г. Связьинвест настойчиво рекомендовал в письме своим дочерним операторам покупать импортное оборудование лишь для расширения существующих телефонных станций или при отсутствии отечественных аналогов.

Зарубежные поставщики могли получить статус российского производителя при условии организации на территории России СП с полным циклом производства оборудования – от изготовления комплектующих до установки и тестирования станций. На этих производителей не распространяются ограничения Связьинвеста. По прогнозам Связьинвеста, в ближайшие 3 года 85% коммутационного оборудования будет закуплено у таких поставщиков.

По данным Союза производителей и потребителей оборудования и средств связи (СППОСС), сейчас основными поставщиками для российских операторов связи являются совместные предприятия с иностранными поставщиками, получившие статус российских производителей, – Алкатель, Ижтел (Siemens), ИскраУралТел, БЭТО Huawei и NEC Нева. Компаниям Lucent и Ericsson так и не удалось получить российский статус.

Впрочем, все эти начинания мало изменили реальную практику. Основные поставки оборудования “дочкам” Связьинвеста продолжают приходить из-за рубежа. Дело в том, что региональные операторы связи продолжают получать прямые импортные поставки даже от предприятий, зарегистрировавших свои СП и получивших статус российского производителя. Схема работы такова: операторы заключают соглашения с СП, а те импортируют телефонные станции целиком, в России занимаясь только монтажом и тестированием.


Сами производители отрицают, что ввозят из-за рубежа готовые станции. По словам представителя Alcatel, компания производит 70% оборудования в России и только 30% ввозит. По данным руководства ИскраУралТела, местное производство составляет 40% против 60% импорта.

Представитель одного из производителей объясняет эту ситуацию неэффективностью организации производства в России. Для безубыточной работы необходимо произвести оборудования для не менее 500 тыс. телефонных номеров, а все компании Связьинвеста за 2001 год ввели в эксплуатацию только около 1,9 млн. номеров и то с учетом расширения уже установленных станций. Кроме того, таможенные пошлины на готовую продукцию вдвое ниже, чем на комплектующие, – 5% против 10%13[13].

Российское агентство по системам управления (РАСУ) намерено в 2002 г. привлечь до 1 млрд. руб. инвестиций в развитие радиоэлектронных предприятий. В этом году предприятия РАСУ впервые получат из госбюджета инвестиции для развития новых наукоемких производств в размере 360 млн. руб. Госзаказ предприятиям РАСУ в 2002 г. будет увеличен на 30% до 11 - 12 млрд. руб., а сотрудничество с Рособоронэкспортом позволит им заработать 120 млн. долл., что на 20% выше уровня 2001 года. Объем производства в целом по РАСУ за 2001 г., составил 35,2 млрд. руб., а прибыль – 5,9 млрд. руб. Производство гражданской продукции и товаров народного потребления составляет около 58% в объеме производства РАСУ14[14].

Регулирующая деятельность государственных органов. В 2001 г. Министерством связи самостоятельно и в контакте с другими государственными органами проводилась большая работа по развитию законодательной базы российской отрасли телекоммуникаций:


  • -                                  Правительством РФ принят подготовленный Минсвязи совместно с ФАПСИ Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи”;
  • -                                  подготовлены и представлены в правительство РФ проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” и предложения по комплексу мер по развитию российской индустрии программного обеспечения;


  • -                                  разработаны “Программа стандартизации в сфере информатизации на период 2002 - 2004 гг.” и нормативно-методические документы по надзору за деятельностью в этой сфере;

  • -                                  в Правительство РФ представлен проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О связи”, разработанный с учетом интересов России в информационной сфере, Доктрины информационной безопасности РФ и Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг;

  • -                                  в 2001 г. правительством РФ была одобрена и в начале 2002 г. принята федеральная целевая программа “Электронная Россия на 2002 – 2010 годы”. Постановлением правительства Минсвязи определено государственным заказчиком – координатором реализации программы.

Продолжалось совершенствование системы сертификации средств связи. Результатом этой работы, которая проводилась с целью отражения в нормативных документах изменений в законодательстве по сертификации и упрощения процедур обязательной сертификации, стала регистрация системы сертификация “Связь” в государственном реестре и в Минюсте России.

В 2001 г. Минсвязи России оформлено 3.446 лицензий, из них по электросвязи – 2.890, по телевидению и радиовещанию – 517, по почтовой связи – 39. По заключениям органов надзора за связью приостановлено действие 288 лицензий, действие 1.481 лицензий аннулировано и 540 – продлено.

В ходе структурной реформы завершена работа по реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в РФ. В субъектах РФ образовано 76 управлений государственного надзора за связью и информатизацией. Минюстом России утвержден и зарегистрирован приказ Минсвязи России от 18.04.01 г. № 126 “Об установлении норматива отчислений”, устанавливающий порядок их финансирования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.12.00 г. № 1002 в 2001 г. созданы органы Государственной радиочастотной службы при Минсвязи (ГРЧС). Начата переработка действующих и разработка новых нормативных правовых и нормативных технических документов в области деятельности ГРЧС. Организован ряд научно-исследовательских работ в целях более эффективного использования радиочастотного спектра и изыскания полос частот для подвижной связи.


Тарифная политика в 2001 г. предусматривала установление экономически обоснованных уровней тарифов на весь комплекс регулируемых услуг. В 2001 г. пересмотр тарифов на услуги связи проводился, исходя из предложений организаций связи с учетом темпов инфляции, сложившихся в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, платежеспособного спроса, а также мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных управлений МАП России.

В соответствии с решениями Правления МАП России рост тарифов в 2001 г. в среднем по России составил:


  •                      на предоставление доступа к телефонной сети общего пользования: для населения – 98% (размер тарифа составил 4,5 тыс. руб.); бюджетных и коммерческих организаций – 65% и 40% соответственно (размер тарифа – 6,1 тыс. руб. и 6,5 тыс. руб.);

  •                      за пользование телефоном (абонентская плата): для населения – 21,9%, бюджетных организаций – 12,7%, коммерческих организаций – 6,3%.

С 01.01.02 г. произведено очередное повышение тарифов по оказанию услуг местной телефонной связи: для населения – на 25%, для бюджетных организаций и коммерческих организаций – на 13,2% и 4,8% соответственно.

В целом же тарифы на услуги местной телефонной связи для населения остаются убыточными для 57 из 87 региональных операторов электросвязи. Ниже себестоимости устанавливаются также тарифы на универсальные услуги почтовой связи.

По согласованию с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах назначены 52 руководителя ФГУП и государственных учреждений связи, в том числе 46 начальников управлений Госсвязьнадзора России, продлены трудовые отношения с 22 руководителями. Впервые в отрасли был проведен конкурс на замещение должностей генеральных директоров радиочастотных центров, по результатам которого назначены 6 руководителей.

Международное сотрудничество в 2001 г. развивалось по нескольким основным направлениям:


  •                      сотрудничество с международными организациями связи – Международным союзом электросвязи (МСЭ), Всемирным почтовым союзом (ВПС), Региональным содружеством в области связи (РСС), Европейской конференцией администраций почт и электросвязи (СЕРТ), Европейским институтом стандартизации электросвязи (ЕТSI), международными организациями спутниковой связи (МОСС) Евтелсат, Интелсат и Интерспутник, а также рядом других международных и региональных организаций;

  •                      двухстороннее сотрудничество с зарубежными администрациями связи в рамках межправительственных и межведомственных комиссий и рабочих групп, подготовка проектов межведомственных и межправительственных соглашений;

  •                      международное сотрудничество в области информатизации;

  •                      участие в международных выставках, семинарах, конференциях и проведение таких мероприятий15[15] 16[16].

Перспективы и тенденции развития отрасли. В 2002 г. развитие отрасли будет направлено на сохранение темпов экономического роста и создание условий для ускоренного развития традиционных и новых средств связи и информатизации.

В качестве приоритетов на 2002 год определены следующие основные задачи:
  •                      обеспечить создание механизмов для реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)”, организацию и проведение конкурсов на выполнение работ по проектам программы и осуществление функций государственного заказчика-координатора программы17[17] 18[18]. Министерство связи РФ и Министерство экономического развития РФ, координирующие исполнение федеральной целевой программы “Электронная Россия”, рассчитывают, что на финансирование программы в 2003 году из федерального бюджета будет выделено 7,5 млрд. руб. Среди первоочередных проектов программы – создание портала Правительства РФ в сети Интернет, с одной стороны, и организация центров общественного доступа к данным информационным ресурсам – с другой. Из 7,5 млрд. руб. федеральных средств 4,4 млрд. планируется направить в регионы на создание центров доступа к информационным сетям (в 2002 году на поддержку региональных проектов в рамках ФЦП "Электронная Россия" выделено 35,5 млн. руб.)19[19];


  •                      обеспечить осуществление мер по реализации Федерального закона “Об электронной цифровой подписи”;

  •                      продолжить работу над проектом Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О связи”;

  •                      завершить в 2002 г. разработку нормативной базы государственного надзора в сфере информатизации, включая нормативы качества услуг по информатизации;

  •                      продолжить разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области почтовой связи и обеспечивающих реализацию положений Правил оказания услуг почтовой связи, разработать новую транспортно-сортировочную схему магистральной перевозки почты;

  •                      продолжить работу по обновлению ассортимента выпускаемой маркированной продукции с повышенной степенью защиты;

  •                      завершить работу по открытию пунктов коллективного доступа в Интернет в узлах федеральной почтовой связи и приступить к их внедрению в отделениях почтовой связи в крупных городах;

  •                      обеспечить внедрение на сети федеральной почтовой связи новых форм распространения печатных изданий по подписке;

  •                      обеспечить внедрение на сети федеральной почтовой связи единой системы почтовых переводов денежных средств на основе технологии электронных переводов, а также услуги по доставке счетов абонентов электросвязи;

  •                      подготовить в I полугодии 2002 г. предложения по совершенствованию статистической базы развития информатизации;

  •                      обеспечить согласно утвержденному Плану разработку нормативной правовой и нормативной технической документации в области деятельности ГРЧС при Минсвязи и государственного регулирования радиочастотного спектра;
  •                      подготовить и внести в 2002 г. в установленном порядке в правительство РФ проекты правил оказания услуг подвижной связи;


  •                      продолжить работу, направленную на увеличение объемов ввода номерной емкости телефонной сети и работу, связанную с выводом из эксплуатации аналогового оборудования;

  •                      обеспечить контроль и оказать необходимую помощь при разработке в 2002 г. единой Генеральной схемы развития сетей электросвязи межрегиональных компаний и ОАО Ростелеком;

  •                      обеспечить разработку и принятие концепции создания федеральной сети документальной электросвязи и федеральной интеллектуальной сети, а также концепции построения мультисервисных сетей на ВВС России;

  •                      обеспечить разработку раздела “Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности” и включение его в ФЦП “Социальное развитие села до 2010 года”;

  •                      совместно с МАП обеспечить доведение тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи до себестоимости их оказания;

  •                      продолжить работу над совершенствованием механизма компенсации расходов потребителей, связанных с получением ими льгот по оплате услуг связи;

  •                      совместно с Росавиакосмосом обеспечить в текущем году изготовление, запуск и ввод в эксплуатацию КА “Экспресс-А” № 4, совместно с ФГУП “РТРС” организовать разработку в 2002 г. “Программы модернизации действующей сети телерадиовещания на территории Российской Федерации”;

  •                      обеспечить разработку регионального Плана телерадиовещания, совместно с ОАО Телеком завершить в IV квартале 2002 г. экспериментальное наземное цифровое ТВ-вещание в опытных зонах и на основе полученных результатов обеспечить разработку отраслевых и государственных стандартов20[20] 21[21] 22[22] 23[23].

В качестве тенденций развития отрасли руководство Министерства связи РФ выделяет следующие24[24] 25[25]:


  1. 1.                 Активная замена традиционными операторами аналогового оборудования связи на цифровое.

  2. 2.                 Расширение доли сетей пакетной коммутации для передачи телефонного трафика.

  3. 3.                 Расширение спектра новых услуг и увеличение потребностей клиентов в получении интегрированных услуг связи.

  4. 4.                 Усиление конкуренции между предприятиями Связьинвеста, альтернативными и ведомственными операторами. Специалисты Министерства связи отмечают, что альтернативные операторы создавались как конкуренты традиционным. Но если 5 - 10 лет назад они строили свой бизнес на установке дефицитных телефонов и предоставлении качественных услуг междугородной и международной связи, а также услуг передачи данных, то в настоящее время, вследствие развития цифровых технологий, конкуренция со стороны Связьинвеста усиливается. Проводимая реструктуризация холдинга будет способствовать усилению конкуренции, поскольку объединенные компании станут сильнее. Предполагается, что реструктуризация может привести к перераспределению трафика внутри самого холдинга между Ростелекомом и Электросвязью, поскольку экономические причины заставят последних оптимизировать потоки своего трафика на обслуживаемой территории. При этом считается, что жесткой конкуренции между структурами Связьинвеста не будет. У альтернативных операторов останется своя ниша: корпоративные клиенты, которым необходимо связать в единую сеть несколько офисов по всей стране, и бизнес-клиенты.

Эксперты отмечают, что доля негосударственных операторов в общем доходе постоянно растет и сейчас составляет 58%. Наиболее активны альтернативные операторы Москвы и Санкт-Петербурга, где их доля уже превышает 70%. В ряде индустриально развитых “богатых” регионов их доля тоже значительна – 30 - 60%.
  1. 5.                 Изменение условий хозяйствования в связи с планируемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Правительство РФ выработало новую позицию на переговорах с ВТО. В частности, предусматривается облегчить для иностранного капитала доступ в некоторые сегменты рынка услуг связи. Например, вопреки настоянию министра связи Л.Реймана, планируется значительно сократить период государственной монополии Ростелекома на рынке услуг дальней связи и передачи данных26[26].


  2. 6.                 Структурные изменения рынка фиксированной связи, которые проявляются в следующем:

  •                       рост объема рынка;

  •                       изменение структуры рынка – снижение доли традиционной телефонии (местной, междугородной и международной) до 49% с увеличением доли подвижной связи и Интернета/передачи данных до 36 и 12% соответственно;

  •                       структурные изменения холдинга Связьинвест;

  •                       укрупнение холдингов (АФК Система, Телекоминвест, Альфа-групп);

  •                       выход на рынок ведомственных операторов: Транстелеком, Газтелеком, Энифком;

  •                       появление новых технологий. Например, дополнительный импульс рынку могло бы дать развитие негеографических зон нумерации. Такие зоны давно существуют в ряде стран. Они позволяют расширить перечень услуг, довести их до любой точки, обеспечить возможность выбора абонентом оператора междугородной и международной связи.

1.1.3. Состояние и тенденции развития отдельных крупнейших участников рынка

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ

1.1.3.1. Alcatel

Компания объявила о выпуске новых компонентов для ряда сегментов оптического сетевого рынка. Среди них:

  •                      лазер для каналов с пропускной способностью 10 Гбит/с с электроабсорбционной модуляцией и интегрированным стабилизатором частот для использования в городских сетях DWDM;

  •                      мониторы оптических каналов и мультиплексоры/демультиплексоры DWDM, использующих различные технологии (gaussian and flat top), отличающихся высокой стабильностью и поддерживающих узкие и широкие интервалы между каналами;
  •                      неотражающий фильтр FBG с выравниванием усиления, который позволяет избавиться от отражений оптического сигнала, уменьшить колебания параметров и отказаться от оптических изоляторов для оптических усилителей;


  •                      стандартная платформа связи для всех оптических устройств (в результате создается так называемое “адресуемое оптическое решение”); в рамках этого решения один и тот же протокол используется для лазерных передатчиков, ретрансляторов (транспондеров), усилителей и мультиплексоров, что позволяет в удаленном режиме управлять конфигурацией и ключевыми параметрами, такими как длина волны, мощность, коэффициент усиления и сила тока;

  •                      усилитель (pre-amplifier) для оптического волокна, легированного эрбием, без термоэлектрического охлаждающего устройства, с подкачкой 980 nm;

  •                      два новых активных модуля для стандартных пакетов мини-DIL: компактный модуль с лазером 1300 nm DFB и приемный модуль с лавинным фотодиодом, работающим в городских сети со скоростями до 2,5 Гбит/с;

  •                      электро-абсорбционный лазерный интегрированный модулятор со стабилизацией длины волны27[27].

1.1.3.2. Hewlett-Packard

Акционеры компании Compaq 90% голосов одобрили сделку, согласно которой корпорация будет продана Hewlett-Packard за 19,7 млрд. долл. Голосование в Hewlett-Packard прошло 20.03.02 г., акционеры, хотя и с небольшим перевесом, также поддержали сделку. Теперь на мировом компьютерном рынке появится игрок с годовым доходом около 80 млрд. долл. Хотя рыночные перспективы нового супергиганта пока не вполне ясны даже специалистам, сделка HP–Compaq стала личным триумфом Карли Фиорины, получившей в 2001 году титул бизнес-леди номер один. На высший руководящий пост в HP в 1999 г. К. Фиорина была выдвинута как раз для того, чтобы “встряхнуть” засыпающую компанию28[28].



следующая страница >>