birmaga.ru
добавить свой файл

1
СЕМЕСТРОВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


по курсу «Статистика»

(курсивом выделены пояснения и рекомендации )

Семестровое домашнее задание представляет собой комплексное статистическое исследование, основанное на использовании теоретического материала основных разделов курса, применительно к реальным социально-экономическим показателям на макроуровне.

В качестве исходных массивов используются актуальные официальные данные Росстата, публикуемые на сайте www.gks.ru и в соответствующих печатных изданиях.

Таким образом, выполнение данного задания не только способствует усвоению материала , улучшает степень подготовки к зачетам и экзаменам, но и дает возможность получить актуальную числовую информацию, отражающую реальную картину современной социально-экономической жизни России и её отдельных субъектов.

Выполнение задания предусматривает применения теоретических основ курса общей теории статистики, построение статистических таблиц в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями , использование наглядных графических средств представления данных, обработку числовых массивов посредством электронных таблиц Exсel или пакетов статистических прикладных программ, а также описательный анализ информации, получаемой в ходе выполнения соответствующих пунктов задания .

Выводы могут быть представлены непосредственно после расчета соответствующих показателей, или в конце каждого раздела.

Вопрос о степени точности рассчитываемых значений признака решается в каждом случае индивидуально, исходя из логики и числового порядка исследуемых показателей. Округляя значения, или переводя для удобства стоимостные показатели, например, из миллионов в тысячи рублей, нужно руководствоваться необходимостью их более объективной оценки и наглядного выявления различий в уровнях их значений, например, по отдельным группам.


Для относительных величин структуры в большинстве случаев целесообразной является степень точности 0,1%.

Несмотря на то, что многие статистические показатели могут быть рассчитаны с помощью готовых компьютерных программ, фактически, одним нажатием кнопки, студентам рекомендуется письменное представление в работе развёрнутых формул с подстановками конкретных значений и пояснением, откуда эти значения были взяты. Преподавателю это облегчит и ускорит проверку работы, а студенту, в свою очередь, поможет разобраться в сути расчетов, доказав свою компетентность, вовремя внести необходимые исправления и сдать работу в установленные сроки, утверждаемые преподавателем в соответствии с учебным графиком .

Содержание задания ( с пояснениями)



  1. Пользуясь базой данных официального сайта www.gks.ru, сформировать массив значений признака Y согласно выбранному варианту ПО ВСЕМ СУБЪЕКТАМ РФ за последний год (т.е. самые свежие из опубликованных данных), оценить однородность совокупности с помощью коэффициента вариации и сделать проверку на нормальность распределения с помощью правила «трёх сигм». В случае наличия резко выделяющихся значений, исключить эти субъекты из массива для проведения более объективного дальнейшего исследования.

При расчете среднего значения и проверке совокупности на однородность следует учитывать, что в работе используются относительные показатели, отсюда вытекает необходимость взвешивания исходных значений при расчете средней и показателей вариации.

  1. По оставшимся данным произвести группировку субъектов РФ, образовав группы с равными интервалами.

На начальном этапе проведения группировки необходимо определить целесообразное число групп и величину интервала. Необходимо самостоятельно выбрать порядок образования интервалов (для этого можно воспользоваться рекомендательной формулой Стерджесса или ранговыми статистиками).


Формируя группы, нужно помнить, что распределение единиц совокупности внутри групп должно быть как можно более равномерным (в каждую группу должно входить не менее 2-3-х значений), кроме того, распределение должно иметь только один модальный интервал (имеющий максимальную частоту).

Для соответствия этим критериям, фактическая величина интервала и число групп могут иногда отличаться от расчётных значений. Для удобства восприятия и анализа группировки рекомендуется брать величину интервала, кратную пяти, десяти, ста, и т.д. в зависимости от величины и степени вариации признака.


  1. Проанализировать полученный в п.2 ряд распределения значений признака Y. Для этого построить таблицу, содержащую интервальные группы, число субъектов в каждой группе и частоты групп (f), по сгруппированным данным рассчитать статистические показатели, характеризующие

форму распределения.

- степень дифференциации

Дополнить расчеты описательными выводами и способами графического представления рядов распределения.

  1. В соответствии с географическим распределением субъектов РФ по укрупненным федеральным округам (Центральный, Северо-Западный, Приволжский и т. д.,) сравнить средние значения признака Y в отдельных федеральных округах со средним значением по РФ в целом. А также сравнить федеральные округа друг с другом по степени однородности значений исследуемого признака. Построить таблицу, привести необходимые расчеты . Сформулировать выводы о различиях в социально-экономическом положении регионов России по исследуемому признаку Y.


  1. Используя правило сложения дисперсий применительно к данным, полученным в п. 4, определить долю вариации признака Y, обусловленную территориальным фактором. Измерить тесноту связи с помощью эмпирического корреляционного отношения и оценить целесообразность выбора территориального фактора в качестве группировочного признака.




  1. По данным значений признака Y по федеральным округам и в целом по РФ за последние 3 года рассчитайте цепным и базисным способом абсолютные, относительные показатели динамики, а также средние показатели динамики.Ряд динамики и результаты расчетов представьте в табличном и графическом виде.

Все расчеты по каждому пункту задания должны сопровождаться соответствующими выводами.

Вся необходимые данные для выполнения задания опубликованы на сайте www.gks.ru в разделе «Каталог публикаций» (расположен внизу главной страницы слева) или в разделе «Базы данных».

Каждый студент выбирает из предложенного ниже перечня один из признаков (Y) согласно варианту. Номер варианта соответствует порядковому номеру студента в списке группы. В скобках рядом с каждым показателем даны следующие сокращенные ссылки для поиска в разделе «Каталог публикаций» :

Еж – сборник «Российский статистический ежегодник»

Рег – сборник « Регионы России. Социально-экономические показатели”

Р-(цифра) например: «Р-2» номер раздела соответствующего сборника

Рекомендации к оформлению домашнего задания.

Работа оформляется на бумаге стандартного образца с обязательной нумерацией страниц и наличием на них стандартного поля. В работе обязательно наличие списка использованной литературы.

Все таблицы, рисунки и схемы должны иметь нумерацию и название.

Все расчеты должны сопровождаться соответствующими выводами.

Внимание!!! На проверку принимаются только работы в печатном виде, прочно сброшюрованные любым известным способом ( степлером, дыроколом с ленточкой, папкой с зажимным механизмом и пр.)

Исходный перечень показателей ( признаков Y)




  1. Валовой региональный продукт на душу населения (Рег Р-11)

  2. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих из образовательных учреждений начального профессионального образования ( на 1000 человек занятого населения) (Рег Р-6)

  3. Заболеваемость на 1000 человек населения (Рег Р-7)

  4. Инновационная активность предприятий (Рег Р-21)

  5. Оборот розничной торговли на душу населения (Еж Р-20)

  6. Общие коэффициенты рождаемости ( число родившихся на 1000 человек населения) (Рег Р-3)

  7. Общие коэффициенты смертности ( число умерших на 1000 человек населения) ( Рег Р-3)

  8. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения (Рег Р-5)

  9. Прерывание беременности (аборты ) на 100 родов (Рег Р-7)

  10. Размер вклада (депозита) физических лиц на душу населения (Еж Р-22)

  11. Соотношение браков и разводов ( на 1000 браков приходится разводов) (Рег Р-3)

  12. Среднедушевые денежные доходы населения (Еж Р-6 или Рег Р-1)

  13. Среднемесячная номинальная зарплата ( Еж Р-6 или Рег Р-1)

  14. Средний размер назначенных пенсий (Еж Р-6)

  15. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг (Еж Р-24)

  16. Уровень безработицы, % (Рег Р-4)

  17. Уровень экономической активности, % ( Рег Р-4)

  18. Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях (Рег Р-6)

  19. Численность зрителей театров на 1000 человек населения (Рег Р-8)

  20. Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения (Рег Р-9)

  21. Число посещений музеев на 1000 человек населения (Рег Р-8)

Образец титульного листа:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Институт……

Кафедра статистики

Домашнее задание по дисциплине «Статистика»

Вариант № __

Выполнил: студент __ курса __ группы Сроки сдачи:

плановый: ________

фактический: _________

Проверил:

Москва – 2014