birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
ЗАКОН


РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.12.1992 г.

N 754-XII


ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ


В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с

Законом РУз от 06.05.1995 г. N 70-I,

Законом РУз от 25.04.1997 г. N 421-I,

Законом РУз от 25.12.1998 г. N 729-I,

Законом РУз от 26.05.2000 г. N 82-II,

Законом РУз от 31.08.2000 г. N 125-II,

Законом РУз от 30.08.2002 г. N 405-II,

Законом РУз от 30.08.2003 г. N 535-II,

Законом РУз от 30.04.2004 г. N 621-II,

Законом РУз от 03.12.2004 г. N 714-II,

Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59

Преамбула

I. Общие положения (Статьи 1-6)

II. Полномочия органов государственной власти и управления в области регулирования правоотношений по охране природы (Статьи 7-11)

III. Права и обязанности жителей Республики Узбекистан в области охраны природы (Статьи 12-13)

IV. Нормативное регламентирование качества окружающей природной среды (Статьи 14-15)

V. Регулирование использования природных ресурсов (Статьи 16-23)

VI. Экологическая экспертиза (Статьи 24-27)

VII. Экологический контроль (Статьи 28-32)

VIII. Экономические меры обеспечения охраны природы (Статьи 33-37)

IX. Чрезвычайные экологические ситуации (Статьи 38-40)

X. Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности (Статьи 41-46)

XI. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства, разрешение споров в области охраны природы (Статьи 47-53)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы сохранения условий природной среды, рационального использования природных ресурсов. Он имеет целью обеспечить сбалансированное гармоничное развитие отношений между человеком и природой, охрану экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Природоохранное законодательство Республики Узбекистан

Статья 2. Объекты охраны природы, особо охраняемые природные территории и объекты

Статья 3. Цели охраны природы

Статья 4. Достижение целей охраны природы

Статья 5. Собственность на природные ресурсы

Статья 6. Общее и специальное природопользование

Статья 1. Природоохранное законодательство

Республики Узбекистан
Отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом, а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране и использовании атмосферного воздуха, растительного и животного мира, иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Отношения в области охраны природы в Республике Каракалпакстан также регулируются законодательством Республики Каракалпакстан.

Статья 2. Объекты охраны природы, особо охраняемые

природные территории и объекты
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения, нерационального использования подлежат земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух.

К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся государственные заповедники, национальные, историко-природные и мемориальные парки, заказники, памятники природы, ботанические и зоологические сады, дендрарии, а также животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и Красную книгу Республики Узбекистан.

Особой охране подлежат также курортные и рекреационные зоны, зоны формирования поверхностных и подземных вод (речные долины, конусы выноса, предгорные шлейфы), месторождения редких и ценных металлов, прибрежные полосы и водоохранные зоны (полосы) водных объектов, охранные (буферные) зоны особо охраняемых природных территорий, рыбохозяйственные зоны, запретные полосы лесов и другие зоны в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан и международными договорами.


Решениями местных органов государственной власти и управления могут предусматриваться и иные категории особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статья 3. Цели охраны природы
Целями охраны природы являются:

- создание благоприятных условий для здоровья людей, сохранения экологического равновесия, рационального неистощительного природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально- экономического развития республики;

- сохранение богатства видов и генетического фонда живой природы;

- сохранение многообразия экологических систем, ландшафтов и уникальных природных объектов;

- обеспечение экологической безопасности;

- сохранение культурного наследия, связанного с объектами природы.

Статья 4. Достижение целей охраны природы
Для достижения целей охраны природы в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности местные органы государственной власти, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, фермерские и кооперативные хозяйства, а также отдельные лица обязаны руководствоваться следующими принципами:

- сохранение устойчивости биосферы и ее экологических систем как среды обитания человека и забота об экологической безопасности людей, о генофонде человека и его будущих поколений;

- обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни окружающую природную среду, обязательность экологического обучения во всех видах образовательных учреждений;

- научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества;

- платность специального и бесплатность общего природопользования;

- обязательность экологической экспертизы;

- стимулирование рационального природопользования и охраны природы;

- необходимость воспроизводства природных ресурсов, недопущение вредных, необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;


- гласность в решении природоохранных задач;

- сочетание национальных, региональных и международных интересов в области охраны природы;

- ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства.

Статья 5. Собственность на природные ресурсы
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Условия, порядок предоставления, использования и охраны природных ресурсов определяются законодательством Республики Узбекистан.

Статья 6. Общее и специальное природопользование
В Республике Узбекистан осуществляется общее и специальное природопользование.

Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными пользователями и без предоставления соответствующих разрешений.

В порядке специального природопользования предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам предоставляется во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений за плату для осуществления производственной и иной деятельности.

II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Статья 7. Компетенция Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в области регулирования правоотношений по охране природы

Статья 8. Государственное управление охраной окружающей природной среды

Статья 9. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны природы

Статья 10. Компетенция местных органов государственной власти и управления в области охраны природы

Статья 11. Компетенция Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы


Статья 7. Компетенция Законодательной палаты

и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в области

регулирования правоотношений по охране природы

(Статья в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)

(См. Предыдущую редакцию)
К совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

определение основных направлений государственной политики в области охраны природы;

утверждение государственных экологических программ;

разработка и принятие законодательных актов в области охраны природы;

объявление территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия и экологической катастрофы, установление правового режима этих зон и статуса пострадавших;

координация контроля за исполнением природоохранного законодательства;

установление предельных размеров платы за пользование природными ресурсами, а также льгот по взиманию платежей;

решение других вопросов, предусмотренных законодательством.

Статья 8. Государственное управление охраной

окружающей природной среды
Государственное управление охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов в Республике Узбекистан в соответствии с ее законами и иными нормативными актами осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, местными органами государственного управления.

Статья 9. Компетенция Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области охраны природы
К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны природы относятся:

- проведение единой природоохранной политики;

- регулирование использования природных ресурсов;

- установление порядка и обеспечение ведения государственных кадастров природных ресурсов, утверждение запасов природных ресурсов республиканского значения;


- разработка мер по предотвращению экологических кризисных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф;

- реализация мер по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных аварий;

- установление порядка платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, а также лимитов на использование природных ресурсов, размещение отходов;

- создание системы экологического просвещения и воспитания, обеспечение ее функционирования;

- утверждение границ районов особого природопользования, режимов охраны природы и хозяйственной деятельности;

- развитие межгосударственных отношений в области охраны природы и природопользования;

- осуществление иных мер, предусмотренных актами законодательства Республики Узбекистан.

Статья 10. Компетенция местных органов государственной

власти и управления в области охраны природы
К компетенции местных органов государственной власти и управления в области охраны природы относятся:

- определение основных направлений охраны природы на своей территории, утверждение региональных (территориальных) экологических программ;

- учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов;

- материально-техническое обеспечение мероприятий по охране природы;

- выдача и аннулирование разрешений на право пользования природными ресурсами, на складирование или захоронение промышленных или бытовых отходов в установленном порядке;

- взимание платы за пользование природными ресурсами;

- контроль за охраной природы, принятие решений о приостановлении, прекращении и перепрофилировании деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду;

- регулирование других вопросов, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Приостановление (за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения) или прекращение и перепрофилирование деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду, являющихся субъектами предпринимательства, а также аннулирование выданного им разрешения на право пользования природными ресурсами осуществляется в судебном порядке. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59)


Статья 11. Компетенция Государственного комитета

Республики Узбекистан по охране природы
Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы подчинен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и осуществляет государственный контроль за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также отдельными лицами законодательства в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного и растительного мира, атмосферного воздуха. (Часть в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)

Компетенция государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы определяется Положением, утверждаемым Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан. (Часть в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)

Решения Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, принятые в пределах его компетенции, обязательны для государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Статья 12. Право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду и обязанности по ее сохранению

Статья 13. Правомочия общественных природоохранных объединений

Статья 12. Право человека на благоприятную

для жизни окружающую природную среду

и обязанности по ее сохранению
Жители Республики Узбекистан имеют право на проживание в благоприятной для их здоровья и здоровья будущих поколений природной среде, охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

В этих целях жители Республики Узбекистан имеют право объединяться в общественные организации по охране природы, требовать и получать информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах, принимаемых по ее охране.

Жители Республики Узбекистан обязаны рационально использовать природные ресурсы, бережно относиться к богатствам природы, соблюдать экологические требования.


Статья 13. Правомочия общественных

природоохранных объединений
Правомочия общественных объединений, действующих в сфере охраны природы, определяются их уставами, принятыми в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

IV. НОРМАТИВНОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ

КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Статья 14. Нормативы и стандарты качества окружающей природной среды

Статья 15. Разработка и утверждение экологических нормативов

Статья 14. Нормативы и стандарты качества

окружающей природной среды
Неблагоприятное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду ограничивается нормативами и стандартами качества окружающей природной среды, гарантирующими экологическую безопасность населения, воспроизводство и охрану природных ресурсов.

При формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду.

Статья 15. Разработка и утверждение

экологических нормативов
Предприятия, организации и учреждения обязаны разрабатывать экологические и другие критерии, регламентирующие максимально допустимые нагрузки на окружающую среду.

Экологические нормативы утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе в соответствии с их компетенцией. (Часть в редакции Закона РУз от 03.12.2004 г. N 714-II)

Применение в сельском хозяйстве химических препаратов разрешается в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 16. Допустимость природопользования

Статья 17. Условия пользования почвой

Статья 18. Условия использования недр и полезных ископаемых

Статья 19. Условия пользования водами и водоемами

Статья 21. Условия пользования объектами живой природы

Статья 22. Условия обращения с отходами

Статья 23. Лишение права пользования природными ресурсами

Статья 16. Допустимость природопользования
Природопользование допускается при условии сохранности пригодной для жизни окружающей природной среды, пользования природными ресурсами в пределах, установленных соответствующими нормативами, и обеспечения воспроизводства возобновляющихся и возобновляемых природных ресурсов.

Статья 17. Условия пользования почвой
В качестве почвы рассматривается охваченный жизнедеятельностью и функционирующий вместе с растительным покровом поверхностный плодородный слой земной коры.

Почва используется для получения урожаев естественных и культурных растений без снижения ее плодородия.

Попадающий под сооружения гумусовый слой почвы подлежит удалению и переносу для повышения плодородия почв в других местах.

Статья 18. Условия использования недр

и полезных ископаемых
В качестве недр рассматривается пространство, охватывающее верхнюю часть земной коры и доступное для исследований и добычи полезных ископаемых, а в качестве полезных ископаемых - геологические образования, имеющие экономическое и оздоровительное значение.

Недра и полезные ископаемые используются при условии:

- обеспечения при добыче комплексного и экономного использования их и сопутствующих природных ресурсов, а также предотвращения загрязнения окружающей природной среды и недр;

- рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых;

- использование возобновляющихся полезных ископаемых лишь в пределах их естественного возобновления.


Статья 19. Условия пользования водами и водоемами
Поверхностные, подземные и морские воды на территории Республики Узбекистан используются при условии сохранения в естественном обороте необходимого количества воды, обеспечения ее нормативной чистоты, сохранения водной флоры и фауны, недопущения загрязнения водоемов, сохранения в них экологического равновесия и непричинения ущерба водоему как элементу ландшафта.

Местные органы власти, органы лесного и водного хозяйства обязаны проводить лесовосстановление и облесение в зонах формирования речного стока, прибрежных полосах водоемов и обеспечивать их сохранность.

Статья 20. Условия пользования атмосферным воздухом
В качестве атмосферного воздуха рассматривается воздушное пространство над территорией Республики Узбекистан. Воздухом пользуются при условии недопущения изменения качества воздуха данной местности, его загрязнения или обеднения сверх установленных нормативов.

В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, частные лица обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Статья 21. Условия пользования объектами живой природы
В качестве живой природы рассматриваются естественная флора, в том числе леса, свободно обитающие в природе животные и иные живые организмы.

Объектами живой природы пользуются при условии:

- сохранения их способности к восстановлению;

- сохранения их видового многообразия и стабильности сообществ;

- недопущения биологического загрязнения окружающей природной среды.

Статья 22. Условия обращения с отходами

(Статья в редакции Закона РУз от 30.08.2002 г. N 405-II)

(См. Предыдущую редакцию)
Обращение с отходами производится в порядке, установленном законодательством.

За безопасное для окружающей среды обращение с отходами несут ответственность собственники отходов. Решение вопросов размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории осуществляют органы государственной власти на местах.

Статья 23. Лишение права пользования природными ресурсами
Пользователь, систематически нарушающий требования к использованию природных ресурсов, может быть лишен права пользования ими.

VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

(Наименование в редакции Закона РУз

от 31.08.2000 г. N 125-II)
Статья 24. Цели государственной экологической экспертизы

Статья 25. Объекты государственной экологической экспертизы

Статья 26. Государственная санитарно-экологическая экспертиза

Статья 27. Общественная экологическая экспертиза

Статья 24. Цели государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.

Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан.



следующая страница >>