birmaga.ru
добавить свой файл

1
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук .


Гимнастика для пальцев рук

Цель: Растяжка, разогрев или расслабление (при повышенном тонусе) мышц рук или укрепление (при пониженном тонусе) мышц кисти рук.

Виды работ:


  1. Сжимание в кулачок и разжимание пальцев рук.

  2. Вращение каждым пальцем кисти руки

( начинать с ведущей руки) отдельно по часовой

стрелке.

  1. Ладони расположить напротив

друг друга. Затем поочередно соединять противоположно находящиеся пальцы рук, начиная с больших и кончая мизинцами. Повторить все в обратном порядке.

4.Соединить поочередно большой палец ведущей руки со всеми пальцами, образуя «колечко».

Это же упражнение повторить с пальцами другой Руки, а затем одновременно пальцами обеих рук.

5. Образуемое ведущей рукой «колечко» из большого и указательного пальца соединить «цепочкой» с «колечком», образованным большим и указательным пальцами другой руки. Продолжить работу с другими парами пальцев рук.

6.Каждым пальцем ведущей руки попеременно дотянуться до середины кисти руки. Повторить упражнение с пальцами другой руки, а затем одновременно пальцами обеих рук.

7.Пальцы ведущей руки расположить между пальцами другой руки. Зажать ими тыльную сторону кисти. Поднять пальцы ведущей руки, а тем временем пальцы другой руки крепко зажимают тыльную сторону ведущей руки. Повторить это упражнение попеременно пальцами обеих рук.

8. Имитация мытья рук с мылом.

9.Постукивание кончиком согнутого пальца по твердой поверхности .(Поочерёдно всеми пальцами обеих рук.)

Работа с мелкими предметами

Освоение объёмного пространства. Развитие координации движений в пространстве.

1. Складывание листа бумаги пополам сначала по длине, затем по ширине.

2. Складывание квадрата из прямоугольного листа.

3. Складывание «стрелы», «стаканчика», «лодочки», «голубя», «кошелечка», «пилотки».


4.Плетение коврика с помощью цветных полосок, располагая полоски по вертикали, по горизонтали, по наклонной (отработка предложных понятий: на, под, слева-направо, справа-налево, в, из-под).

5.Работа в технике «мозаика» (обклеивание контура овощей, фруктов).

6.Используя прием «общипывание по контуру», сделать из листа бумаги контур геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, овал.

7. Вырезание ножницами по контуру яблока, грибка, елочки, бабочки.

8. Аппликация.

9.Нанизывание на нитку бисеринок, бусинок. (начинать работу надо с крупного размера предметов, постепенно переходя на мелкие).1010. 10.Продевание нитки в отверстия пуговиц.

11. Нанизывание пуговиц на нитку.

12. Работа с мозаиками.

13. Работа с конструкторами.

14.Изготовление аппликаций с использованием семян фасоли, гороха, крупинок риса, перловки, пшена.

15.Плетение из бисера треугольника, квадрата/

16.Складывание концов шнура.

17.Набрасывание концов шнура левого на правый и наоборот.

18.Продевание шнура в отверстия, расположенные по краю шаблона.

19.Продевание шнура в отверстия,, расположенные вдоль контура шаблона, через его край.

20. Соединение и уравнивание концов одного шнура.

21. Провязывание одного узелка.

22. Провязывание цепочки узелков.

Работа с пластичным материалом.

Укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук. Отработка восприятия размера мелкого предмета, пропорции.

Развитие тактильных ощущений.

Все выполнять только пальчиками рук.

1.Пальчиками обеих рук размягчить, размять пластилин, глину.

2.Разделить на равные части (разорвать).

3.Пальчиками вылепить шарики разные по величине, цвету. Лепка бус, снеговика.

4.Пальчивами вылепить приемом « вытягивание» разные по длине и по диаметру отрезки.

5.Конструирование из этих отрезков на плоскости геометрических фигур.


6.Лепка пластинок прямоугольной формы разных по длине, ширине, толщине, цвету.

7.Лепка букв.

8. Лепка цифр.

9.Лепка «тарелочки», «чашечки», «чайника», «груши», «яблока» из целого пластилинового или глиняного шарика.

10.Лепка фигурок животных из целого куска пластичного материала, затем из отдельных кусков.

11.Обмазывание кистей рук тестом и скатывание теста с кистей.

12. Обмазывание нарисованных контуров букв, цифр, предметов указательным пальцем ведущей руки.

Работа жидкими красками, работа на поверхностях: (шероховатая, зернистая, сыпучая)

Развитие тактильных ощущений.

1.Перетирание пальчиками крупинок манки, соли, пшена.

2. Обведение по бархатной или наждачной бумаге (разной по структуре)контуры линий, букв, цифр, предметов.

3.Выписывание или рисование на тонком слое сыпучего материала геометрических фигур, линий, цифр, букв, предметов.

Для работы с красками берется гуашь двух цветов.

Работа проводится указательным пальцем ведущей

руки.

4.На листе бумаги указательным пальцем (предварительно обмакнув его в емкость с краской)

расставить точки поочередно по верхнему и по нижнему краю листа.

5. Проделать аналогичную работу только точки расставить по левому и по правому краю листа.

6.На листе точками изобразить несколько горизонтальных рядов, затем несколько вертикаль

ных рядов.

7.Точки, расставленные по верхнему и нижнему краю листа, соединить сплошной линией.

8. Точки, расставленные по правому и левому краю листа, соединить сплошной линией.

9.Расставить точки на одинаковом расстоянии по всем сторонам листа и соединить их наклонными линиями сверху вниз (учитывать ведущую руку).

10. Расставить точки по краям четырех сторон на одинаковом расстоянии и соединить одним цветом все точки, расположенные вертикально, а другим цветом - горизонтально.


11.Точки, расставленные по краям четырех сторон листа, соединить наклонными линиями одним цветом

слева-направо, другим- справа-налево. (сверху-вниз).

12.Написать краской одного цвета сетку из вертикальных и горизонтальных линий и вписать в каждый квадратик сетки кружок другим цветом.

13. Написать сетку из наклонных линий и вписать в каждый ромбик овал другим цветом.

13. Рисование волнистой линии.

14. Рисование спирали (начинать следует с точки поставленной в центре листа) ведя линию слева – направо, а затем новую спираль слева – направо.

Работа с карандашами

1. Удержание карандаша тремя пальцами.

2. Постановка точек по всей поверхности листа.

3. Постановка точек по верхнему и по нижнему краю листа

4.Постановка точек по правому и левому краям листа.

5.Соединение точек вертикальными и горизонтальными линиями.

6.Постановка точек по краям листа.

7.Соединение точек вертикальными и горизонтальными линиями-

«коврик».

8.Соединение точек, расположенных по краям листа,

наклонными вправо и влево линиями - «коврик».

9.Рисование квадрата в середине листа по точкам и вписывание в него круга.

10.Рисование квадрата по 4 точкам в середине листа и описывание его окружностью.

11.Рисование «ковриков» и вписывание во фрагменты (квадраты или ромбы) окружностей.

12.Рисование спиралей.

13.Обводка контуров трафаретов (по наружному контуру и по внутреннему).

14.Штриховка фигур предметов горизонтальными, вертикальными, наклонными (вправо и влево), спиральными, пунктирными, волнистыми линиями.

15.Прорисовывание точечного контура предмета.

16.Штриховка раскрасок.