birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6


«Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического

развития воспитанников

Рекомендации по использованию упражнений

по программе «ИБИС»

педагогам, работающим с детьми

старшего дошкольного возраста

Воспитатель компьютерного класса:

Григорьева Ольга Геннадьевна

МО ЗАТО Комаровский

2012 г.

Программа «ИБИС» создана на базе Научно-Производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург. Цель программы: Создание благоприятных условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей важнейшими навыками саморегуляции.

Существует множество путей для того, чтобы овладеть навыками саморегуляции. Это различные способы мышечного расслабления, которые объединены в специальные упражнения, называемые прогрессивной мышечной релаксацией, и позволяющие снять мышечное напряжение, тем самым не допуская напряжения и скованности мыслей. Это различные методы дыхания, в том числе одно из важнейших – диафрагмально – релаксационное дыхание, позволяющее добиться того, чтобы сердечно-сосудистая и дыхательная система работают без перегрузки. Всеми этими методами ребенок овладевает на практических занятиях, но самое важное закрепить полученные знания и умения на подсознательном уровне, научить ребят пользоваться ими в любых ситуациях, добиться того, чтобы эти умения приходили на помощь независимо от состояния ребенка и его настроения.

Именно такого стойкого закрепления полученных знаний и умений позволит добиться психофизиологический тренинг. В процессе тренинга вырабатывается у детей глубокого закрепления навыков саморегуляции и самоконтроля.

Методика тренинга основывается на принципе биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь – это принцип организации работы любого живого организма, управления его физиологическими функциями. На применении принципа биологической обратной связи основан метод – функциональное биоуправление. При реализации метода биоуправления, происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи (при помощи специальной аппаратуры), которые воспринимаются в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, тренирующийся ребенок, имеет редкую возможность увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма.


Технология биоуправления реализуется в игровых компьютерных тренажерах. Их применение позволяет совместить закрепление навыков противостояния стрессу с увлекательной игрой.

Современный компьютерный игровой тренажер состоит из специальной аппаратуры, регистрирующей физиологические параметры организма, компьютера, в котором происходит обработка и преобразование этих параметров, и введение их в игровой сюжет. Красочные и яркие игровые сюжеты носят явный или скрытый соревновательный характер. Ребенок управляет развитием сюжета игры, изменяя свои ключевые физиологические параметры – периферическую температуру, частоту сердечных сокращений – с помощью специальных датчиков, регистрирующих вышеперечисленные сигналы и передающих их в компьютер. Увлекательный сюжет вызовет интерес у ребенка к результату, способствуя более эффективному обучению. Моделируется стрессовая ситуация, которую в процессе тренировки необходимо преодолевать, таким образом метод позволяет научится контролировать реакцию своего организма в ситуации психоэмоционального стресса.

Некоторые упражнения из программы «ИБИС» можно использовать и педагогам в системе комплексной работы по организации здорового образа жизни ребенка в ДОУ.

Упражнения для получения «реакции релаксации»

Исходное положение: займите удобную позу в положении сидя. Ноги слегка расставлены, руки лежат либо на подлокотниках, либо на передней поверхности бедер. Одежда свободная, не стесняющая движения брюшной стенки.


    1. Диафрагмальное – релаксационное дыхание.

Примите и.п., вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку положить на грудь, вторую на живот, при вдохе необходимо контролировать, что бы та рука, которая лежит на животе, двигалась, а та, которая на груди, оставалась в покое. Когда навык дыхания выработается руки можно опустить и полностью расслабиться. Выдох через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. Задача в том, что бы с каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное. Соотношение фаз вдоха и выдоха 1/3.


    1. Метод мышечной релаксации.

Примите и.п. Начните расслабление от периферии к центру, от мелких мышц к крупным. Расслабление достигается через напряжение. Т.е. сначала необходимо напрячь мышцу, а потом ее полностью расслабить.

    1. Упражнения на релаксацию визуализацию.

Отдельные пункты упражнений на релаксацию можно использовать как

самостоятельные упражнения, чтобы добиться расслабления определенных групп мышц.

Все упражнения прекрасно сочетаются с диафрагмальным дыханием.



Содержание

3.1

Мышечная релаксация.

Время 10 мин.

  1. Прими и.п.

  2. Сожми руку в кулаки как можно сильнее. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувства расслабления.

  3. Напряги мышцы ног, включая пальцы, затем икры, колени, бедра, всю ногу. Расслабь. Потряси и пошевели пальцами.

  4. Напряги туловище – начиная с плеч, затем перейди к груди и животу. Расслабь живот потом грудь. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу.

  5. Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица.

  6. Расслабься и запомни это ощущение.

3.2.

Мгновенная релаксация

Время 1-2 мин.

  1. Глубоко вдохни и выдохни.

  2. Скажи себе «расслабься»

  3. Если чувствуешь, что начинаешь нервничать или напрягаться еще раз глубоко вдохни и выдохни.
  4. Если в голове тревожные мысли, не обращай на них внимание, они исчезнут, пусть улетают, как улетает воздушный шарик, когда отпускаешь нитку.


3.3.

Растягивание.

Время 10 мин.

  1. Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, как стебель с цветком к солнцу.

  2. Глубоко вдохни. Сосредоточь внимание на точке перед собой.

  3. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни к потолку. Сосредоточься на дыхании.

  4. Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.

  5. Плавно опусти руки.

  6. Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если не можешь этого сделать наклоняйся не так низко.

  7. Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны. Руки в это время в стороны и за голову. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.

3.4.

«Жираф»

Время 2 мин.

  1. Сделай вдох и расслабься.

  2. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори 3 раза, теперь повращай шеей.

  3. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори 3 раза, затем подними каждое плечо несколько раз.

  4. Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй, как расслабилась шея.

3.5.

И т.д.

«Радуга».

Время 5-7 мин. (Можно после релаксации).

  1. Представь перед глазами радугу. Ее цвета тебе нравятся. Для каждого цвета свое настроение и свое чувство.

  2. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Он приятно ласкает глаз. Он освежает как купание в озере. А что еще можно увидеть, когда думаешь о голубом?

  3. Следующий цвет – красный. Он дет энергию и тепло. Что ты думаешь еще, когда смотришь на красный цвет?
  4. Желтый приносит радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

  5. Зеленый – цвет природы. Что ты думаешь, когда смотришь на него.



Григорьева Ольга Геннадьевна