birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 20 21
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №3 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании

Совета МБОУ СОШ №3

с. Серафимовский

Председатель Совета

__________ А.Ф. Аюпов

Протокол №____ от ______201 _г.

на заседании

педагогического совета

Протокол №____ от _______201_г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ №3 с. Серафимовский

______________ М.К.Сайфуллин

Приказ. № __ от ________ 201 г.







ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ СОШ №3 с. СЕРАФИМОВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НА 2011 – 2015 ГОДЫ

(С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)

2012г.

Содержание


  1. Целевой раздел ООП НОО:

    1. Пояснительная записка…………………………………………………....……3-13 стр.

    2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………………………………14-46 стр.

    3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования………………….…47-55 стр.

  1. Содержательный раздел ООП НОО:
    1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………56-67 стр.


    2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности…………………………………………………………………………68-92 стр.

    3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………………93-101 стр.

    4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………102-113 стр.

    5. Программа коррекционной работы………………………………………114-121 стр.

  2. Организационный раздел ООП НОО:

    1. Учебный план начального общего образования…………………………122-124 стр.

    2. План внеурочной деятельности……………………………………………125-130 стр.

    3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ………………………………………………………………131-141 стр.


Приложение 1. Рабочие программа учебных предметов по УМК

«Начальная школа XXI века».

Приложение 2. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности.

Приложение 3. Диагностический материал.



  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный документ разработан педагогическим коллективом МБОУ СОШ №3 с.Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений Образовательной системы « Начальная школа ХХI века», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).


Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Образовательная программа реализуется с учётом положений системно-деятельностного подхода.
В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- повышение качества образования за счет более основательного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии с направленностью конкретной школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки; развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся через включение их в проектную и исследовательскую деятельность;


– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт направлен на обеспечение:

– равных возможностей получения качественного начального общего образования;

– духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

– преемственности основных образовательных программ;

– сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

– демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

– формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

– условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Модель выпускника начального общего образования

I. Уровень обученности:


  1. Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать — необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  2. Освоил общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названных предметов (например: информатика, иностранный язык и т.д.).

  3. Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:

- учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;

в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);

г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);

д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):


- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)

- основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия). Звучащей речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

- умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.

- учебно-информационными умениями:

а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;

б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;

в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;

г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.

- учебно-организационными умениями:

а) владеть гигиеной учебного труда;

б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;

в) руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;

г) рационально осуществлять домашнюю работу;

д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).

II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);


- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

III. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;

в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах, горных массивах;

г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;

д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

з) знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.


 IV. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:


  1. Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

  2. Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).

  3. Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.

  4. Уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.

  5. Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

V. Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения дома;

- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);

- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;

- уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

Образовательная программа, разработанная образовательным учреждением, предусматривает:

–достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

–выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей;

–организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

–участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.


1. Основания для разработки программы:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)

- Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)

- Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы

- Федеральная целевая программа развития образования

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009г. № 373)

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 13.02.2009 г.

- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 с. Серафимовский Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

Образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ №3 с. Серафимовский представляет собой нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые и конечные результаты, критерии их оценки.
2. Информационная справка о школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, находящееся по адресу 452781, Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Серафимовский, 21 квартал, дом 1, ИНН 0269013126, имеет право осуществления образовательной деятельности по лицензии Министерства образования РБ Серия А, №279953, регистрационный №5913 0т 24 ноября 2008г. Настоящая лицензия действительна по 24 ноября 2013г. Свидетельство о государственной аккредитации (ОП 013972) зарегистрировано под номером 1178 от 10 марта 2010г. Электронный адрес школы: school 3 seraf@ dmail. com.


МБОУ СОШ №3 с. Серафимовский основана в 1958 году как семилетняя, а с 1968 года становится средней школой. Находится она в верхней части села. Здание построено в 50-годах и отличается своей архитектурой от типовых школ 70-х годов.

За годы работы школы получивших звание около 2000 человек.

Коллектив школы ставит перед собой такие задачи:

- Дифференциация обучения и внеклассной работы;

- Развитие творческой личности школьника;

- Образование по выбору в соответствии со склонностями, способностями интересами и здоровьем учащихся.

Наши учителя – это мобильный, творчески работающий дружный коллектив единомышленников, где каждый имеет возможность для самовыражения. Среди наших учителей работают три отличника образования РБ, три учителя награждены почетными грамотами РБ
Направление работы школы

Серафимовская СОШ работает над методической темой «Активизация методов обучения на основе личностно-ориентированного обучения и воспитание социально-адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям времени; внедрение элементов здоровьесберегающих и инновационных технологий»


  1. Интеграция основного и дополнительного образований.

  2. Информация образовательного процесса.

  3. Повышение Психолого-педагогической, методологической и общекультурной компетенции педагогов.

  4. Создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить опыт личностно- ориентированного обучения.

  5. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов.

  6. Разработка учебных материалов, авторских программ, методических рекомендаций, соответствующих ценностным ориентирам и профессиональным запросам педагогов.


Результативность работы

В целях реализации развивающего обучения в нашей школе проведена следующая работа:


2005г. – образование научного общества «Интеллект»;

2007г. – предпрофильное обучение;

2008 г. – профильный химико-физический класс;

2008г. – обучение математике в начальных классах по программе Л.Г. Петерсон;

2009г. – внедрение образовательного проекта Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа ХХI века»;

2010г. – преподавание математики в 5 классах по учебникам А.Т. Мордкович, И.И. Зубарева;

2011г. – открытие кадетского класса.

Обучающиеся нашей школы ежегодно участвуют в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, научно-практической конференции, в различных районных и всероссийских конкурсах. («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры», «Лисёнок Чип», «КИТ», «Инфознайка» и др.)

Начиная с 2004 года в программе личностно-ориентированного образования выделена программа создания и развития единого информационного пространства в школе, т. к. при интенсивном внедрении НИТ неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:


  1. увеличение доли самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, что важно в системе личностно-ориентированного образования;

  2. отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно – иллюстративного метода обучения;

  3. увеличение объёма практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, внеаудиторных занятий, которые станут обязательной составной частью целостного учебного процесса.

Проникновение НИТ в сферу образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. НИТ в образовании.
Содержание образования (основное и дополнительное).

Модель организации образовательного процесса

В МБОУ СОШ №3 с. Серафимовский реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предполагает что в её реализации принимают участие педагогические работники данного учреждения (учителя, социальный педагог, учитель-логопед). Координирующую роль в реализации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.


Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:


  • С 1 сентября 2011г. с 1 класса переход на новые государственные стандарты;

  • Со второго класса ведется преподавание иностранного языка (английский);

  • В 8-11 классах преподается предмет «Информатика»;

  • Проводятся различные развивающие курсы.

  • Организована внеурочная деятельность во второй половине дня по следующим направлениям:

      1. Спортивно-оздоровительное;

      2. Духовно-нравственное;

      3. Социальное;

      4. Общеинтеллектуальное;

5. Общекультурное.



  • Используются следующие формы учебных занятий: урок, урок-игра, смотр знаний, защита творческого проекта, лекция, практикум, семинар, зачет, смотр знаний, защита творческого проекта и др.;

  • Обучение в 1 – 4 классах организовано по четвертям;


В школе применяются следующие образовательные технологии:

  • Традиционные;

  • Индивидуальное обучение;

  • Профильное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Информационные и коммуникативные технологии;

  • Проектная деятельность.

Соблюдается преемственность в образовательной деятельности начального, среднего и старшего звена.

Режим работы образовательного учреждения




Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Продолжительность учебной недели (дней)

6

6

6

Продолжительность уроков (мин)

45

45

45

Продолжительность перерывов (мин)

Минимальная 10

Максимальная 30

1-е классы 40

Минимальная 10

Максимальная 30

Минимальная 10

Максимальная 30

Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся

четверть


четверть


четверть



Начало уроков в 8 часов 00 минут.

Школа работает по шестидневной учебной неделе в две смены.

Суббота – короткий день (5 уроков), выходной для первых классов. Воскресенье – выходной день.

Продолжительность уроков – 45 минут, в первых классах – I полугодие - 35 минут, II полугодие – 45 минут.

Сведения о контингенте обучающихся




Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Всего по ОУ


Общее количество обучающихся

137

174

50

361

Общее количество классов/средняя наполняемость классов, в том числе:

20

20

22

25

Общеобразователь-ных (базового уровня)


8

13

3

24

Количество классов во II смену/средняя наполняемость классов

4

-

-

4



следующая страница >>