birmaga.ru
добавить свой файл

1
Идентификатор: 41326

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
РАССКАЗ И.С. ТУРГЕНЕВА «ЖИВЫЕ МОЩИ».

АКЦЕНТНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА.




Тема урока: И.С. Тургенев о нас и для нас. Акцентный анализ рассказа «Живые мощи» из сборника «Записки охотника».

Цель урока:




Обучающая – знакомство обучающихся с произведением мастера слова, мало изучаемым в средней школе; расширение их представлений о творческой мастерской писателя.


Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; умения «чувствовать» художественное слово; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательная – воспитание любви к русской литературе, чувства патриотизма, чувства милосердия, способности сопереживать, сострадать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод: эвристическая беседа с элементами проблемного поиска.
Основные приемы: акцентный анализ текста, работа в группах.

Оборудование: Портрет И.С. Тургенева работы художника В. Прадеда (Рис. 2), текст рассказа «Живые мощи», репродукция картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше», примерный план анализа прозаического текста рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портрет писателя, эпиграф, тема урока, проблемный вопрос, словарь к теме, план анализа, репродукция картины Ф.А. Бруни.

Эпиграф к теме урока: Да, удивительно умирают русские люди.

И.С. Тургенев
ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.




  1. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока и целеполагание:

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет рассказ И.С. Тургенева из хорошо известного вам цикла «Записки охотника» «Живые мощи», а целью - разрешение проблемной ситуации, заключенной в вопросе: «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле?».



  1. Эвристическая беседа, в ходе которой анализируется текст по опорным вопросам:

    • Анализ поэтики названия.

    • Сравнительный анализ эпиграфов к рассказу и к уроку.

    • Анализ композиции.

    • Акцентная характеристика образа Лукерьи.

    • Образ автора- поветсвователя.

    • Сны Лукерьи в сюжете произведения.

    • Разрешение проблемной ситуации


Учитель: Что мы можем сказать о названии рассказа «Живые мощи»?

Обращаемся (подготовленный ученик) к понятию «мощи»: «Это нетленные останки святых, обладающие способностью творить чудеса». (В названии содержится определенное противоречие, заключенное в сочетании противоречивых понятий).

Учитель: В названии используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон» (см. Приложение 1).

Учитель: На что обращает наше внимание название? На тему, идею или главного героя?

(Название рассказа заключает авторскую оценку главной героини рассказа).

Учитель: Какой эпиграф предпослал автор рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев).

Учитель: Что общего между эпиграфом к рассказу и эпиграфом к теме урока? (В обоих эпиграфах речь идет о русском крае и о чертах русского национального характера).

Учитель: Не кроется ли здесь, на ваш взгляд, особая авторская точка зрения на поставленную нами проблему? (Русский край, по мнению писателя, - особый край, и населяют его особые люди, наделенные небывалой духовной силой).

Учитель: Какова композиция рассказа? (Линейная с элементами ретроспекции) (см. Приложение 1).

Учитель: Как мотивирует автор встречу рассказчика с Лукерьей? Вводится понятие «прием мотивировки» (см. Приложение 1). (Рассказчик – охотник, которого застала в лесу непогода, и он решил переждать ее на хуторке).

Учитель: Чьими глазами мы смотрим на главную героиню? (Автора-повествователя – это и сам И.С. Тургенев, на что указывают отдельные биографические совпадения, и еще некто, близкий и понятный читателю).


Учитель: Что связывало рассказчика и Лукерью в прошлом? (Она была крепостной девушкой его матушки, а он был по-юношески влюблен в нее).

Учитель: Какое чувство было первым из испытанных рассказчиком при встрече с Лукерьей? (Изумление, настолько отличалась Лукерья из его воспоминаний с нынешней Лукерьей).

Учитель: А какой помнит рассказчик Лукерью? (Красивой, веселой, талантливой девушкой, счастливо влюбленной: «…первая красавица,.. высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!.. умница Лукерья,.. по которойя сам втайне вздыхал…»).

Учитель: А чем изумлен рассказчик, когда героиня, в ответ на его расспросы, рассказывает свою историю? (Он изумлен тем, как героиня рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь на судьбу и на людей).

Учитель: Каково движение мыслей, чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? (От удивления высшей степени – «изумления», даже испуга, ошеломления, растерянности, потрясения – через жалость и сострадание – «…моя бедная Лукерья!» - к сопереживанию – «Каменная неподвижность лежавшего передо мною живого несчастного, существа сообщилось и мне: я тоже словно оцепенел» - к желанию помочь, облегчить страдания несчастной обреченной девушки).

Учитель: Каким оценочным эпитетом чаще всего Лукерья определяет людей, окружающих ее? («Добрый»: «…матушка ваша по доброте своей…», «А жену он нашел себе хорошую, добрую…», «А добрые люди здесь есть тоже …», «Барин…он добрый…»).

Учитель: А какое отношения Лукерьи с природой? (Чувствует ее душой и сердцем, понимает, прислушивается ко всему живому вокруг: «…вижу прекрасно и все слышу, все… И запах я всякий чувствовать могу…). Эпизод: Вышла слушать соловья, когда с ней приключилась беда

Учитель: Кто окружает Лукерью, «населяет» ее мир теперь, когда она не может жить полноценной жизнью? (Ее мир населяют не столько и не только люди, а цветы, растущие злаки, птицы, животные, звуки и щапахи природы: : «крот роется», «гречиха, липа цветут», «пчелы жужжат», «голубь на крыше заворкует», «курица с цыплятами», «воробей», «бабочка», «ласточка», «заяц», «сверчок», «мышь». Она всех слышит, всем радуется).


Учитель: Как относится героиня к своему несчастью? Как об этом говорит писатель? (С христианским смирением и покорностью: «…привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает», «… многим хуже моего бывает», «Сама ничего не требует, а напротив – за все благодарна…», «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу…»).

Учитель: Почему Лукерью не огорчает, что она знает «мало молитв»? («Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу?…Послал крест – значит меня он любит». Не задумывается над вопросом «А за что мне этот крест?».

Учитель: Что означают слова Лукерьи «сам себе человек помогай»? (В человеке – вопросы и ответы, концы и начала его земной жизни и посмертной славы).

Учитель: Почему звучат из уст героини слова: «…только думается мне: будь около меня люди – ничего бы этого не было и ничего бы я не чувствовала, окромя своего несчастья», «Только одна я - живая!» (Жалость людей заслоняла бы от нее внутренний, глубинный смысл ее жизни, ее подвижничества. Она тоже стала бы жалеть себя, оплакивать свою судьбу, и от этого стала бы по-настоящему несчастна).

Учитель: Как вы поняли сны Лукерьи? Каким дополнительным светом они освещают ее одухотворенную и трагическую фигуру? (Пояснение категории «сна» в художественном произведении, не случайность появления сна или снов).

Как сама героиня называет свои сны? («…хорошие сны», «…чудный сон»).

Как бы мы их назвали? (Вещие, аллегорические. Актуализируем понятие «Аллегория»).
4. Работа в группах: Пересказ и акцентный анализ аллегорических снов героини с помощью учителя.

1-я группа, 1-й сон: Самой Лукерьей расшифрован лишь один образ – образ маленькой, но злой (но даже она для Лукерьи не «собака», а «собачка»!) – это ее страшная, злая болезнь.

Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь («Жизнь прожить – не поле перейти»).

Венок из васильков плетет Лукерья для своего земного жениха.


Иисус – ее небесный жених («Видно, он меня любит!») . Обратить внимание на замечательный по своим мягким краскам образ Иисуса Христа.

2-я группа, 2-й сон: Искупление грехов людских невинной и смиренной душой.

3-я группа, 3-й сон.

3-я группа, 3-й сон: Лукерья искренне верит в то, что жизнь не только не заканчивается со смертью, а наоборот, начинается самый счастливый ее период – там не буде места ни боли, ни болезни, ни одиночеству.

Знание праведно живущим человеком сроков своей земной жизни.
Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем): Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней? (Твердо знает, что смерти нет).

Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.

Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.
Учитель: Как сделанные нами выводы связаны с эпиграфами к теме урока и к рассказу, с названием произведения? (Главная героиня рассказа является, по мнению автора, носительницей коренных национальных черт русского народа. Более того, это женщина-подвижница, святая, по мнению автора).

Таким образом, в конце рассказа происходит совмещение точек зрения, позиций реального автора, автора- повествователя и нас, читателей.

Ответ на проблемный вопрос урока: Как мы ответим на проблемный вопрос урока на основе проведенного акцентного анализа литературного произведения «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле»? (Нет, не снимает. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к небесному пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.).

Демонстрация репродукции картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше» (см. Рисунок 1).


  1. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

6. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что показалось мне наиболее интересным в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи».

Приложения к разработке урока по литературе
Акцентный анализ рассказа И.С. Тургенева

«Живые мощи» из цикла «Записки охотника».


Приложение 1. Словарь к теме


Мощи – останки святых, обладающие, согласно церковному учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения у православных и католиков.

Нетленный – вечный, неисчезающий, не превращающийся в тлен, прах.

Святые–покровители простых смертных, их заступники и «молитвенники»

Грех – нарушение установлений Бога, Его заповедей.

Видение – картина, увиденная в воображении, внутренним взором, или возникшая в мыслях.

Икона (изображение, образ – в православии и католицизме изображение Бога, святого (святых). являющееся предметом религиозного поклонения.

Оксюморон – один из худ. тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Прием ретроспекции – при линейном развитии сюжета обращение автора (экскурс) к прошлому героя.

Прием мотивировки – жизнеподобное (правдоподобное) объяснение поведения героя, тех или иных его поступков.

Аллегория – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.

Акцентный анализ художественного текста – обращение в ходе анализа только к одной из проблем, которую поднимает автор в произведении.

Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели.


Приложение 2. «Индивидуальная карта обратной связи»


Содержание

Самооценка

Оценка учителя

Работал хорошо, материал урока

понял тоже хорошо






Работал хорошо, но некоторые вопросы остались непонятыми






Работал неудовлетворительно, почти ничего не понял









Условные знаки: - - «хорошо»; - «удовлетворительно»;




- «неудовлетворительно».


Рисунок 1


Рисунок 2.