birmaga.ru
добавить свой файл

1
Управление образования Краматорского городского совета

Донецкой области

Разработка урока русского языка
с текстоцентрическим подходом
в 8 классе по теме:


«Односоставные предложения как средство
выразительности в художественном произведении»


Разработала:

Учитель русского языка
и литературы
Краматорской
ОШ І-ІІІ ступеней №31
Лучко Виктория Валериевна

Краматорск 2012

Тема урока: Односоставные предложения как средство выразительности в художественном произведении.

Цели урока:- познавательные


  1. Повторить и закрепить изученное об односоставных предложениях;

  2. Формировать практические навыки построения таких предложений и использования их в речи с учётом их выразительных возможностей.

- развивающие

1) развивать мышление, память;

2) развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать материал.

- воспитательные

1) воспитывать интерес к предмету;

2) воспитывать любовь к русскому языку;

3) воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, сборники стихотворений А. А. Фета.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания

Чтение творческой работы «Приятель… товарищ… друг». Учащиеся отмечают односоставные предложения, которые отвечающий использовал в своей работе.

ІІ. Повторение изученного об односоставных предложениях.

  1. Фронтальный опрос.

Укажите неверный ответ, обосновав свой выбор. (на доске – варианты ответов)

  1. Односоставные предложения, как и двусоставные, бывают распространёнными и нераспространёнными.

  2. В отличие от двусоставных односоставные предложения имеют только один главный член.

  3. Двусоставные предложения обозначают законченную мысль, а односоставные – незаконченную.



Закончите фразу


  1. Односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым бывают… (безличные, определённо личные, неопределённо личные)

  2. Односоставные предложения, у которых сказуемое выражено глаголом 1, 2 лица единственного числа, называются…

  3. Односоставные предложения, у которых сказуемое выражено неопределённой формой глагола, называется…

  4. Односоставные предложения, у которых сказуемое выражено глаголом 3 лица множественного числа настоящего и прошедшего времени, называется…

  5. Односоставные предложения, у которых один главный член – подлежащее, называется… (во время ответа учащиеся приводят свои примеры или выбирают подходящий пример из данных на доске)

    • Тощий кустарник чахлый, искривлённая сосна.

    • Буду слушать тихую музыку падающей листвы.

    • Не бывать войне, пожарам; не пылать, не пылать земному шару!

    • В полях уже посеяли рожь.




        1. Запишите предложение и переделайте его в двусоставное.

А) Багряной метелью нам листвы на крыльцо намело.

Б) Багряная метель намела нам на крыльцо листву.

  • Какой главный член предложения отсутствует?

  • Что надо сделать, чтобы предложение стало двусоставным?

  • Какое слово может здесь выступить в роли подлежащего?

  • Давайте сделаем взвод, что изменилось в предложении.

(В первом случае передаётся стояние природы, наши впечатления, даже ощущения, и сама фраза звучит более ритмично; во втором – действие и само действующее лицо конкретизируются, впечатление суживается до конкретной точки – крыльца).

  1. Выполнение работы в образном направлении.

Большая волна опрокинула шлюпку.
    • Что нужно, чтобы переделать двусоставное безличное предложение? (опустить подлежащее, перевести его в косвенный падеж, т.е. превратить его в дополнение).


Большой волной опрокинуло шлюпку.

    • Как меняется смысл предложения? Как меняются ваши ощущения? (безличные предложения способны передать не только конкретное действие одного конкретного лица, но и состояние природы, человека. Большими возможностями обладают и односоставные предложения: они многозначны, приглашают нас к раздумью… не случайно писатели считают односоставные предложения «всесильными», обладающими большой художественной выразительностью и точностью).

ІІІ. Работа с текстом.

Мастерски использовал в своих стихотворениях односоставные предложения замечательный поэт А. А. Фет.

  1. Чтение стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую»

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветер с цветущих берегов;


Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам
Чужое вмиг почувствовать своим;


Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет.


Вот в чём его и признак, и венец!

  1. Ответы на вопросы.

    • О чём это стихотворение? (о призвании поэта);

    • Что говорит о призвании истинного поэта Фет? (истинному поэту под силу многое такое, что недоступно простому человеку: переносить в иную жизнь, пробуждать людей от духовного сна, заставить человека волноваться, трепетать, переживать чужие чувства, как свои, воспитывать душу читателя);
    • И всё это даётся как будто легко, стремительно. Как удалось Фету передать эту видимую лёгкость творчества? (использованием повтора в 1-й и 3-й строках: одним толчком, одной волной; обилием безличных предложений со сказуемым – глаголом совершенного вида: согнать, подняться, прервать, упиться, дать, почувствовать, шепнуть, усилить; все три безличных предложения соединены в одно сложное, что ещё ярче выражает стремительность вдохновенного порыва);


    • Обратите внимание, как меняется ощущение, если мы передаем строчку, безличное предложение превратим в личное, двусоставное:

Поэт одним толчком сгоняет ладью живую

Как отяжелела строка! Это уже не вдохновенный порыв, а «муки творчества»; ощущается усилие мускулов и теряется смысл ведущей идеи стихов: истинный дар поэта в изяществе, никто не должен видеть его усилий и мук; дар, недоступный другим, ему даётся свыше.

  1. А вот ещё одно стихотворение А. Фета, которое потрясло его современников и продолжает дарить наслаждение всем, кто способен чувствовать прекрасное:

Шепот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночной тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!


    • Какими чувствами преисполнено это стихотворение? (любовью, нежностью);

    • Какая картина встаёт в вашем воображении? (светлая лунная ночь, двое; нежность, радость будто не только в их сердцах – они разлиты в воздухе и возносят влюблённых навстречу заре).

Чтобы воссоздать эту картину, кроме существительных и местоимения, и числительные, многочисленные предлоги и союзы и, конечно же, глаголы. Фет творит чудеса! Обратите внимание: эту картину, полную звуков и ощущений, он сумел передать без единого глагола – части речи, которая всё оживляет и приводит в движение. Всё сказано, все чувства выражены только назывными предложениями. Это ли не волшебство?!

(Звучит романс на стихи Фета «Шёпот, робкое дыханье…»)

ІV. Закрепление материала.

  1. Выполнение творческого задания.

Прочитайте предложенный текст. Проанализируйте, какие предложения можно и целеобразно переделать в односоставные; запишите текст.

Мы заканчивали поход по горному Крыму. Последняя ночёвка была в Большом Каньоне.


Ещё стоял март месяц. Но здесь, в Крыму, весна была в самом разгаре: цвёл миндаль, склоны гор были усеяны крокусами, по-весеннему шумела вода в ущелье. Пригревало солнце – на привале некоторые даже загорали. К концу дня нам предстоял подъём на Ай-Петри – самую высокую вершину в Крыму. По мере того, как мы поднимались, всё больше ощущалась прохлада: сначала исчезли цветы – и вот мы уже идём по снежному склону. Мы забавлялись, глядя на наших туристов, в шортах и купальниках бредущих о снегу. Но, разгорячённые подъемом, мы не чувствовали холод. Все опомнились только на привале и стали натягивать свитера. Утром мы должны были спуститься к морю – цели нашего похода.


  1. Проверка выполненного задания, определение стилистического значения появившихся в тексте односоставных предложений.

V. Заключительное слово учителя.

Речь – это дар, которым Бог наградил людей, чтобы отличить их от других тварей на земле. Не забывайте свою речь. Попробуем это сделать уже в домашнем задании.

VІ. Домашнее задание.

Составить высказывание на тему

«Это всесильное односоставное предложение» (изложить в свободной форме рассуждения о грамматических особенностях и стилистических возможностях односоставных предложений).