birmaga.ru
добавить свой файл

1
Разработка урока по теме: «Звуковые волны» для 9 класса.


Разработала: учитель физики Алексеева Наталья Сергеевна

МБОУ СОШ №22 г.Балаково

Тема урока: звуковые волны.

Задача урока: объяснить физическую природу звука.

Цель урока:

Образовательные:
расширить знания по теме «волны».

сформировать понятия: звук, источники звука, звуковые волны;

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитание культуры.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему урока, постановка целей урока.

1) (слайд 1 содержащий гиперссылку на фильм) Урок начинается с просмотра учебного фильма (приложение3), на фоне которого читается стихотворение М. Ивенсена «Музыка».

Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!

…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.

После просмотра фильма - беседа.

Ребята, что мы сегодня будем изучать с вами на уроке? Возможные ответы: звук, музыку, звуковые волны. Учащиеся формируют тему урока: «Звук»

Звуки окружают нас с самого раннего детства. Самый первый звук – голос матери (слайд 2), первые игрушки – погремушки (погреметь погремушкой), затем – мягкие музыкальные игрушки (пошуметь музыкальной игрушкой).


Звуки – наши неизменные спутники (слайд 3 носит музыкальное сопровождение: звуки самолетов и автомобилей). Они по-разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью.

Нас окружает море звуков, в том числе и вредных для здоровья: гул самолетов, рёв мотоциклов, урчание автомобилей, шум заводов. Звук у нас чаще всего ассоциируется с музыкой, но сегодня мы попытаемся показать и доказать, что звук это физическое явление.

Наша с вами задача, ребята, изучить звук и для этого мы перед собой должны поставить цели. По какому плану будем изучать данное явление?

Если у учащихся возникают проблемы с постановкой целей урока, то можно задать наводящие вопросы. Подумайте ребята, с чего лучше начать изучение звука? (с источников звука). Учащиеся формируют первую цель - выяснить какие существуют источники звука. Вторая цель - выяснить причину возникновения звука. Третья цель - выяснить, как распространяется звук, т. е. физическую природу звука (на слайде 4 цели повторяются).

Цели урока поставлены, тема определена, можно открыть тетради и записать сегодняшнее число на полях и тему урока. «Звук», но в конце урока тема будет дополнена
(слайд 5).


  1. Основная часть. Изучение нового материала.

1.В форме беседы переходим к изучению нового материала.

Давайте, ребята, вспомним, что изучает физика? (физические явления)

Какие физические явления вы знаете?

(механические явления, тепловые явления, световые явления, звуковые, электрические, магнитные явления) (слайд 6)

И каждое из этих явлений рассматривает определенный раздел физики (если учащиеся знают, то называют):

Механические явления – механика

Световые явления – оптика

Тепловые явления – термодинамика

Электрические и магнитные явления – электродинамика


Звуковые явления, которые мы сегодня рассматриваем на уроке, изучает акустика. Запишите в тетрадях. (Акустика - наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.) (слайд 7)

2. (Работа в парах)Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Источников звука в природе очень много. У вас на столах находятся примеры, вы должны подумать и разделить их на группы. Записать в тетрадях названия этих групп и под ними соответствующие примеры (Дается время на выполнение задания).

Молния, вой ветра, шум прибоя, камертон, шмель, телевизор, рояль, колокольчик, барабан, птицы, гонг, комар, взрыв.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. На какие группы вы разделили данные источники звука? (Естественные и искусственные) Какие примеры относятся к естественным источникам звука, какие к искусственным источникам звука? (проверка на слайд 8)

Давайте выясним, что является причиной возникновения звука? Например: у колокольчика (язык колокола), полет шмеля, комара (взмахи крыльев), струна гитары, камертон-? Подумайте, что между ними общего? (колеблющееся тело) Рассматривая любой источник звука, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся.

В вашем списке есть молния, которая сопровождается громом. Что в данном случае совершает колебания? (слайд 9 с музыкальным сопровождением)

Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Гром представляет собой колебания воздуха под влиянием очень быстрого повышения давления на пути молнии, вследствие нагревания приблизительно до 30 000 °C. Раскаты грома возникают из-за того, что молния имеет значительную длину и звук от разных её участков доходит до уха наблюдателя не одновременно.

Получается, источниками звука могут быть не только твердые тела, но и некоторые явления природы, вызывающие колебания воздуха в окружающей среде.


Рассмотрим опыт: заставим маятник совершать колебания. Ребята, вы слышите звук? (Нет) Почему? Ведь тело совершает колебания? Рассчитаете частоту колебаний маятника.

Человек воспринимает определенные частоты звука, в диапазоне от 16 до 20000 Гц, звуковые частоты (слайд 10).

Запишите в тетрадях: Звуковые частоты (которые воспринимает человек) находятся в диапазоне от 16 до 20000 Гц.

Значит, какое тело может стать источником звука? (Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой, является источником звука).

Как вы думаете, животные слышат в таком же диапазоне, как и человек? (Нет) Обратимся к таблице на странице 62 и выясним, у кого самый широкий диапазон воспринимаемых звуков? (слайд 11) У кого самый узкий диапазон воспринимаемых звуков? Кошка слышит лучше человека?

Напомните мне, ребята, что мы с вами изучили про источники звука.

Музыкальные инструменты - это источники звука? (Да)

Рассмотрите корпуса следующих музыкальных инструментов. Что они имеют общего? (слайд 12) (Деревянный корпус, отверстия)

Данный деревянный корпус называется резонатором. Как вы думаете, для чего он? (Для усиления звука (слайд 13)) Струны сами по себе издают слабый звук, громким он становиться благодаря корпусу определенной формы с отверстием, через который выходит звук.

Проведем опыт. Проверим, усиливает ли деревянный ящик камертона звук. Ударяю по рожкам камертона, мы слышим звук. Закрываю отверстие и снова ударяю по рожкам камертона - мы уже слышим приглушенный звук. Как происходит усиление звука, можете объяснить? (резонанс, колебание рожек передается корпусу, от корпуса воздуху, в котором и происходит усиление звука).
3.Давайте немного отдохнем и отправимся на цветочную поляну…(слайд 14 с гиперссылкой, демонстрирующей небольшой ролик из фильма «микрокосмос» ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

4. Пришло время выяснить физическую природу звука, т.е. как распространяется звук и каким образом мы слышим жужжание насекомых.


Ребята, вспомните определение волны. (Волна это процесс распространения колебаний частиц в пространстве с течением времени) Причина возникновения волны? (источник) Какие виды волн вы знаете? (поперечные, продольные) (слайд 15). Продольные волны распространяются в каких средах? (в любых).

Поперечные волны распространяются в каких средах? (В твердых).

Применим все эти знания на примере камертона. Камертон - источник волны? (да) Звук от камертона в виде волны распространяется в воздухе и эта волна является …? (продольной т.к. поперечная распространяется только в твердых средах)) Продольные волны носят какое название? ((слайд 16) Сжатия и разряжения.)

Действительно сжатия и разряжения среды, возникающие вследствие колебания камертона, распространяются в пространстве.

Значит, ребята, что представляет собой звук? (звуковую волну, продольную, в виде волн сжатия и разряжения.) (слайд 16) Давайте, запишем в тетрадях характеристику звуковой волны. Звук (звуковая волна) - это продольная волна, распространяющаяся в виде волн сжатия и растяжения. (слайд 17)

Сжатия и разрежения среды достигают барабанной перепонки, совершают вынужденные колебания и тем самым вызывают определенные слуховые ощущения.

Рассмотрим, как человеческое ухо воспринимает звуковые волны.

Как устроено человеческое ухо? (слайд 18) (сообщение ученика)

Человеческое ухо очень чувствительный прибор, который необходимо беречь. (Ухудшение слуха - сообщение ученика).

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы с вами, вот так вот просто, общаться на Луне? (Нет) (слайд 19 с гиперссылкой) Почему? (Там нет воздуха, вакуум, а где нет частиц, звук распространяться не может) (приложение 5 демонстрация видеоролик со звонком в вакууме.)

IV.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (слайд 20)

Прежде чем перейти к итогам урока, давайте запишем домашнее задание.

1.параграф 24,выучить

2.приготовить сообщения «как определили скорость звука»


3.выучить определения звуковой волны.

4.повторить параграф 22, формулы для расчета длин волн.


V. Итоги урока. Слайд 21


Вернемся к теме урока. (Звук)

Мы выяснили, что звук - это звуковые волны.(Допишите тему урока)

Достигли мы целей урока? (да) (слайд 22)

Что мы с вами выяснили про источники звука?

В чем причина возникновения звука?

И какова физическая природа звука?

VI. Закрепление материала.





з

в

у

К












а

к

у

с

т

и

к

а

м

а

с

с

а





г

е

р

Ц







п

р

о

д

о

л

ь

н

ы

Е

р

е

з

о

н

а

т

о

р







м

о

л

н

и

Я




п

е

р

е

п

о

н

к

а










1






















2

























3
















4
















5




























6





























7



















8































(слайд 23) 1.упругие волны, способные вызывать звуковые ощущения.

2.раздел физики, изучающий звуковые колебания.

3.от чего зависит скорость звука в газах.

4.еденица измерения частоты.

5.какие волны распространяются в газах и жидкостях.

6.корпус у музыкальных инструментов.

7.естественный источник звука.

8.в человеческом ухе она совершает вынужденные колебания.

(Слайд24)Ссылки используемые для создания презентации

1.http://www.runyweb.com/articles/life/kids/newborns-need-their-mothers-voice-to-really-fire-their-brains-up.html- голос матери.

2. http://newsonchina.ru/china/1220-самолет

3. http://coolmoto.ru/-мотоцикл

4. http://avto.ru/review/post_13574.html-автомобиль

5. http://wav.wizardsound.ru/main/sounds/noise/-звуки


6. http://zastavki-oboi.ru/pticy/sinyaya_ptichka-4481/-птичка

7. http://www.codamusic.ru/model.aspx?model=CFLAMENCOB-гитара

8. http://goodhoney.ru/-пчелка

9. markx.narod.ru/lit/kamerton.htm-камертон

10. http://0lik.ru/cliparts/3582-klipart-muzykalnye-instrumenty.html-музыкальные инструменты

11. sweetlady-j.livejournal.com/tag/...5D0%25B8-шелест листьев

12. http://www.free-diving.ru/ru/Строение_и_функции_уха_в_контексте_фридайвинга

13. http://niceworld.biz/health/ostorozhno-molniya.html-молния

14.http://school-collection.edu.ru/-анимации