birmaga.ru
добавить свой файл

1
МКОУ СОШ №9


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 с. Щелкун,

Сысертского района, Свердловской области.


Развлекательно – познавательная игра

для учащихся начальных классов

«Экология устами ребёнка».

Составитель:

Гордеева Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов

с. Щелкун, 2013 год

Развлекательно – познавательная игра «Экология устами ребёнка».

(Для учащихся начальных классов)

Цели:


  • Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы, об ответственности за окружающий человека мир природы,

  • Показать детям, что человек – работник в царстве природы.

  • Учить детей выполнять законы природы, показать, что необходимо делать как для здоровья человека, так и для здоровья природы.

  • Воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром.

  • Развивать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, природой ориентируясь на ненасильственную модель поведения.

  • Развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.

Оборудование и реквизит: грамзапись голосов птиц, жетоны, парту и стул, столы для команд, костюм царю и слугам, 5 флажков, фломастеры, таблички, задания, иллюстрации животных, 5 стульчиков.

(До начала игры комплектуется несколько команд, дети придумывают название, выбирают капитана)

Ведущий.

Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на развлекательно – познавательной игре «Экология устами ребёнка». Мы обобщим знания, полученные вами на минутках экологии, познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу, расскажем о том, как стараемся охранять природу. Сегодня за право назвать себя лучшими экологами будут бороться команды:


(Идёт представление команд)

Командам будут предложены задания, правильность выполнения которых будет оцениваться жетонами. При подведении итогов по этим жетонам будет определена лучшая экологическая команда нашей школы.
(Заранее подготовленные дети читают стихи)

Человек - он ведь природа,

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года,

И особый в нём времени ход.
Ведущий.

Итак, друзья, начнём программу

Проблем у вас большой запас.

А для кого они? Для вас!
(Дети читают стихи)

Что значит человек без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавля над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёт он, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

Что человек - венец природы

И без природы нам конец?
Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину:

Журчит, лепечет ручеёк

О том, что путь далёк – далёк.
Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжёлый жук,

Листва рассказывает сны.

Ты слышишь голос тишины.
( Прослушивание записи голосов птиц)
Ведущий.

К нам сегодня на игру пожаловали Его Величество со своей свитой. Послушайте, что они расскажут вам.
Слуга 1. В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь.
Царь. Царь я аль не царь?
Слуга 2. Царь, батюшка, царь!
Царь: Хочу я в век 21, в год 2013 совершить путешествие и посмотреть, что стало с моим царством – государством. В вашем времени я уже неделю, а всё ещё ничего не знаю.

И как же именуются эти хоромы?
Слуга 1. Школа.

Царь. А – а – а. А где же трон?
Слуга 2. Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.

Царь. До чего не удобен этот ваш престол!

Слуга 1. Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у них журнал лежит, пособия, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.

Царь: Что ж, и я тут посижу,

Речь вам умную скажу:

У меня нет интереса,

До учебного прогресса,

А вызывает интерес

Весь житейский ваш процесс.

Отвечайте мне немедля,

Чтоб вас всех попутал бес!
Ведущий.

Не извольте гневаться, Ваша милость!
Царь. Как же так, как вам не стыдно!

Мне порядку тут не видно.

Кто бумажки разбросал?

Кто скамейки поломал?

Где цветущие газоны?

И дорожки не метёны.

Али снова печенеги

Совершили к нам набеги?
Что творится! Не могу!

Я на Марс сейчас сбегу.

Сколько хлеба и воды

Здесь транжирят без нужды.

Этак, можно всю природу

Превратить в одни отходы.
Ведущий.

Ваше Величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию – науку о нашем зелёном доме, о планете Земля – мы учимся, как надо себя вести в природе, рассказываем об этом малышам. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем любить и охранять
Царь: Что ж, отрадно слышать это

Хочу услышать я,

Как природу охраняют мои новые друзья.

За правильные ответы буду я выдавать жетоны.
Ведущий.

А теперь мы послушаем голоса участников команд
1 задание «Кто быстрее»

(Для всех звучит вопрос. Команда, совещаясь, находит на него ответ. И как только вы будете готовы - капитан вашей команды поднимет вверх флажок.)


  • Это те, кто обижает зверей и ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)

  • Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк).

  • Светящий шар, горячий. А ещё это планета или звезда. (Солнце)

  • Это то, где все сажают, и когда она есть, то на деревьях листики вырастают. (Почва).
  • Она большая и грязная. И мама не разрешает по ней бегать. (Лужа)


  • Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник).

  • Какая ягода, растущая во влажных местах леса, максимально накапливает радиацию. (Клюква).

  • Как называются вредные вещества, способные вызвать развитие болезней и опухоли у человека? (Канцерогены)

  • При курении человек выдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ)

  • Маленькие санитары природы, мы их не видим. (Микроорганизмы).


2 задание «Книга жалоб природы»

(Командам даётся представитель (иллюстрация) животного или растительного мира: лес, рыбы, мыши, пчёлы, совы, озеро. Ваша задача:

1. Перечислить на кого и на что может жаловаться данный представитель.

2. Придумать, что сделать, чтобы таких жалоб больше не было или как исправить сложившуюся ситуацию.)

Например: Леса жалуются на то, что их вырубают. Команда предлагает действия: организовать посадку леса, организовать сбор макулатуры, использовать пластмасс вместо древесины и т. д.
Ведущий.

Представьте, ребята, что жалоба, поданная каким – либо животным или растением, не была услышана. Что с ним произойдёт? (Исчезнет)

Подумайте, кто и как от этого пострадает? (Привести пример, как в Китае уничтожили всех воробьёв)

Все в природе взаимосвязано, и исчезновение одного вида необратимо повлияет на весь животный мир.
3 задание «Всезнайки»

(Ведущий задаёт вопрос каждой команде по очереди. Задача: выбрать правильный ответ. С первой попытки – 2 жетона, со второй – 1 жетон, третья попытка – жетон соперникам)

  • Наука, изучающая птиц (кинология, орнитология, энтомология)

  • Какая птица выводит птенцов зимой (филин, клёст, стриж, орёл)
  • Какая птица умеет бегать под водой (оляпка, чайка, гагара, зимородок)


  • Назовите самого крупного паука (каракурт, птицеед, тарантул)

  • Кто слышит ногами (сверчок, таракан, кузнечик)

  • Назовите самый ядовитый гриб (мухомор, бледная поганка, желчный гриб, сатанинский гриб)

  • Лучше всего поглощают выхлопные газы машин, выделяя взамен кислород (берёза, тополь, сирень)

  • Для чего вокруг населённых пунктов необходимо большое количество лесов (для красоты, чтоб очищался воздух, для дров, чтобы селились птицы и животные)

  • Какое море стремительно высыхает из-за деятельности человека (Каспийское, Азовское, Аральское)

  • Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться? (Засыпать землёй, посадить на склонах деревья, делать в них свалки)

  • Какой зверёк всю зиму спит вниз головой (ёж, барсук, летучая мышь)


4 задание «Природоохранные знаки»

(Нарисовать природоохранный знак на тему: «Не ловите бабочек!», «Рубить деревья запрещено!», «Внимание, муравейник», «Осторожно первоцветы!», «Охота запрещена»)
Игра со зрителями. (пока команды выполняют рисунки зрителям предлагается:

1.Вспомнить песни, в которых упоминается о растениях или животных.

2.Ответить на вопросы:

- что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой (семена репейника, ясеня, ягоды рябины, боярышника, веники из лебеды)

- какие растения можно использовать при простуде? (липовый цвет, душицу, шиповник, мать - и мачеху, малину)

- почему рыбу нельзя ловить весной? (она нерестится)

- какой вред браконьеры наносят топором? (делают самовольные вырубки леса)
5 задание «Зоотеатр»

(Командам предлагается изобразить животных, насекомых, птиц, при этом правильно передать их повадки и поведение, а зрителям угадать этих животных)
Капитаны вытягивают задания:

- улетающие на юг журавли

- добывающие еду аисты


- утка с выводком

- муравьи на охоте

- лягушки на солнышке
Игра со зрителями. Зрителям предлагаем поучаствовать в «Гиннес – шоу»:

- Какое животное является самым крупным из всех существующих когда – либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 тонн).

Вопрос: От чего могут погибнуть синие киты и др. обитатели морей и океанов?

(Показываю иллюстрацию синего кита)
- Какое животное живёт дольше всех? (Слоновая черепаха, продолжительность её жизни составляет 175 лет)

Вопрос: Что может повлиять на продолжительность жизни слоновой черепахи?

(Показываю иллюстрацию слоновой черепахи)
- Какое животное самое громкоголосое из всех существующих на Земле? (Крокодил. На втором месте – бегемот, на третьем – лев)

Вопрос: Какие мероприятия проводят люди для сохранения численности данных видов на Земле?

(Показываю иллюстрацию крокодила)
6 задание «Юные экологи»

(Командам выдаются названия профессий: водитель, библиотекарь, директор типографии, продавец, учитель.

Задача: представить себя в роли данной профессии и рассказать, как ты можешь сократить количество мусора или какую помощь природе в борьбе с мусором ты можешь оказать на своём месте)
Водитель: не выбрасывать отработавшие свой срок запчасти и покрышки в не отведённых для этого местах; не выбрасывать мусор из окна автомобиля; сдавать в металлолом неисправные детали; организовать сбор металлолома и т. д.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, о вреде мусора; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру и активно призывать к этому читателей.

Директор типографии: публиковать статьи об охране природы; печатать свои издания на бумаге, изготовленной из макулатуры; использовать многоразовую упаковку.

Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру; использовать многоразовую упаковку.


Учитель: рассказывать детям о вреде мусора; организовать детей на субботник по уборке мусора; организовать в школе выставку рисунков о вреде мусора всем окружающим.
7 задание «Конкурс капитанов»

(По кругу ставятся стулья на спинках которых закреплены карточки с изображением животных из Красной книги: рысь, зубр, амурский тигр, белый журавль, выхухоль или другие по усмотрению учителя. Участники бегут вокруг стульев под музыку, по окончании музыки, все садятся на свободные стулья и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник должен рассказать о своём животном как можно больше.)
Царь. А теперь подведём итог, чтобы возвратившись в царство, тридевятое государство,

Я надеяться мог, что природоохранный урок был всем ребятам впрок.

(Подсчитываем количество жетонов и определяем команду – победительницу, а так же знатоков – экологов среди зрителей.
Производим награждение участников.
Слуга 1. Чтобы вы дары природыди зрителей. ов - экологовтельницу,доохранный урок был всем ребятам впрок.,

животных из Красной книги: рысь, зубр, амурский

Умножали год от года.
Слуга 2.Чтобы было что опять

Своим внукам передать.
Все. Мы свою природу – мать

Должны любить и охранять!