birmaga.ru
добавить свой файл

1


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра физики и методики ее преподавания


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова




РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры физики и МП

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.пед.наук, проф.

_____________Е.А.Дьякова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по научной специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика)

дисциплина (факультатив)




«Реализация деятельностного подхода к формированию физических понятий в современных условиях»



Форма обучения очная/заочная

Составители:

д.п.н., проф. Е.А.Дьякова,

к.п.н., доц. В.М.Нескороменко

Армавир

2012 г.

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины





Стр.

  1. Аннотация РПУД




3

  1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины





5

  1. Место дисциплины в структуре ООП




5

  1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины




5

  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы




6

  1. Структура и содержание учебной дисциплины




6

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

8

  1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины




9



Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины (факультатив)

«Реализация деятельностного подхода к формированию физических понятий в современных условиях»



Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации методики обучения основам молекулярной физики в основной и старшей школе с учетом профилизации старшей ступени.

Место учебной дисциплины в структуре ООП:

дисциплина относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей подготовки аспирантов. Для освоения дисциплины «Реализация деятельностного подхода к формированию физических понятий в современных условиях» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные при изучении курсов физики и методики обучения физике в вузе

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:


        • сущность деятельностного подхода к формированию физических понятий;

        • особенности реализации деятельностного подхода при изучении разных разделов курса физики основной и старшей школы;

        • содержание раздела «Молекулярная физика» на уровнях основной и старшей школы,

        • статистический и термодинамический подходы к изучению тепловых явлений,

        • особенности методики изучения основных понятий и закономерностей молекулярной физики и термодинамики на двух ступенях обучения и в профильных классах.

Уметь:

  • осуществлять научно-методический анализ учебного материала раздела «Молекулярная физика»,

  • осуществлять оптимальный подбор методов, приемов и средств к урокам изучения молекулярной физики и термодинамики,

  • разрабатывать уроки для профильной школе по разделу «Молекулярная физика».

Владеть:

    • навыками постановки демонстраций по разделу «Молекулярная физика».

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа).

Основные разделы учебной дисциплины:

  1. Деятельностный подход в обучении физике

  2. Научно-методический анализ разделов курса физики основной и старшей школы.

  3. Формирование основных понятий раздела «Молекулярная физика»в основной школе.

  4. Методика изучения основ молекулярно-кинетической теории в старших классах средней школы.

  5. Формирование термодинамических понятий, законов. Методика изучения термодинамики и принципа действия тепловых двигателей.
  6. Формирование у учащихся представлений о моделях макроскопических систем методика изучения их свойств.




Составители: д.п.н., проф. Е.А.Дьякова,

к.п.н., доцент Нескороменко В.М.

СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины
Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

Цель: сформировать готовность к реализации методики обучения основам реализации деятельностного подхода в обучении физике (на примере молекулярной физики в основной и старшей школе).

Задачи:

  • расширить и углубить знания в области содержания и методов формирования физических понятий (на примере раздела школьного курса «Молекулярная физика»),

  • сформировать умение осуществлять оптимальный подбор методов, приемов и средств к уроку по разделу «Молекулярная физика»,

  • сформировать умение разрабатывать уроки физики для профильных классов (на примере раздела «Молекулярная физика»).


Место дисциплины в структуре ООП:

  • дисциплина относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей подготовки аспирантов,

  • дисциплина опирается на знания по ТиМОФ и педагогике в области методов обучения, умения проектировать урок физики,

  • дисциплина предполагает владение:

    • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

    • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области.


Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:


Знать:


        • сущность деятельностного подхода к формированию физических понятий;

        • особенности реализации деятельностного подхода при изучении разных разделов курса физики основной и старшей школы;

        • содержание раздела «Молекулярная физика» на уровнях основной и старшей школы,

        • статистический и термодинамический подходы к изучению тепловых явлений,

        • особенности методики изучения основных понятий и закономерностей молекулярной физики и термодинамики на двух ступенях обучения и в профильных классах.

Уметь:

  • осуществлять научно-методический анализ учебного материала разделов,

  • осуществлять оптимальный подбор методов, приемов и средств к урокам изучения молекулярной физики и термодинамики,

  • разрабатывать уроки для профильной школе по разделу «Молекулярная физика».

Владеть:

    • навыками постановки демонстраций по разделу «Молекулярная физика».

Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы (72 часа):

Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.


(практич.)

занятия


лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1

2

72

36

22

14




36

Зачет

Заочная

2

3

72

10

10

-




62

зачет


Структура и содержание учебной дисциплины (очная/заочная формы обучения):

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Деятельностный подход в обучении физике

12/12

4/2


2/0




6/10

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

2.

Научно-методический анализ разделов курса физики основной и старшей школы

8/10

2/2

2/0




4/8

Систематизация

по схеме н.-метод. анализа

3.

Формирование основных понятий раздела «Молекулярная физика» в основной школе.

10/9

2/1

2/0




6/8

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

3.

Методика изучения основ молекулярно-кинетической теории в старших классах средней школы.

12/10

4/2

2/0




6/8

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

4.

Формирование термодинамических понятий, законов. Методика изучения термодинамики и принципа действия тепловых двигателей.

10/9

2/1

2/0




6/8

Подготовка кратких сообщений,

дискуссия


5.

Формирование у учащихся представлений о моделях макроскопических систем методика изучения их свойств.

12/12

4/2

2/0




6/10

Подготовка кратких сообщений,

дискуссия

6.

Особенности разработки уроков к разделу «Молекулярная физика» в классах разного профиля

14/12

4/2

2/0




8/10

Разработка и демонстрация уроков,

дискуссия




ИТОГО:

72/72

22/10

14/0




36/62





Содержание учебной дисциплины (очная/заочная формы обучения)

(Тематической планирование)

п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия


Самост. работа

1.

Деятельностный подход в обучении физике:

    • психологические основы,

    • идеология деятельностного подхода к формированию физических понятий

4/2

2/0




6/10

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

2.

Научно-методический анализ разделов курса физики основной и старшей школы:

2/2

2/0




4/8

Систематизация

по схеме научн.-метод. анализа

3.

Методика изучения основ молекулярно-кинетической теории в старших классах средней школы:

  • Основные положения молекулярно-кинетической теории.

  • Основные понятия М.К.Т. и методика их формирования.

  • Изучение основного уравнения М.К.Т. газов и его следствий.

2/1

2/0




6/8

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

4.

Формирование термодинамических понятий, законов. Методика изучения термодинамики и принципа действия тепловых двигателей:
  • Анализ понятия температуры и этапы ее формирования. Формирование понятий внутренней энергии и работы газа. Изучение законов термодинамики и принципов действия тепловых двигателей.


4/2

2/0




6/8

Систематизация

с помощью вопросов по основному материалу

5.

Формирование у учащихся представлений о моделях макроскопических систем, методика изучения их свойств:

  • Анализ моделей макроскопических систем: идеального и реального газа, идеального и реального кристалла, жидкости,

    • Методика формирования модельных представлений по молекулярной физике.

2/1

2/0




6/8

Подготовка кратких сообщений,

дискуссия

6.

Особенности разработки уроков к разделу «Молекулярная физика» в классах разного профиля:

  • Уроки для базового профиля.

  • Уроки для физико-математического профиля.

  • Уроки для гуманитарного профиля.

  • Уроки для биолого-химического профиля.

4/2

2/0




6/10

Подготовка кратких сообщений,

дискуссия




ИТОГО:

22/10

14/0




36/62





Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

  1. Основная литература:
  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11. М.: Дрофа, 2008.


  2. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы :Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред.С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М., 2000.

  3. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы :Учебное пособие для студентов педвузов / Под ред. С.Е.Каменецкого. М., 2000.




  1. Дополнительная литература:

  1. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе физики средней школы. М., 1987.

  2. Дьякова Е.А., Нескороменко В.М. Основы теории и методики обучения физике. Методические рекомендации для подготовки к экзаменам для студентов физфака. Армавир: РИЦ АГПУ, 2007.

  3. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М, 1986.

  4. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. Заведений / Под ред С.Е.Каменецкого и С.В.Степанова. М., 2002.

  5. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1985.

  6. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1972.

  7. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1980.

  8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.,1975.

  9. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. ч. 1. / Под ред. В.П.Орехова и А.В. Усовой. М., 1980.

  10. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Электродинамика: пособ. для учит./ С.Я. Шамаш, Э.Е.Эвенчик, В.А.Орлов и др. М.: Просвещение, 1987.

  11. Мякишев Г.Я., Сотский Н.Н. физика. Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  12. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Учебник для угл. Изуч. Физики. М.: Дрофа, 2001.
  13. Научные основы школьного курса физики. / Под ред. С.Я.Шамаша и Э.Е.Эвенчик. М., 1985.


  14. Нескороменко В.М. Обобщение и систематизация знаний по школьному курсу физики. Армавир: РИЦ АГПУ, 2007.

  15. Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы. Вестник образования: Профильное обучение/Тематический выпуск, декабрь 2002.

  16. Перышкин А.В. Физика. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 2006.

  17. Перышкин А.В., Родина Н.А., Рошовская Х.Д. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы. М., 1985.

  18. Покровский А.А. и др. Практикум по физике в старших классах средней школы. М., 1973.

  19. Свитков Л.П. Термодинамика и молекулярная физика. - М., 1986.

  20. Журналы «Физика в школе», «Школа будущего».


Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

    • Лаборатория демонстрационного эксперимента АГПА.

    • Оборудованная лекционная аудитория с проектором. Отдельный ПК для преподавателя и подключенный к компьютеру проектор для демонстрации презентаций.

    • Образовательные ресурсы:

- http://dibase.ru/ - авторефераты,

- edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека;

- edu.ru - ресурсы портала для общего образования;

- http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества;

- school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники;


- allbest -   "Союз образовательных сайтов"  Подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; "Электронные библиотеки" - коллекции сайтов по различным темам;

- ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса; -

- mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

- rost.ru/projects - Национальный проект "Образование";

- edunews - Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте;

- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов;

- newseducation.ru - "Большая перемена";

- rgsu.net  - Российский Государственный Социальный Университет;

- http://studyspace.ru/studyspace.ru-tov.html;

- http://sfiz.ru/ - новости физики;

- info@schoolpress.ru. – «Физика в школе»,

- nauka-i-shkola.ru – «Наука и школа»,

- http://www.schoolfut.ru/ - «Школа будущего»,

- hetoday.org – «Высшее образование сегодня».