birmaga.ru
добавить свой файл

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭф)
____________________________________________________________________
_______________________________________


Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Магистерская программа: Энергообеспечение предприятий. Энерготехнологический комплекс промышленных предприятий

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»


Цикл:

М.2 Профессиональный




Часть цикла:

по выбору № 2




дисциплины по учебному плану:

10.2




Часов (всего) по учебному плану:

216




Трудоемкость в зачетных единицах:

6

1 семестр

Лекции

36 часов

1 семестр

Практические занятия

18 часов

1 семестр

Лабораторные работы


нет




Расчетные задания, рефераты

нет




Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

162 часа




Экзамены

нет




Курсовые проекты (работы)

36






Москва - 2011

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является выработка у магистранта системного подхода к анализу и оценке эффективности энерго- и ресурсопотребления и определению рациональных направлений развития энерготехнологического комплекса промышленных предприятий.

Задачи дисциплины:

- вооружить будущих специалистов знанием, умением и навыками разработки и реализации методов и способов создания энергоэффективных и экологичных энергетических и технологических производственных процессов в промышленности;

- дать информацию о состоянии современных энергетических и технологических систем, технологий и оборудования в мире и в России, запасах и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

- вскрыть причины существенного перерасхода ТЭР на единицу внутреннего валового продукта (ВВП) в России по сравнению с Советским Союзом периода 80-х годов XX в. и с современными развитыми промышленными странами;

- отразить современные тенденции в разработке и освоении энергоэффективного и экологичного оборудования, энергетических и технологических технологий и систем;

- дать основные понятия о видах, методах и способах составления энергобалансов


объектов различного назначения, привить навыки их составления и расчета на их основе показателей эффективности использования ТЭР;

- дать понятие о средствах, научить методам и способам сбора, обработки и анализа информации о производстве, транспортировании и потреблении ТЭР на предприятиях на основе методов статистики и балансов (материальных, тепловых, энергетических и эксергетических) при проведении энргоаудита;

- научить принимать и обосновывать конкретные технические решения при разработке и реализации энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технических решений на основе применения энергоэффективных и экологичных технологий, оборудования и материалов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла М.2 и являет-

ся дисциплиной по выбору студента основной образовательной программы подготовки магистров по программе «Энергообеспечение предприятий. Тепломассообменные процессы и установки» направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах учебного плана подготовки бакалавров: «Гидрогазодинамика», «Техническая термодинамика», «Тепломассообмен», «Электротехника и электроника», «Метрология, теплотехнические измерения, сертификация», «Котельные установки и парогенераторы», «Основы трансформации тепла и процессов охлаждения», «Источники тепловой энергии», «Тепломассообменное оборудовние предприятий», «Производственное обучение на ТЭЦ», «Технологические энергоносители предприятий» и «учебно-производственная практика», «Технологические энергоносители предприятий» и «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологии», а также на знаниях, полученных при изучении дисциплин базовой и вариативной части учебного плана подготовки магистров – «Современные проблемы теплоэнергетики», «Экологическая безопасность», «Принципы эффективного управления теплотехнологическими процессами в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии», « Энергоаудит и энергосбережение на промышленных предприятиях».


Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при дальнейшем изучении дисциплин программы магистерской подготовки «Ситемы энергообеспечения предприятий», «Проблемы энерго- и ресурсосбережения в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии», «Бизнес-планирование и управление проектами в промышленной энергетике» и выполнении магитерской диссертационной работы.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования.
Знать:


  • основные источники научно-технической информации по материалам в эерго-и ресурсосбережении; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; владеть основными методами, и средствами получения, хранения, переработки и анализа информации, использовать компьютер как средство работы с информацией;

  • материалы и оборудование, применяемые в энергохозяйствах, при реализации энергосберегающих мероприятий и технических решений на предприятиях;

  • источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по технологии изготовления основных элементов котлов и парогенераторов; источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по экозащитным мероприятиям, энерго- и ресурсосбережения.



Уметь:

  • самостоятельно разбираться в нормативных документах, методиках расчета и применять их для решения поставленной задачи;

  • использовать программы расчетов характеристик оборудования;

  • осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые материалы;

  • принимать участие в разработке проектной и конструкторской документации;
  • выбирать энерго- и ресурсосберегающее, экологичное оборудование;


  • анализировать информацию о новых энерго- и ресурсосберегающих, энергоэффективных и экологичных технологиях.

  • обладать способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; нормативно-техническую документацию в области в области энергопотребления и энергосбережения;


Владеть:

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике;

  • терминологией в области энерго- и ресурсосбережения;

  • навыками поиска информации об энерго-и ресурсосбережении, защите окружающей среды от вредных выбросов, стоков и отходов;

  • информацией о технических параметрах энерго- и ресурсосберегающего, энергоэффективного оборудования и технологий;

  • навыками применения полученной информации при разработке и реализации энерго- и ресурсосберегающего, энергоэффективного оборудования и технологий.


3.2. В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования общеобразовательные компетенции (ОК):
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности в процессе изменения социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);

- использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

- проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5);

- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);


- использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);

готовность вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-9).
3.3. Выпускник должен обладать следующими профессиональными общепрофессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1);

- использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);

- демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3);

- находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4);

- анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5);

- применять современные методы исследования, проводить технические испытания и (или) научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы (ПК-6);

- способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-7);

- оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8);

- использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии (ПК-9);

для расчетно-проектной и проектно-конструкторской деятельности:

- способностью формулировать задания на разработку проектных решений, связанных с модернизацией технологического оборудования, мероприятиями по улучшению эксплуатационных характеристик, повышению экологической безопасности, улучшению условий труда, экономии ресурсов (ПК-10);


- способностью к определению показателей технического уровня проектируемых объектов или технологических схем (ПК-11);

- готовностью к участию в разработке эскизных, технических и рабочих проектов объектов и систем теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологии с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта их разработки (ПК-12);

- к проведению технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектных решений (ПК-13);

- использовать прикладное программное обеспечение для расчета параметров и выбора теплоэнергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования (ПК-14);

- выбирать серийное и новое энергетическое, теплотехническое и теплотехнологическое оборудование, системы и сети (ПК-15);

для производственно-технологической деятельности:

- готовностью к осуществлению надзора за всеми видами работ, связанных с эффективным и бесперебойным функционированием производственного оборудования (ПК-17);

- к обеспечению бесперебойной работы, правильной эксплуатации, ремонта и модернизации энергетического, теплотехнического и теплотехнологического оборудования, средств автоматизации и защиты, электрических и тепловых сетей, воздухопроводов и газопроводов (ПК-18);

- определению потребности производства в топливно-энергетических ресурсах, подготовке обоснований технического перевооружения, развития энергохозяйства, реконструкции и модернизации предприятий - источников энергии и систем энергоснабжения (ПК-19);

- к обоснованию мероприятий по экономии энергоресурсов, разработке норм их расхода, расчету потребностей производства в энергоресурсах (ПК-20);

- готовностью применять методы и средства автоматизированных систем управления технологическими процессами в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях (ПК-21);

для научно-исследовательской деятельности:


- готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-22);

- способностью планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований, давать практические рекомендации по их внедрению в производство (ПК-23);

- готовностью представлять результаты исследования в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях (ПК-24);

для организационно-управленческой деятельности:

- готовностью к руководству коллективом исполнителей, принятию решений, определению порядка выполнения работ (ПК-25);

- способностью к разработке мероприятий по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращению экологических нарушений (ПК-26);

- к разработке перспективных планов работы производственных подразделений, планированию работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-27);

- способностью организовать работу по повышению профессионального уровня работников (ПК-28);

- к организации работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов (ПК-29);

- к разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии (ПК-30);

- способностью к выполнению расчетов с необходимыми обоснованиями мероприятий по экономии энергоресурсов, потребности подразделений предприятия в электрической, тепловой и других видах энергии, участию в разработке норм их расхода, режима работы подразделений предприятия, исходя из их потребностей в энергии (ПК-31);

- для педагогической деятельности:

готовностью к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК-32).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. Классификация систем и оборудования энерготехнологического комплекса предприятий

19

1

2

1

-

16

Тест на знание терминологии основных процессов, оборудования и систем

2

Масштабы и эффективность потребления ТЭР при производстве и преобразовании энергии.

24


1

4

2




18

Тест: масштабы и эффективность производства и преобразовании ТЭР

3

Масштабы и эффективность потребления ТЭР в системах энергоснабжения, транспортирования и распределения энергоресурсов.

24

1

4

2




18

Тест: составление балансов ранее изученных аппаратов и установок

4

Масштабы и эффективность потребления ТЭР в типовых технологических процессах промышленных предприятий.

29

1

6

3




20

Тест на знание тепловых схем типовых технологических проессов

5

Масштабы и эффективность энергопотребления общеинженерных системы жизнеобеспечения предприятий.


23

1

4

2




17

Контрольная работа

6

Материальные, тепловые, энергетические балансы, показатели эффективности использования ТЭР на административно-бытовых объектах предприятий

25


1

4

2




19

Тест: расчет теплопотребления административно-бытовыми помещениями зданий



Окончание таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7

Метод балансов и его применение, показатели эффективности использования ТЭР энергетических объектов

28

1

6

3




19

Контрольная работа:

8

Материальные, тепловые, энергетические и эксергетические балансы, показатели эффективности использования ТЭР технологических объектов

23

1

4

2




17

Подготовка расчетного задания

9

Методы, способы и средства сбора, обработки и анализа информации о потреблении ТЭР при проведении энергоаудита и составлении балансов

17


1

2

1




14

Подготовка расчетного задания

10

Зачет

4

1










4







Итого:

216




36

18




162































11

Курсовой проект

36

1

--

18

--

18

Презентация и защита курсового проекта


4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

1. Введение. Классификация систем и оборудования энерготехнологического комплекса предприятий

Системы и оборудование промышленных источников электрической энергии, теплоты, холода, сжатых газов и воздуха. Системы и оборудование для тепло-, энерго, холодо-, водо-, воздухо- и газоснабжения предприятий. Промышленные технологические потребители ТЭР. Системы и оборудование обеспечения жизнедеятельности предприятий (отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения, канализования и обезвреживания стоков, газообразных выбросов и твердых отходов). Виды и параметры энерго-, тепло- и хладоносителей. Вторичные энергоресурсы (ВЭР). Централизованные и автономные системы энергоснабжения и жизнеобеспечения предприятий. Понятие о концепции устойчивого развития, о влиянии деятельности человека на природу. Распределение добываемых, производимых и потребляемых ресурсов в мире. Проблемы и перспективы потребления ТЭР в энергетике и технологии.


2. Масштабы и эффективность потребления ТЭР при производстве и преобразовании энергии.

Принципиальные схемы тепловых электростанций, паровых и водогрейных котельных, холодильных станций и установок, воздушных компрессорных станций. Автономные воздушные компрессоры. Основные зависимости для расчета их производительности, потребления ТЭР, коэффициенты полезного действия (КПД), удельные показатели потребления ТЭР. Доли потребления ими ТЭР в общем потреблении предприятий. Повышение эффективности производства энергии на основе применение газотурбинных и парогазовых установок, превращения котельных в ТЭЦ и мини-ТЭЦ. Применение детандер-генераторных агрегатов в системах топливоснабжения. Причины отставания России от промышленно развитых стран и перспективы применения тепловых насосов при производстве, транспортировании и потреблении ТЭР.

3. Масштабы и эффективность потребления ТЭР в системах энергоснабжения, транспортирования и распределения энергоресурсов.

Принципиальные схемы и основные виды оборудования систем топливоснабжения, паровых и водяных систем теплоснабжения, автономных систем теплоснабжения с высокотемпературными минеральными и органическими теплоносителями. Тепловые сети. Тепловые пункты. Схемы присоединения потребителей к источникам теплоснабжения. Температурный график водяных тепловых сетей, качественный и количественный методы регулирования отпуска теплоты. Расчет нормативных и фактических потерь теплоты, гидравлических потерь в тепловых сетях, затрат энергии на перемещение теплоносителей. Влияние состояния трубопроводов на теплопотери. Электрические сети, нормативные и фактические потери электроэнергии в сетях, эффективность передачи электроэнергии от источников электроснабжения до потребителей. Применение частотно-регулируемого электропривода в системах тепло-, холодо- и водоснабжения предприятий.

4. Масштабы и эффективность потребления ТЭР в типовых технологических процессах промышленных предприятий.


Типовые технологические процессы, аппараты и установки: нагрев и охлаждение, выпаривание, сушка, перегонка и ректификация, сорбционные процессы, химические реакторы, и др. Уравнения материальных, тепловых, энергетических и эксергетических балансов типовых технологических процессов. Масштабы и эффективность потребления ТЭР в типовых технологических процессах. Показатели эффективности использования ТЭР в технологии. Типовые энерго – и ресурсосберегающие решения в промышленных технологических процессах Внутреннее (регенеративное) и внешнее использование ВЭР в технологии. Ступенчатое использование потенциала. Применение промежуточного подогрева и рециркуляции сушильного агента в процессах сушки. Применение тепловых насосов в технологии. Энерготехнологичекое комбинирование. Методы топливных чисел и предельного интенсивного энергосбережения и их применение при оценке эффективности использования ТЭР в технологических системах.
5. Масштабы и эффективность энергопотребления общеинженерных системы жизнеобеспечения предприятий.

Тепловые схемы и оборудование систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения предприятий. Основные уравнения материальных, тепловых и энергетических балансов для расчета мощности, потребления ТЭР на работу систем жизнеобеспечения предприятий. Основные направления по экономии энергии в системах жизнеобеспечения с применением современных средств автоматизации, утилизаторов теплоты вентиляционных выбросов, рационального выбора вида системы отопления (паровое, водяное, воздушное), применения панельно-лучистых отопительных приборов, тепловых насосов, использования теплоты возобновляемых источников энергии и ВЭР.
6. Материальные, тепловые, энергетические балансы, показатели эффективности использования ТЭР на административно-бытовых объектах предприятий

Материальные, тепловые, энергетические балансы объектов административно-бытовых зданий и помещений, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, систем горячего водоснабжения. Фактическое и нормативное потребление ТЭР, относительные, удельные и нормативные показатели эффективности использования ТЭР в жилых и общественных зданиях, системах отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, системах горячего водоснабжения зданий. Энерго-и ресурсосберегающие технологии, мероприятия и технические решения, реализуемые на объектах ЖКХ, в системах отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и горячего водоснабжения зданий.


7. Метод балансов и его применение, показатели эффективности использования ТЭР энергетических объектов

Материальные, тепловые, энергетические и эксергетические балансы. Топливный, паро-конденсатный, водный, тепловой, энергетический и эксергетический балансы источников электро-, тепло-, хладоснабжения, снабжения сжатым воздухом, систем водоснабжения. Полезные составляющие балансов и потери веществ, энергии и эксергии. Вывод формул для расчета показателей эффективности использования ТЭР: КПД КЭС и ТЭЦ; электрического и теплового КПД ТЭЦ; эксергетического КПД КЭС и ТЭЦ; теплового и эксергетического КПД паровой и водогрейной котельной; удельных потреблений ТЭР на единицу вырабатываемой, преобразуемой энергии. Абсолютный и относительный холодильный коэффициент и коэффициент трансформации энергии и их связь с энергетическим балансом холодильной машины и теплового насоса. Вторичные энергоресурсы энергетических систем и установок. Возможности применения тепловых насосов на источниках электро-, тепло-, хладо-, воздухоснабжения, систем водоснабжения.
8. Материальные, тепловые, энергетические и эксергетические балансы, показатели эффективности использования ТЭР технологических объектов

Сводные и частные, аналитические материальные, тепловые, энергетические и эксергетические балансы объектов, систем и установок предприятий обрабатывающих отраслей экономики. Полезные составляющие балансов и потери веществ, энергии и эксергии. Вывод формул для расчета показателей эффективности использования ТЭР: КПИ, удельных расходов ТЭР технологических систем и установок. Вторичные энергоресурсы технологических систем и установок. Возможности применения тепловых насосов в технологии. Регенеративное и внешнее использование ВЭР технологических систем и установок
9. Методы, способы и средства сбора, обработки и анализа информации о потреблении ТЭР при проведении энергоаудита и составлении балансов

Назначение и классификация материальных, тепловых, энергетическиих и эксергетических балансов; сводные общие и частные (по видам энергоносителей), аналитические балансы ТЭР. Структура и составляющие балансов и балансовых уравнений. Связь балансовых уравнений с показателями эффективности производства и потребления ТЭР. Методы и способы сбора и получения информации (инструментальный, документальный, расчетный, расчетно-нормативный) при составлении балансов. Методы составления балансов по потокам, связывающим объект с внешними источниками и потребителями или стоками веществ и энергии (метод «черного ящика»), и по разностной схеме, т.е. с определением составляющих баланса, полезно используемых на объекте, и потерь веществ и энергии. Балансы как средство проверки полноты и достоверности информации о производстве и потреблении ТЭР на объекте. Связь балансовых уравнений с показателями эффективности использования ТЭР (КПД, КПИ ТЭР, удельным потреблением ТЭР). Особенности составления балансов объектов, которые или часть оборудования которых работает в периодическом и переходном режимах. Понятие об энергетическом обследовании, экспресс- и углубленном энергоаудите объектов различного назначения, законодательной основе и источниках финансирования их проведения. Цель и задачи энергоаудита. Последовательность его проведения. Содержание энергетического паспорта, отчета о проведении энергоаудита и программы реализации энергосберегающих мероприятий

4.2.2. Практические занятия

Повторение принципиальных схем, оборудования, принципа действия и изображения циклов производства электрической энергии, теплоты и холода, сжатого воздуха, оборотных систем водоснабжения

Составление тепловых и энергетических балансов для паровых и водогрейных котлов, котельных, ТЭЦ и КЭС. Сравнение расходов топлива на раздельную и комбинированную выработку электроэнергии и теплоты. Расчет КПД КЭС и ТЭЦ, паросиловых и газотурбинных циклов.

Расчет тепловых и гидравлических потерь в тепловых сетях с учетом способа прокладки тепловых сетей и утечек теплоносителей, доли возврата конденсата на источник пароснабжения.

Составление материальных, тепловых и энергетических балансов, оценка эффективности использования ТЭР в технологических установках (выпарных, ректификационных, сушильных и др.) по коэффициентам полезного использования, удельному потреблению ТЭР.

Составление и анализ имеющихся в литературе эксергетических балансов, расчет эксергетических КПД и КПИ и анализ имеющихся в литературе данных по эксергетическим КПД и КПИ для источников тепло- и электроснабжения, технологических аппаратов, установок и систем.
4.4. Курсовой проект

Составление энергобаланса предприятия обрабатывающей отрасли промышленности с учетом наличия исходной информации для расчета энергопотребления на технологию, отопительно-вентиляционную нагрузку, горячее водоснабжение, с последующей оценкой эффективности использования ТЭР при расчетных условиях, за отопительный и летний периоды, а также с предложением трех энергосберегающих мероприятий (технических решений) с энергетическим обоснованием целесообразности их реализации.

4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.4. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с обращением к знаниям и умениям студентов, приобретенным в процессе производственного обучения на ТЭЦ и прохождения студентами производственной практики, с посещением на одной из лекций одного из современных ЦТП (центральных тепловых пунктов), во время прохождения учебно-производственной практики.

Практические занятия проводятся в форме семинаров. Освоение материала поверяется при проверке индивидуальных заданий и при помощи тестов и контрольных работ.

При тестировании знаний и на контрольных выдаются индивидуальные расчетные задания.
Самостоятельная работа включает подготовку к тестам и контрольным работам, оформление расчетного задания и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету и экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются индивидуальные тестовые задания, контрольные работы, устный опрос.

Аттестация по дисциплине – зачет.

В приложение к диплому вносится оценка за 2 семестр обучения в магистратуре.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:


  1. Назмеев Ю.Г., Конахина И.А. Теплоэнергетические системы и энергобалансы промышленных предприятий. Учебное пособие. М.: Издательство МЭИ. 2002. – 407 с.

  2. Ефимов А.Л. Энергобалансы промышленных предприятий. Учебное пособие М.: Издательство МЭИ. 2002. – 84 с.

  3. Показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Учебное пособие / Ефимов А.Л., Хомченко Н.В., Юркина М.Ю. – М.: Издательство МЭИ, 2011. – 48 с.


б) дополнительная литература:

  1. Тепловые схемы и оборудование энергоэффктивных систем теплоснабжения. Лабораторный практикум: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Я. Шелгинского и А.Л. Ефимова. М: Издательский дом МЭИ, 2008 – 232 с.

5. Практическое пособие по выбору и разработке энергосберегающих проектов. / Справочно-методическое пособие в семи разделах. Под общ. Ред. О.Л. Данилова и П.А. Костюченко. М.: Технопромстрой. 2006. 668 с.


6. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника. Справочник / Под общ. ред. Чл.-корр. РАН А.В. Клименко и проф. В.М. Зорина. М.: Издательский дом МЭИ. 2004. - 632 с.


  1. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях. Учебник для вузов / О.Л. Данилов, А.Б. Гаряев, И.В. Яковлев и др.; под ред. А.В. Клименко. – М.: Издательский дом МЭИ, 2010. – 424 с.

  2. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети: Учебник для вузов. – М.: Издательство МЭИ. 2001. – 472 с.

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

Электронный учебник и задачник кафедры ТМПУ по энергосбережению (http://twt.mpei.ac.ru/MCS/Worksheets/ES/2-5-4/xmcd).

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций, компьютерный класс для выполнения курсового проекта, справочно-методические материалы по вопросам энерго- и ресурсосбережения, проведения энергоаудита и др.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» при реализации программы подготовки магистров кафедры ТМПУ «Энергообеспечение предприятий. Тепломассообменные процессы и установки».
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: Ефимов А.Л.

к.т.н., профессор
"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой ТМПУ Гаряев А.Б.

к.т.н., профессор