birmaga.ru
добавить свой файл

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


"Средняя общеобразовательная школа №5"


Рассмотрено на заседании МО учителей __________________ Руководитель МО

_________________________ Протокол № ___

от "___" сентября 200__г.

Согласовано

зам.директора по __________

__________________________

"____" сентября 2010г

Утверждаю

директор МОУ СОШ №5

__________ Ефремкина Н.А.

приказ № __

"____" сентября 2010г


Рабочая программа

учебного предмета Право,

составленная на основе федеральной программы

государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), помещённой в «Сборнике нормативных документов» Министерства образования и науки РФ, Дрофа, 2007, с.43.
для 10-11 классов

на 2010-2011 учебный год

Составил:

Учитель Истории_

(предмет)

I квалификационной категории

(категория, разряд)

присвоенной приказом отдела

образования г. Усолье -Сиьирское

24. 04. 2009г. № 390.

Маркелова_ Д.А._

(ФИО)

Пояснительная записка

Актуальность изучения права для современной жизни трудно оспорить. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны очень нужны знания в области юриспруденции. Таким образом, перед преподавателем права стоит весьма ответственная задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Предлагаемая программа по праву составлена на основе федеральной программы государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), помещённой в «Сборнике нормативных документов» Министерства образования и науки РФ, Дрофа, 2007, с.43.


Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.

В программе применяются новые технологии обучения: нестандартные формы проведения занятий, специально организованные дискуссионные упражнения в парах и малых группах, конструктивные дискуссии, интерактивное обучение, деловая игра, правовой марафон. Диагностические материалы выполнены в форме ЕГЭ.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, правовом содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа соблюдает строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывает межпредметные и внутрикурсовые связи и содержание учебного предмета «Обществознание» в старшей школе. Кроме того включены темы способствующие профессиональной ориентации и самореализации школьников.

Основные содержательные линии программы по праву для X, XI классов общеобразовательной школы (базовый уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правоотношения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.


В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение ими правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как профильный учебный предмет, создаёт основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, внимание в нём акцентируется на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:


  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической ответственности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;


  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Программа рассчитана на 68 учебных часов: 10 класс-34 часа, 11 класс-34 часа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы – выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт,если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается: понимание ценности образование как средство развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности – постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм, различать виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных норм.

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью, анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения


Результаты изучения курса Право приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует образовательному стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности , поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

Рубрика «Знать/ понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать


  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной сласти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основание и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.



Описание разделов программы

История появления государства ( 3 ч)

Происхождение государства . Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Понятие государственного органа. Классификация государственных органов. Законодательные, исполнительные, правоохранительные органы.

Нормы права (7ч)

Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники и формы права. Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридические конфликты. Общение как важнейшая составляющая правовой культуры. Понятие и виды правонарушений. Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Конституция Российской Федерации (17ч)

Конституция РФ. Конституция- Основной Закон государства и общества. Основы конституционного строя Российской федерации. Народовластие в Российской Федерации. Гражданство. Конституционные права граждан. . Система конституционных прав и свобод в Российской федерации. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Конституционные обязанности граждан. Выборы. Избирательная система и избирательный процесс. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент РФ. Парламент РФ. Правительство РФ. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации. Органы судебной власти РФ.

Профессия и право. (5ч)

Юридические профессии и юридическая этика. Особенности юридической этики. Судья. Адвокат. Прокурор. Следователь. Нотариус. Юрисконсульт. Практикум для закрепления материала.

Практикум для закрепления пройденного материала. (1ч)

Труд и социальная защита. (12ч)

Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Право собственности в РФ (10ч)

Право собственности и его содержание. Субъекты права собственности. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и завещанию. Защита имущественных и неимущественных прав.

Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд).


Споры и порядок их рассмотрения.

Семейное право (7ч)

Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов.

Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи. Практикум.

Уголовное право (3ч)

Понятие и задачи уголовного права. Понятие преступления. Действие уголовного закона.

Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие общественную и противоправность деяния. Соучастие в преступлении. Понятие и цели наказания. Система и виды наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Характеристика Особенной части УК РСФСР. Уголовная ответственность за преступления против личности, прав и свобод граждан. Уголовная ответственность за преступления против собственности. Уголовная ответственность за хулиганство. Преступления, связанные с наркоманией и токсикоманией. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном

процессе. Практикум.

Практикум для закрепления пройденного материала. (1ч)

Учебно – тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1.

 История появления государства

3 ч 

Практикум 

Работа с электронным учебником

Контрольное тестирование 


2.

Нормы права 

7ч 

Практикум .

Дискуссионные упражнения в парах и малых группах

Тестирование в форме ЕГЭ 

3.

Конституция Российской Федерации

17ч

Практикум

Правовой марафон

Тестирование в форме ЕГЭ 

4.

Профессия и право



Практикум

Работа с электронным учебником

Тестирование

Словарный диктант

5.

Практикум для закрепления пройденного материала



Практикум

Тестирование в форме ЕГЭ 

11 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Трудовое право


12ч

Урок-практикум "Трудовой договор"

Тест "Трудовое право"

2.


Право собственности в РФ


10ч

Урок-практикум

Урок вопросов и ответов

3.

Семейное право



Урок-практикум по семейному праву

Тестирование в форме ЕГЭ 

4.

Уголовное право



Урок-практикум

Тестирование в форме ЕГЭ 

5.

Итоговый контроль знаний.



Тренинг

Тестирование в форме ЕГЭ 

Учебная и методическая литература


  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. 10-11 классы.- М., Просвещение, 2007..

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации

  3. Конституция Российской Феденрации.

  4. Кашанина Т.В. Основы права: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений – М.: Вита –Пресс, 2005

  5. Кузьмин В.А. Политологический блок уроков // Преподавание истории в школе. – 2007 г.- № 1-2.

  6. Кодекс закона о труде РФ

  7. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: методическое пособие по курсу «Человек и общество».- М., Просвещение, 2006г.

  8. Лейберов И.П., Марголис Ю.Д.,Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. – 2006.- № 2.

  9. Никитин А.Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2007.
  10. Никитин А.Ф. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика» 9 класс. – М., Просвещение, 2007.


  11. Никитин А.Ф. Право и политика. Методическое пособие.- М., Просвещение, 2001.

  12. Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие. – М., Просвещение, 2005.

  13. Никитин А.Ф. Основы обществознания. Методическое пособие. – М., Просвещение,

2001.

  1. Никитин А.Ф. Обществознание. Справочное пособие. – М., Росмен, 2006.

  2. Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 классы. – М., Просвещение, 2004.

  3. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: Книга для учителя.- М., Просвещение, 2001.

16.Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику 10-11 классы. – М., Просвещение, 2002.

КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Кол-во часов

Тема урока

Виды, формы контроля

даты прохождения темы

план

Факт (внесенные коррективы)

Трудовое право

12
















1

Законодательство о труде

Решение познавательных задач и проблемных заданий

1 нед сент







1

Трудовой кодекс


Работа с документом, решение задач.

2 нед сент







1

Занятость и трудоустройство в РФ

Презентация резюме

3 нед сен







1

Трудовой договор.

Дискуссия на тему «Выбор работников как право работодателя»

4 нед сен







1

Урок-практикум "Трудовой договор"

Работа с документами, решение задач.

5 нед сен







1

Рабочее время и время отдыха

Решение познавательных задач и проблемных заданий

1 нед окт







1

Трудовая дисциплина

Решение познавательных задач и проблемных заданий

2 нед окт







1

Труд молодёжи

Дискуссия на тему «Подросток как работник»

3 нед окт





1

Безработица.

Дискуссия на тему «Безработица как социальное явление», решение задач.

4 нед окт







2

Страхование, пенсионное дело.

Дискуссия о пенсионном возрасте в Российской Федерации, задачи и задания.

2 нед нояб







1

Тест "Трудовое право"

Тестирование

3 нед нояб




Право собственности в РФ

10
















1

Право собственности и его содержание

Дискуссия на тему «Что же такое собственность-благо или тяжёлое бремя?»

4 нед нояб







1

Субъекты права собственности

Решение познавательных задач и проблемных заданий

1 нед дек







1

Предпринимательство, его виды.

Дискуссия на тему «Бизнес: польза или вред?», решение задач.


2 нед дек







1

Договоры

Решение познавательных задач и проблемных заданий

3 нед дек







1

Урок-практикум

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

4 нед дек







2

Защита имущественных и

неимущественных пр

Дискуссия на тему «Защита собственности – какой ценой?», решение познавательных задач и проблемных заданий

2 нед янв

3 нед янв







1

Споры, их порядок рассмотрения

Тест на определение способности защищаться, используя судебные и несудебные способы.

4 нед янв







1

Контрольная работа по теме

"Собственность"

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

1 нед фев







1

Урок вопросов и ответов.

Дискуссия на тему «Подросток как предприниматель»


2 нед фев




Семейное право

7
















1

Брак и семья по семейному праву.

Дискуссия на тему «Брак – на всю жизнь?», «Надо ли регистрировать брак?»

3 нед фев







1

Права супругов

Решение познавательных задач и проблемных заданий

4 нед фев







1

Обязанности супругов

Решение познавательных задач и проблемных заданий

1 нед март







1

Права и обязанности родителей

Решение познавательных задач и проблемных заданий

2 нед март







1

Права и обязанности детей

Решение познавательных задач и проблемных заданий

3 нед март






2


Урок-практикум по семейному праву

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

1 нед апр

2 нед апр




Уголовное право

4
















1

Понятие преступления

Тестовые задания, решение познавательных задач

3 нед апр







1

Виды преступлений

Тестовые задания, выполнение проблемных заданий

4 нед апр







1

Наказание и его цели

Дискуссия на тему «Можно ли исправить преступников?», «Должна ли быть в России отменена смертная казнь?»

1 нед май








1

Обобщающий урок по теме

Уголовное право"

Тестирование, решение познавательных задач и проблемных заданий

2 нед май









Итоговый контроль знаний.


Тестирование в форме ЕГЭ 

3 нед май




Итого:

34