birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3



Солдаткина Светлана Андреевна

МБОУ «СОШ №4»
Рабочая программа по химии 9 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

УМК О. С. Габриеляна
Пояснительная записка

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов из федерального компонента БУП 2004

года – 2 часа в неделю.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;

-федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;

-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 20010/11 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 822 от 23.12.2009г;

-Письмо Минобразования России от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (http://www.vestnik.edu.ru)

-учебный план МБОУ «СОШ № 4» на 2012/13 учебный год;

-Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

-авторская программа О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).


Концепции, заложенные в содержании учебного материала.

Рабочая программа по химии построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы. В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Задачи раздела «Химия-9»

Обучение

  1. Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – лекция, урок – конференция, интегрированный урок,    урок – тест,  урок – решение задач, проектная деятельность учащихся. 

  2. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- 

  3. исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования. 

Развитие


Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер. 


Воспитание


   Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;

-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 25 часов;

-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 14часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

2.Сокращено число часов

- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»с 8 часов до 6 часов.

3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.


4. Практические работы из практикумов №2 и №3 перенесены в соответствующие темы курса.

5. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Формы и методы, технологии обучения.

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой.Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-комуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

В реализации данной программы используются следующие средства:


  • учебно-лабораторное оборудование;

  • учебно-производственное оборудование;

  • дидактическая техника;

  • учебно-наглядные пособия;

  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)

Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Учебно-методический комплект

  • Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);
  • Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).


  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2006.

  • Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009г.

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.

  • Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2010г.

  • Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2009.

Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.

Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Учебно – тематический план 9 класса.


темы

Наименование тем


Всего часов

Из них:

Уроков, лекций, семинаров.

Практических работ.

Контрольных работ.




Введение

6

6







1

Металлы.

16

14

1

1

2

Неметаллы

25

21

3

1

3

Органические соединения

14

13

-

1

4

Химия и жизнь

6

6

-

-




Обобщение курса химии

1

1

-

-




Итого

68

61

4

3



Перечень лабораторных опытов, практических и контрольных работ 9 класса.

Лабораторные опыты.

1). Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2). Ознакомление с образцами металлов.

3). Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4). Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия, железа.

5). Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6). Качественные реакции на ионы Fe 2+ Fe 3+.

7). Качественные реакции на хлорид – ионы.

8). Качественные реакции на сульфат – ионы.

9). Распознавание солей аммония.

10). Получение углекислого газа и его распознавание.

11). Качественная реакция на карбонат – ион.

12). Ознакомление с природными силикатами.

13). Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

14). Изготовление моделей молекул углеводородов.

15). Свойства глицерина.

16). Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

17). Взаимодействие крахмала с йодом.
Практические работы.

Практическая работа № 1. «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Практическая работа № 2. «Подгруппа кислорода».

Практическая работа № 3. «Подгруппа азота и углерода».

Практическая работа № 4. «Получение, собирание и распознавание газов».
Контрольные работы.

Стартовая контрольная работа № 1.

Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы».

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы».

Итоговое тестирование за курс химии основной школы.
Содержание учебного материала 9 класс.

(2 часа в неделю; всего 68 часов).

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов).

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт.1). Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1. Металлы (16 часов).

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значения. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Способы получения металлов: пиро-, гидро-, и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли(хлориды, карбониты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.


Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2). Ознакомление с образцами металлов. 3). Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4).Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5). Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Практические работы:

Практическая работа № 1. «Получение соединений металлов и изучение их свойств».



следующая страница >>