birmaga.ru
добавить свой файл

1



МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовского района Тамбовской области




392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

тел. 8(4752) 65-31-53

E-mail:rcschool@yandex.ru

Рабочая программа

по литературному чтению

2 класс
(УМК «Перспективная начальная школа»)

Автор разработки: Латышева И.Ю.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.А. Чураковой образовательной системы «Перспективная начальная школа».

Рабочая программа составлена Латышевой И.Ю., учителем начальных классов высшей квалификационной категории.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура документа

Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.


Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предме­том в начальной школе, с помощью которого можно решать не толь­ко узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественней культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). Только такое спе­циально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взрос­ления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художествен­ной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Программа второго класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во втором классе предусматривается формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией - младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления обучающихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: обучающиеся анализируют смысл названия произведения, поступки герое», их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Рабочая программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Цели обучения

Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:


  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как ба­зовым в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной чита­тельской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от­зывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представле­ний о добре и зле;

  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонацио­нальной России.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на про­тяжении всех лет обучения в начальной школе.

Идея первая. Сформировать грамотные представ­ления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.

Идея вторая. Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.

Идея третья. На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов, из расчета 4 часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на ос­нове восприятия и передачи художественных особенностей тек­ста, выражения собственного отношения к тексту и в соответст­вии с выработанными критериями выразительного чтения.


Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушате­лям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передаёт отношение чтеца к изобра­женной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критери­ями выразительного чтения.

Формирование умений чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целена­правленного восприятия элементов формы и содержания лите­ратурного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказыва­ния в устной и письменной форме.

В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:


  • осознанно читать;

  • строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

  • описывать и сопоставлять различные объекты;

  • самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки обучающихся», которые структурированы по трем компонентам: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Народное творчество

11

2

2

Авторская литература

111

6

3

Формирование библиографической культуры

7




4

Резерв времени

7




Итого:

136

8

Основное содержание (136 часов)


1. Народное творчество (11 ч)

Сказки о животных. Общее представление. Разница характе­ров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народ­ных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, вол­шебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотво­рение сил природы; возможность превращения человека в жи­вотное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение со­бытий в виде цепочки, использование повтора как элемента по­строения, использование повтора речевых конструкций как спо­соб создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:


  • имена 2—3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

  • названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

уметь:

  • читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • различать сказку о животных и волшебную сказку;

  • определять особенности волшебной сказки;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения;

  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

  • узнавать изобразительно-выразительные средства литератур­ного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;

  • пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы со словарями.

2. Авторская литература (111 ч)

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыба­ке и рыбке»), и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного; чуде­са, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в ав­торской сказке композиционных особенностей народной волшеб­ной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, по­втор речевых конструкций и слов как средство создания опреде­ленного ритма и основание для устной трансляции текста). Непо­вторимая красота авторского языка.


Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгун­ский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых со­бытий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравст­венных проблем; возможность вымысла. Нравственная пробле­ма, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характе­ры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружа­ющего мира: мира природы и человеческих отношений. Способ­ность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте ок­ружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении оли­цетворений. Представление о важности в создании художест­венного образа таких поэтических приемов, как сравнение, зву­копись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, ги­перболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетво­рения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие мо­жет быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки «Барсук - любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:


  • имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы;

  • имена 2—3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

  • названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

уметь:


  • устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • пересказывать текст небольшого объема;

  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

  • узнавать изобразительно-выразительные средства литератур­ного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;

  • пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • определения содержания книги по ее элементам;

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы со словарями.

3. Формирование библиографической культуры (7 ч)

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из до­машней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содер­жательность обложки книги и детского журнала, рубрики журна­ла, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

В результате изучения раздела обучающийся должен

знать/понимать:

  • имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,

  • имена 2—3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

  • названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

уметь:

  • читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • читать выразительно поэтический текст в соответствии с вы­работанными критериями выразительного чтения;


  • пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

  • определения содержания книги по ее элементам;

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы со словарями.

Резерв времени (7 ч)
Круг чтения и опыт читательской деятельности.

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок - золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Барсук - любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».

А. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой ца­ревне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари: «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис: «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин: «Скинуло кафтан...»; М. Лермонтов: «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья...», «Уж небо осенью дышало...»; Ф. Тютчев: «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин: «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л. Толстой: «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев: «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким: «Яблоко»*; А. Ахундова: «Окно»; Т. Белозеров: «Хомяк», «Ути-Ути»*, «Самое доброе слово»*; В. Берестов: «Картинки в лужах»; М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Коте­нок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песен­ка», «Улов»*; А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа...», «Мой бедный Шарик...»;

А. Екимцев: «Осень»; Е. Есеновский: «У мальчика Юры ужаснейший насморк...»;


Б. Заходер: «Собачкины огорчения»; С. Козлов: «Желудь»; Ю. Коринец: «Тишина»;

А. Кушнер: «Что я узнал!»; Г. Лагздынь: «Утренняя кричалка»; В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева: «Было тихо...»*; С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков: «А что у вас?»; Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет...»; Э. Мошковская: «А травинка не знает...», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат...», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечики пти­ца»*; И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир: «У прохожих на виду...»; Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова:«Редкий тип»; А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс: «Врун»*; Е. Чеповецкий: «В тихой речке у причала»; С. Черный: «Что кому нравится»*; К. Чуковский: «Федотка»; Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зер­кальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.

* Примечание. Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии.
Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературного чтения обучающийся 2 класса должен

знать/понимать:


  • имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы;

  • имена 2—3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

  • названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

уметь:


  • читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • читать выразительно поэтический текст в соответствии с вы­работанными критериями выразительного чтения;

  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;

  • устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

  • читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • пересказывать текст небольшого объема;

  • различать сказку о животных и волшебную сказку;

  • определять особенности волшебной сказки;

  • определять тему и выделять главную мысль произведения;

  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

  • узнавать изобразительно-выразительные средства литератур­ного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;

  • пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения содержания книги по ее элементам;

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы со словарями.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс: учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. О.В. Малаховская Литературное чтение. 2 класс: хрестоматия - М.: Академкниг/Учебник, 2011.

3. О.В. Малаховская Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1, 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4. Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.