birmaga.ru
добавить свой файл

1
Сапожникова А.О.


студентка 5 курса
РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения; соответствующий раздел методики русского языка. Они пронизывает собой все организационные формы обучения: урок, домашние задания и пр. Включает в себя:


  1. предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования знания типичных ошибок и трудностей;

  2. обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в различных текстах и отдельных словах, в устной и письменной речи на основе самопроверки и редактирования;

  3. исправление, учет, классификацию ошибок учителем, с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и прогнозирования работы в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;

  4. организацию и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками на различных уроках.

Перечисленные виды работ проводятся с ошибками разных типов – речевыми, орфографическими, орфоэпическими и т.п. Необходимо подчеркнуть, что важнее всего ошибки предупреждать; саму ошибку рассматривать как явление ненормальное; преодоление ошибок вести с опорой на теоретический материал, на положительные образы, на норму литературного языка.

Среди причин, порождающих ошибки учащихся, нужно назвать следующие:

  • у ученика слабо развиты познавательные способности;

  • не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);

  • орфограмму видит, но ошибочно её определяет;

  • допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;

  • работает медленно, не успевает применить свои знания.

В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.

Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа её усвоения, возраста учащихся, развития и индивидуальных особенностей. Как отмечает Т. Г. Рамзаева, “предупредить – это не значит только подсказать написание слов. Предупреждение – это способ развития орфографической зоркости”.


Предупреждение ошибок должно служить для овладения учащимися общих способов решения орфографических задач, т.е. выполнения в определенной последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов. Наибольшие трудности вызывают решения именно задач звуко-буквенного текста, о чем свидетельствуют многочисленные и устойчивые ошибки на правописание безударных гласных; парных звонких и глухих согласных. Поэтому, готовя детей к знакомству с названными орфографическими правилами, необходимо регулярно включать в минутки чистописания, словарную работу, другие этапы урока задания на различение гласных и согласных звуков и букв на основе их сравнения, характеристики, группировки и определение их звуковых значений, постановку ударения.

Орфография строится на основе фонематического принципа. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. Для того, чтобы ребёнок освоил законы орфографии как системы правил, вводится термин “позиция” и объясняется, каково положение (место) звука в слове; соответственно вводятся термины “слабая” и “сильная” позиции. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников, поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются. “Опасные места” – так называем мы слабую позицию. Каждый раз эти самые “опасные места” нужно доказывать. Узнавать, какую букву писать в слабой позиции, непросто. Этому нужно долго учиться. И здесь на помощь к нам приходит прием с “окошечком” (с пропуском орфограммы) предложенный Соловейчик М. С. В своей работе мы используем несколько измененный прием: на месте “окошечка” дети пишут карандашом предполагаемую букву, чтобы не нарушить требование графически правильного письма. Это и есть основной способ ухода от орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи. Так вырабатывается умение действовать по алгоритму: обнаружив “опасное место”, если сомневаешься, пиши карандашом ту букву, которую считаешь верной.


После того как определили ударные и безударные слоги, учащиеся записывают слово. Важнейшее условие состоит в том, что ученики, записав слово сами, показывали “опасные места”, прописывая карандашом предполагаемую букву. Это место мы называем “окном” (т.к. буква прозрачная, невидимая), например, слова “трава, стена”. Далее ведется работа по подбору родственных, проверочных слов, где буква из слабой позиции переходит в сильную позицию, учащиеся орфографически правильно проговаривают слово и вставляют правильную букву.

Специфическая форма записи слова с записью орфограммы карандашом на месте “опасного места” (“окна”) – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с “опасными местами” учились прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствуя свою орфографическую зоркость.

Когда основной опорой изучения написаний являются зрительные и рукодвигательные образы (например, непроверяемые написания), учителю необходимо применять приемы, обеспечивающие легкость и прочность зрительного восприятия. Таким приемом, как указывают Н. С. Рождественский, Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова и др., является вынесение на доску слов на неизученное правило или трудных для написания с указанием в них орфографической трудности, подбором однокоренных слов. Орфограммы можно обозначать разным способами – выделять цветом (пальто), размером шрифта (пАльто), расположением. Составление списков однокоренных слов должно сопровождаться разбором значения каждого отдельного слова, выделением орфограммы и морфемы, в которой она находится.

Кроме указанных приемов, для предупреждения орфографических ошибок используется выборочное комментирование (учащиеся объясняют прежде всего написание тех слов, в которых испытывают затруднение), проговаривание трудных для написания слов (хоровое, индивидуальное), а также различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный и др.) и разборов (фонетический, морфемный, орфографический).


Т. Г. Рамзаева подчеркивает, что предупреждению ошибок может служить овладение учащимися общим способом решения орфографической задачи, т.е. выполнение в определенной последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов. Общий способ решения орфографической задачи представляется в следующем виде: произношение слова – распознавание орфограммы – определение места орфограммы в слове – определение способа проверки – проверка – запись слова – контроль.

Предупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя, обеспечивающую правильное применение школьниками орфографических правил в специальных упражнениях и самостоятельных творческих работах.

Работа по предупреждению орфографических ошибок связана с работой по их исправлению. Процесс предупреждения и исправления орфографических ошибок включает последовательное выполнение определенных действий, необходимых для решения орфографической задачи. Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок должна проводиться с учетом этой взаимосвязи.

Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон: с одной – вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодоления ошибок, с другой – вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ. Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок. Это различные упражнения, использование таблиц, карточек, перфокарт и т.п.

Большинство учителей предпочитают традиционный прием указания на ошибку: зачеркивание орфографической ошибки, надписывание нужной буквы, обозначение на полях условным знаком. При этом не учитываются тип ошибки, ее причины, индивидуальные особенности учащихся, цель исправления ошибки, уровень овладения умением исправлять орфографические ошибки. Цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением: чем старше ученик, тем больше доля самостоятельности в работе над ошибками.


Среди разнообразных приемов исправления ошибок наиболее ценным следует признать тот, который обеспечивает осознание учащимся допущенных им ошибок. Когда учитель уверен, что учащийся сам исправит ошибку и не сделает при этом новой, то использует приемы, рассчитанные на большую степень самостоятельности. Чем конкретнее и подробнее указание на ошибку, тем легче учащимся ее исправить. Исправления, сделанные учителем в тетради, должны обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не способствуют исправлению орфографических ошибок.

После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками. Чаще всего учащиеся используют приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному учителем после письменной работы, или многократно переписывают слово. Такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым закрепляя вариант неправильного написания.

Опыт показывает целесообразность проведения отдельных уроков для работы над ошибками. Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1) работа над типичными ошибками, которая проводилась в классе после выполнения проведенной работы;
2) работа над индивидуальными ошибками, которая проводилась как в классе, так и дома.

Проводя работу над орфографическими ошибками на специальном уроке, учитель воспроизводит знания детей по отдельным правилам орфографии, на которые ими были допущены ошибки, дает образцы объяснения ошибок, закрепляя орфографические навыки, а также готовит учащихся к самостоятельной работе над ошибками, кроме того, учитель указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо её исправить, и почему исправить таким образом. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с анализа орфограмм, которые являются основной в данной работе. Проверив письменные работы детей, учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными в данном случае для всех детей и над которыми надо основательно поработать в классе коллективно. Здесь отрабатываются, как сказано выше, типичные ошибки, а дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками. Причем успех в домашней работе зависит от того, насколько обучающей была эта работа на уроке.



Использованная литература:


  1. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева. – М. : Просвещение, 1987 – 267 с.

  2. Разумовская Л. И. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя / Л. И. Разумовская. – М. : Просвещение, 1996. – 251 с.

  3. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение, 1993. – 482 с.

  4. Чистякова Л. Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л.Н.Чистякова // Начальная школа. – 1997. – №2. – С.27.

  5. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. – 2001. – №4. – С.42.

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Михеева С.Л.